На Урале отреставрируют легендарный паровоз-декапод

Паровозы-декаподы (с пятью движущими осями) изготавливались в США по советским чертежам

Свердловские железнодорожники готовятся отреставрировать легендарный паровоз-декапод, недавно прибывший на Свердловскую магистраль с Дальнего Востока. После проведения реставрационных работ локомотив пополнит экспозицию музея железнодорожной техники.

Паровозы-декаподы (с пятью движущими осями) серии Е изготавливались в США на заводах ALCO и Baldwin по советским чертежам (в основу новой модели легла проверенная конструкция дореволюционного паровоза серии Ел). В 1940-е годы по программе «ленд-лиза» в Советский Союз было поставлено более 2 тыс. таких машин, которые сыграли немаловажную роль в обеспечении железнодорожных перевозок для нужд фронта и тыла во время Великой Отечественной войны.

Справка. История американских «декаподов» в России началась еще в начале XX века. В период Первой мировой войны объемы перевозок и грузооборот российских железных дорог значительно возросли и возникла необходимость существенно увеличить вес поездов. Русскими инженерами была разработана конструкция перспективного паровоза типа «1-5-0» (с пятью движущими и одной свободной осью), который мог справиться с поставленной задачей. Но свободных производственных мощностей для выпуска данного локомотива в России не было, поэтому заказ на 400 паровозов серии Е был размещен на североамериканских заводах. В 1916 году несколько десятков паровозов данной серии было направлено на Пермскую железную дорогу (предшественница Свердловской магистрали) для дальнейшего развития пропускной и провозной способностей главной и горнозаводской линий.

До начала 30-х годов эти паровозы оставались самыми мощными локомотивами на отечественных железных дорогах. В настоящее время на полигоне СвЖД звание самых мощных серийных локомотивов закрепилось за трехсекционными электровозами серии 2ЭС10 «Гранит», которые спосо­бны водить поезда весом 9 тыс. тонн.

Источник | фото