XXII Всемирный русский народный собор

1 ноября 2018 года в Государственном Кремлевском дворце состоялось заседание собора на тему «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России»

Президент Российской Федерации Владимир Путин и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл приняли участие в пленарном заседании XXII Всемирного русского народного собора (ВРНС), посвященном 25-летию ВРНС. Заседание собора на тему «25 лет по пути общественного диалога и цивилизационного развития России» состоялось в Государственном Кремлевском дворце.

Участию в работе собора приняли представители всех ветвей власти, лидеры общественных и религиозных объединений, деятели науки, образования, культуры, делегаты русских общин из дальнего и ближнего зарубежья.

Международная общественная организация «Всемирный русский народный собор» создана в мае 1993 года; с февраля 2009 года главой собора является Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Глава государства в своем выступлении отметил, что Всемирный русский народный собор, в организации которого принимает участии Русская Православная Церковь, «уже на протяжении четверти века, 25 лет играет значимую роль в общественной жизни России, всего Русского мира, активно содействует решению социальных, просветительских и гуманитарных проблем, сохранению межнационального и межрелигиозного согласия, воспитанию молодежи на основе ценностей патриотизма и гражданственности».

Президент России считает важным, что в работе Всемирного русского народного собора «участвуют представители всех ветвей власти и самых разных политических сил, деятели культуры, представители сферы образования, духовенство традиционных религий».

По словам Владимира Путина очевидно, что сегодня определенные силы стремятся «переформатировать» мир, разрушить традиционные ценности и те культурно-исторические пространства, которые складывались веками. Цель этого процесса – создание разного рода безликих «протекторатов», поскольку разобщенными народами, лишенными национальной памяти и низведенными до уровня вассалов, проще и удобнее управлять, используя их как разменную монету в своих интересах.

«С подобной практикой мы, к сожалению, сталкиваемся во многих регионах мира, планеты, в том числе, к сожалению, и на постсоветском пространстве. При этом используются и пещерный национализм, и русофобия. Осуществляется беспардонное, грубое вмешательство в церковную жизнь. Подобная политика чревата серьезными последствиями, она опасна», – подчеркнул глава государства.

«Убежден, жизнь всё расставит по местам, потому что нельзя заставить людей идти против своей веры, своих традиций, семейной родословной, в конце концов, против правды, справедливости и просто здравого смысла», – заявил Президент России.

После демонстрации фильма о деятельности Всемирного русского народного собора Предстоятель Русской Православной Церкви выступил с докладом.

Из выступления Патриарха Московского и всея Руси Кирилла:

Вопрос о цивилизационной идентичности – это не вопрос какого-то изоляционизма или превосходства, или противопоставления себя остальному миру. Это, прежде всего, вопрос единства нашего цивилизационного пространства, во многом совпадающего с канонической территорией нашей Церкви, где живут представители различных государств, национальностей и вероисповеданий. Общность исторической судьбы, многовековой обмен культурными достижениями, опыт совместной борьбы с захватчиками сплотил людей на базе единых ценностей, вытекающих из нравственного учения Православной Церкви и других традиционных религий. Эти ценности определяют и социальный идеал, который был обозначен на Соборе как солидарное общество, то есть такое общество, которое основано на взаимопомощи, на сотрудничестве, а не на жестокой конкуренции и «естественном отборе».

Вклад Собора в цивилизационное развитие – это и вклад в строительство духовно-нравственного фундамента нашего общества, без которого оно теряет устойчивость и основополагающие смыслы.

В каком-то смысле можно говорить о переходном состоянии современного мира. Чтобы прогнозировать последствия этого состояния, необходимо формировать реалистическую оценку происходящего.

Мы привыкли, что живем в эпоху глобализации, в глобальном мире. Отдаем ли мы себе отчет в том, что такое глобализация? Идет ли речь только о рынке, безвизовом пространстве, массовой культуре, стирании барьеров и границ? Нет, глобализация – это также идеология и философия. Когда мы используем термины «глобальный мир», «человечество», «рациональность», «общечеловеческие ценности», мы редко задумываемся о том, что это философско-идеологические понятия, которые несут идеи конкретной исторической эпохи – эпохи Просвещения и Нового времени, но при этом претендуют на универсальность и во времени, и в пространстве, то есть для всех стран и для всех народов.

В советские годы был такой многотомный труд «История СССР с древнейших времён до наших дней». Точно так же и идеологизированная гуманитарная наука сегодня пытается найти оправдание нынешнего мирового порядка задним числом: создаёт миф о «рельсах истории», которые неминуемо ведут нас в глобальное общество западного образца. Но нет абстрактной глобализации: «глобализаций» может существовать много, в зависимости от той этической системы координат, которая будет в нее заложена.

Узкая парадигма Нового времени говорит о глобализации как неизбежном процессе. При этом под словом «неизбежность» скрывается легитимизация западного принципа глобального развития, чертами которого являются либеральный секуляризм и современные формы колониализма. Поэтому кризис современного мира – это кризис ценностей Нового времени. В политике, экономике, социальной сфере, культуре мы оказываемся заложниками прошлого, которое не позволяет нам назвать вещи своими именами и дать адекватный ответ существующим угрозам.

Церковь не претендует на то, чтобы предложить некий единственно правильный выход. Но она может напомнить о том, в чем состоит главная ошибка Нового времени. Эта ошибка – в отказе от традиции, то есть от системы передачи ценностей от поколения к поколению, которая формирует цивилизационный код народов с его культурными, духовными и религиозными парадигмами, опирающимися на Богом данные, а потому и неизменные нравственные ценности, сопровождающие человечество на протяжении всей истории. Попрание этих ценностей, как свидетельствует опыт, приводило и приводит к трагедиям и катаклизмам в личных, общественных и международных отношениях. А потому межцивилизационный диалог, включающий в себя диалог культурных и религиозных традиций, может стать инструментом формирования общего нравственного консенсуса, как основы глобализации.

Предвижу скептическую реакцию тех, кто верит, что единственной основой должна быть либеральная философия, развившаяся на идеях Нового времени. Этот скептицизм, в первую очередь, основывается на том, что сильные мира сего с помощью денег и власти могут в этом мире всё и что именно они выбирают за нас будущее. Но, как видим, навязывание силой и деньгами предлагаемого мироустройства не устраивает многих, кто не хочет терять своей самобытности и своего суверенитета.

А возможен ли третий путь? По всей видимости, возможен, если из процесса глобализации исключить попытки создания единой для всего мира философско-идеологической основы и при многообразии существующих мировоззрений ограничиться тем, что касается рынка и капитала, перемещения людей, свободного пересечения границ, создания единой глобальной системы безопасности, формирования справедливых экономических отношений и преодоления бедности, общей стратегии борьбы за сохранение окружающей среды. То будет прагматическая глобализация, не посягающая на души людей, но стремящаяся к установлению эффективного и по возможности справедливого мироустройства.

Но насколько такое мироустройство будет устойчивым, во многом зависит опять-таки от человека, от его нравственного выбора. Нравственный выбор – это то, что всегда принадлежит человеку, в каких бы условиях он ни находился. Мы говорим о глобализации и глобализационных вызовах, но нет вещей глобальней, чем человек и его бессмертная душа.

Источник
Источник | фото