Открыт основной пусковой комплекс электродепо «Нижегородское»

До полного запуска Большой кольцевой линии метро остались считаные дни – Сергей Собянин

20 февраля открыт основной пусковой комплекс (вторая очередь) электродепо «Нижегородское» Большой кольцевой линии (БКЛ) метро.

«Сегодня запускаем очень важный объект для города – “Нижегородское” – электродепо, которое будет обслуживать 40 процентов будущей Большой кольцевой линии метро. Всю линию мы должны открыть в ближайшие дни. Без этого депо пуск был бы невозможен. Здесь есть все, начиная от помещений для эксплуатации, ремонта вагонов до комнат отдыха локомотивных бригад. Поздравляю вас с пуском, это большая победа», – отметил мэр Москвы Сергей Собянин на церемонии открытия.

В настоящее время по БКЛ курсируют почти 50 составов, которые обслуживает электродепо «Замоскворецкое». После открытия оставшихся участков БКЛ количество поездов увеличится почти в два раза. Парность движения на отдельных участках возрастет с 18 до 36 пар в час, а интервалы сократятся с 3,2 до полутора-двух минут в часы пик.

Обслуживать дополнительные поезда будут новые электродепо: «Аминьевское» – на западе Москвы, «Нижегородское» – на востоке.

Новое электродепо «Нижегородское»

Строительство электродепо «Нижегородское» началось в 2015 году. Для размещения депо выбрали территорию бывшего Московского завода по модернизации и строительству вагонов имени В.Е. Войтовича (шоссе Энтузиастов, дом 4, строение 30). Таким образом, сохранена преемственность в использовании производственной площадки. Здесь по-прежнему будут ремонтировать и обслуживать пассажирские вагоны, но уже не для поездов дальнего следования, а для самой большой в мире кольцевой линии метро.

«“Нижегородское” уникально тем, что построено практически в центре столицы, – депо в пределах нынешнего ТТК не строили уже почти 70 лет. С максимальной пользой использована территория заброшенной промзоны и подведенные к ней железнодорожные пути», – написал в своем телеграм-канале мэр Москвы. 

Лишь два действующих депо – «Северное» (1935 год, старейшее в Москве) и «Красная Пресня» (1954 год) – расположены, как и «Нижегородское», близко от центра города.

Строительство административно-бытового корпуса депо (первая очередь) завершили в 2016 году. В феврале 2023 года ввели в эксплуатацию основной пусковой комплекс депо (вторая очередь) – отстойно-ремонтный корпус с производственными мастерскими, мотодепо, камеру мойки подвижного состава, здание эксплуатационного персонала и другие объекты. Всего возведено 115,9 тыс. кв. м производственных площадей.

Подвижной состав будет выезжать из электродепо «Нижегородское» по соединительной ветке до камеры съездов за станцией «Нижегородская» длиной 2,2 км. Ветку проложили в условиях плотной городской застройки на глубине от 11 до 35 м под действующими путями Московской железной дороги и многочисленными автодорогами.

Развернутая длина путей депо «Нижегородское» с учетом соединительной ветки составила более 13 км, что сравнимо с расстоянием между четырьмя станциями Большой кольцевой линии от «Кленового бульвара» до «Текстильщиков».

Обслуживать поезда будут специалисты завода-изготовителя по контракту жизненного цикла, что позволит сделать ремонт, диагностику и мойку составов более качественными, а также экономить до 15% затрат на обслуживание вагонов.

В соответствии с самыми строгими регламентами обеззараживания подвижного состава московского метро убирать и мыть поезда будут ежедневно, а проводить дополнительную обработку – раз в 10 дней. Ремонт разной степени сложности и трудоемкости в «Нижегородском» будет проходить 288 вагонов в год.

В штате депо – более 900 рабочих мест. Для персонала созданы максимально комфортные условия для эффективной работы и полноценного отдыха. Тридцать три комнаты отдыха локомотивных бригад организованы по типу гостиничных номеров – с размещением в одном блоке с санузлом.

Корпус медицинской службы включает в себя кабинет предрейсовых осмотров, кабинеты врача и медицинского психолога, процедурную, прививочный кабинет и комнату восстановительных мероприятий.

Также предусмотрены тренажерный зал с кабинетом инструктора по физической культуре и открытая спортивная площадка, актовый зал на 170 мест, столовая на 98 мест и хозяйственные помещения (прачечная, гладильная, помещения для хранения спецодежды).

Основные технические характеристики депо:

ночной отстой – 30 составов по восемь вагонов;

мойка – 16 составов в сутки;

эксплуатационное обслуживание – 30 составов в сутки;

техническое обслуживание – 16 вагонов в сутки;

ТО-4 (обточка колесных пар) – три вагона в сутки.

Периодический ремонт:

ПР-1 – 192 вагона в год;

ПР-2 – 96 вагонов в год.

Как развиваются электродепо московского метро

Московский метрополитен эксплуатирует 21 электродепо. С 2011 года реконструировали или построили 11 депо. Среди новых – шесть депо: «Митино», «Братеево», «Нижегородское», «Лихоборы», «Солнцево» и «Руднево». Они обслуживают поезда на пяти линиях (более 90 станций). В числе депо, где провели реконструкцию, – «Печатники», «Выхино», «Планерное», «Владыкино» и «Сокол».

В 2023–2024 годах планируют построить еще три электродепо: «Аминьевское», «Саларьево» («Столбово») и «Южное» («Братеево-2»).

Таким образом, к концу 2024 года подвижной состав Московского метрополитена станут обслуживать 24 электродепо. Из них три депо – «Замоскворецкое», «Нижегородское», «Аминьевское» – будут работать в составе Большой кольцевой линии.

В будущем планируют провести реконструкцию электродепо «Новогиреево» Калининской линии, а также построить электродепо «Троицкое» («Летово»), «Ильинское» и «Бирюлевское» («Красный Строитель») для обслуживания Троицкой, Рублево-Архангельской и Бирюлевской линий метро соответственно.

В депо Московского метрополитена работают около 16 тыс. человек, в том числе 5,6 тыс. машинистов. Эксплуатируемый парк составляет 6,4 тыс. вагонов разных моделей, при этом уже 70% парка – вагоны нового поколения.

Помимо выполнения основной функции – отстоя, планового обслуживания и мойки подвижного состава, электродепо являются базовыми предприятиями Московского метрополитена по ремонту электропоездов и вспомогательному производству, а также служат для размещения персонала и оборудования разных служб метро.

Источник | фото