В Москве вышел на линию 500-й электробус

Ожидается, что к 2023 году электробусы составят треть наземного транспорта Москвы

На линию вышел 500-й электробус, поступивший в парк Мосгортранса. Он будет перевозить пассажиров по маршруту М4 от станции метро «Озерная» до станции метро «Октябрьская». Производитель машины – ПАО «КАМАЗ».

По словам Сергея Собянина, в последние годы в московском общественном транспорте произошли настоящие революционные изменения: старые пригородные электрички заменили «Иволги» и «Ласточки», в метро появился новый поезд «Москва», на трамвайных линиях курсируют современные и комфортные «Витязи». Кардинальные изменения происходят и в автобусных парках столицы.

«Два года назад, вы помните эту историю, мы запускали первый электробус. Все считали, что это фантастика, что он никуда не поедет, работать не будет. Вот она, реальность: 500 электробусов – самый большой парк среди европейских городов», – отметил мэр Москвы.

По его словам, город не гонится за количеством – все дело в качестве новых машин. «Электробус – первоклассная машина, удобная и для водителей, и для пассажиров, очень комфортная. Будем дальше работать, наращивать объемы поставок так, чтобы у нас весь парк Мосгортранса был заменен электробусами», – сказал Сергей Собянин.

Электробусы не только комфортнее автобусов, но и помогает решать экологические проблемы мегаполиса. «Мы видим, как меняется экология, потому что лучше становится легковой транспорт, личный транспорт. Все-таки машины каждый год прибавляют с точки зрения экологичности. А мы не позади должны быть, а впереди. Формировать моду, создавать экологические тренды в первую очередь», – добавил мэр Москвы.

Сергей Собянин напомнил, что в сегодняшней ситуации пассажирам общественного транспорта необходимо соблюдать меры безопасности. «Сейчас самое главное в транспорте – соблюдать перчаточно-масочный режим. Беречь себя тоже очень важно. Помимо того, что транспорт должен быть чистым, опрятным, продезинфицированным. И все должны помнить, что необходимо беречь себя и окружающих», – подчеркнул он.

Мэр Москвы поговорил с водителем 500-го московского электробуса Мариной Шибаевой. Она рассказала, что новые машины значительно облегчили труд ей и ее коллегам. «Я работала на троллейбусе. И конечно, большая разница в эксплуатации. Штанги не падают, за контактную сеть выглядывать не надо: исправно все или не исправно. Наверх лазить угольки менять не надо. Гораздо легче работать – мы пришли, повесили валидатор, зафиксировали, документы получили, заполнили и спокойно поехали», – сказала Марина Шибаева.

По ее словам, пассажиры тоже довольны новым общественным транспортом. Бывает, они специально ждут электробусы на остановках, пропуская автобусы того же маршрута. А водителям нравится комфорт и эргономичность кабины, удобство управления, быстрый набор скорости и плавная остановка машины. На то, чтобы зарядить электробус на конечной остановке, достаточно 10–15 минут – это как раз то время, в течение которого водители отдыхают между рейсами. И в холодное время года, по словам Марины Шибаевой, электробусы показали себя достаточно хорошо.

«Они с каждым годом совершенствуются, мы же слушаем ваши замечания, предложения, дорабатываем модель. В Москве создадим свой сборочный завод и будем дорабатывать уже московскую модель с какими-то нюансами и так далее. Та машина, что была два года назад, все равно имеет отличия в конструкции от сегодняшней», – добавил Сергей Собянин.

Первые электробусы вышли на улицы города осенью 2018 года. По условиям контрактов в 2018–2019 годах отечественные производители «ГАЗ» и «КАМАЗ» поставили в Москву 300 электробусов. На этот год запланирована поставка еще 300 электробусов, из них 200 уже вышло на линию. Таким образом, столичный парк электробусов стал крупнейшим в Европе. Для сравнения: в Лондоне курсирует 300 электробусов, в Париже – 259, в Берлине – 200 и в Амстердаме – 164.

Сегодня электробусы обслуживают 36 маршрутов. С начала работы они перевезли свыше 55 млн пассажиров и прошли более 22 млн км по дорогам Москвы.

Московский электробус способен вместить 85 пассажиров, в нем предусмотрено от 30 мест для сидения. Благодаря низкому уровню пола, наличию пандуса, накопительной площадке и местам для слабовидящих людей с собакой-поводырем пользоваться электробусами удобно всем, в том числе маломобильным пассажирам.

Московский электробус – экологичный вид транспорта. В нем есть климат-контроль, USB-разъемы для зарядки мобильных устройств и медиаэкраны.

Запас энергии электробусы пополняют в течение шести – 10 минут с помощью ультрабыстрых зарядных станций на конечных остановках. В городе установлено уже 100 зарядных станций. Запас хода составляет 40–50 км.

Конструкция электробусов постоянно улучшается. В этом году город закупает уже третье поколение электробусов. По сравнению с предыдущими версиями в них:

обеспечен раздельный климат-контроль для водителя и пассажиров;

модернизированы тепловые завесы дверей и боковых стекол;

напольное покрытие заменено на более износостойкое, рисунок имитирует паркетную доску;

в центре салона установлены мягкие панели, на которые пассажиры могут облокотиться, когда едут стоя;

установлена система автоматизированного подсчета пассажиров;

встроены камеры кругового обзора;

имеются динамики для информирования слабовидящих пассажиров о направлении движения;

оборудована мультимедийная система управления электробусом – водитель может контролировать работу машины прямо с планшета на приборной панели. В режиме онлайн данные передаются на серверы «Мосгортранса». В дальнейшем это позволит сделать управление транспортом автоматическим.

Использование нового вида транспорта позволяет сократить эксплуатационные расходы, упростить техническое обслуживание подвижного состава (срок службы – 15 лет на условиях сервисного контракта), снизить уровень вредных выбросов, уменьшить уровень шума и вибрации в салоне на 30% по сравнению с автобусами.

По сервисным контрактам производители отвечают за полную функциональность подвижного состава и зарядных станций в течение 15 лет их эксплуатации. Кроме того, поставщики берут на себя все риски и расходы по закупке деталей и комплектующих.

Транспортные эксперты высоко оценили запуск электробусов в Москве. В прошлом году инновационный транспорт стал лауреатом национальной премии «Формула движения» в категории «Лучшее решение в области пассажирского транспорта». Московский электробус также получил национальную премию «Автомобиль года в России – 2019».

В дальнейшем «Мосгортранс» намерен отказаться от закупок дизельных автобусов (за исключением транспорта для мобилизационных нужд) и приобретать только экологически чистый электрический транспорт, среди которых электробусы и трамваи.

В будущем году в Москву поставят еще 400 электробусов. К концу 2023 года планируется увеличить парк электробусов до 2,3 тыс. единиц, что составит треть парка наземного транспорта столицы.

С учетом трамваев на электрическую тягу перейдет около 40% наземного транспорта столицы. А к 2030 году весь парк «Мосгортранса» должен стать зеленым, то есть абсолютно экологически чистым. Примеру Москву следуют и такие города, как Санкт-Петербург, Владивосток и Самара. Тестовые испытания проводились в Хабаровске и Калининграде.

Электробус: сделано в Москве

В 2019 году Правительство Москвы и ПАО «КАМАЗ» подписали Соглашение о реализации проекта по созданию производства электробусов в столице на базе Сокольнического вагоноремонтно-строительного завода (СВАРЗ).

Сейчас идут работы по модернизации производственных помещений завода площадью 6 тыс. кв. м.

В производственный цикл на этом предприятии войдут около 20 сборочных операций, в том числе установка дверей, тягового оборудования, сидений и поручней, отделка салона, а также – что не менее важно – компьютерная диагностика, наладка и обкатка электробусов. Технологический цикл производства будет включать только экологически чистые операции.

На предприятии создадут около 100 новых высокотехнологичных рабочих мест для специалистов, в чьи обязанности входит контроль автоматизированных процессов.

Производство электробусов в Москве позволит сократить сроки сборки, поставки и обслуживания транспорта и сэкономить на логистике. В результате стоимость электробуса снизится на 5–7%.

Ожидается, что ежегодно Сокольнический вагоноремонтно-строительный завод будет выпускать по 400 электробусов. Первый электробус московской сборки должен сойти с конвейера в начале 2021 года.

К тому же этой зимой производители планируют представить опытный образец электробуса-гармошки вместимостью не менее 135 пассажиров и с 38 местами для сидения.

Источник | фото