Московский метрополитен: 60 лет от первого проекта до открытия

Еще в XIX веке московские градоначальники задумывались о создании внеуличной дороги

15 мая Московский метрополитен отмечает день рождения. Ровно 81 год назад метро открылось для жителей столицы. Однако первый проект строительства подземки в Москве появился 140 лет назад. Первая в мире линия метро была запущена в Лондоне в 1863 году, ее длина составляла всего 3,6 километра. Изначально под землей ходили составы во главе с паровозом, перевозившие исключительно знатных господ. Надо заметить, что вагоны были далеки от современного удобства: в них не было окон и вентиляции. В Москве ещё в XIX веке задумывались о создании внеуличной дороги.

Первое предложение проложить линию от Курского вокзала до Марьиной рощи появилось в 1875 году, но до дела так и не дошло.

Следующий проект, выдвинутый на рассмотрение в 1902 году, был московскими властями отклонён в связи с недостаточной проработанностью, к тому же на решение существенно повлияло трамвайное лобби: трамваи в казну приносили солидные средства. Дело сдвинулось с мёртвой точки лишь в 1913 году, когда Московская городская управа утвердила собственный «проект сооружения в Москве внеуличных дорог большой скорости и электрификации железных дорог в районе пригородного сообщения».

Население Москвы и её пригородов в 1912 году достигло одного миллиона 617 тысяч жителей при площади города 180 кв. км.

Были проведены расчёты, которые показывали, что к 1920 году население вырастет до двух миллионов человек.

Московская трамвайная сеть, не говоря уже о других средствах передвижения, без принятия особых мер и развития могла попросту задохнуться. Особенно это было заметно в центре, на Лубянской и Театральной площадях. Там, где сливались и пересекались главные магистральные линии, скорость передвижения существенно снижалась. Увеличение количества вагонов не решало проблему, а, наоборот, могло превратить центр города в скопление трамваев, выстроившихся вплотную друг к другу на несколько километров.

В новом проекте усовершенствовать внутригородское движение предлагалось следующим способом. «По трём главным диаметрам наиболее интенсивного движения прокладываются тоннели для внеуличных железнодорожных путей, которые связываются своими концами с путями магистральных железных дорог, причём последние должны электрифицироваться в пределах пригородного движения.

18.05.2016.mos.Метро.АРхив

Архивный фонд города Москвы, 1933 год. Источник: www.mos.ru

Городская управа единогласно утвердила этот масштабный и грандиозный по значимости для Москвы проект, намеченный на 1914–1920 годы. Была составлена детальная смета, произведены все необходимые расчёты. Весной 1914 года в Калитниках началось строительство первого депо.

На Пленуме ЦК ВКП(б) 15 июня 1931 года было принято решение о строительстве Московского метрополитена.

Л.М. Каганович был назначен его главным организатором. Уже в ноябре того же года на Русаковской улице началось возведение первого опытного участка. Московский инженер В.Л. Маковский обоснованно настоял на необходимости прокладки тоннелей глубокого заложения из-за сложных условий московских грунтов. Поднимать пассажиров на поверхность предполагалось с помощью эскалаторов. Трест «Метрострой» в 1933 году, после утверждения технического проекта, приступил к основным строительным работам.

18.05.2016.mos.Метро.Архив

Архивный фонд города Москвы. Источник: www.mos.ru

Линию первой очереди определили, как и в 1913 году, путём исследования пассажиропотока московского трамвая, выявляя самые напряжённые его маршруты. Участки «Сокольники» — «Комсомольская» и «Библиотека имени Ленина» — «Парк культуры» сооружались открытым способом. Тоннели между станциями «Александровский сад» и «Смоленская» — траншейным способом. На участке глубокого заложения от «Охотного Ряда» до «Площади Дзержинского» применялась щитовая проходка (использование подвижной сборной металлической конструкции). Строительство шло полным ходом. К работе в тоннелях активно привлекались комсомольцы. 

18.05.2016.wikipedia.Метро.Архи

Строительство первой линии метро. Автор неизвестен. Общественное достояние. Источник: ru.wikipedia.org

Первая обкатка пути от станции «Комсомольская» до «Сокольников» началась 15 октября 1934 года. Сохранились впечатления об одной из первых поездок Марии Анисимовны Сванидзе, оперной певицы и жены брата первой супруги И. Сталина. 22 апреля она проехалась в метро вместе с генеральным секретарем ЦК ВКП(б):

«Мы пошли одеваться, и вдруг поднялась суматоха. И. решил внезапно тоже прокатиться. Вызвали т. Молотова — он подошёл, когда мы уже садились в машины. Все страшно волновались, шептались об опасности такой поездки без подготовки. Лаз[арь] Моис[еевич] волновался больше всех, побледнел и шептал нам, что уже не рад, что организовал это для нас, если б он знал и пр.
Предлагал поехать в 12 ч., когда прекратится катание публики, но И. настаивал поехать сейчас же. Разместились в трёх машинах, поехали к Крымской площади. Там спустились и стали ждать поезда. Пахло сырой известью ещё не высохшего дома, чисто, светло, немного народу, ожидавшего очереди сесть в метрополитен, чтоб сделать рейс. Начались перезвоны по телефону с соседними станциями, и мы простояли минут 20-ть. В это время подъехал кое-кто из охраны. Публика заметила вождей и начались громкие приветствия. И. стал выражать нетерпение. Дело в том, что хотели на предыдущей станции освободить состав, из-за этого произошла путаница и задержка, во всяком случае поезд подошёл переполненный, тут же освободили моторный вагон от публики, и при криках ура со стороны всех бывших на перроне мы его заняли. Ещё в вагоне мы простояли минут 10, пока вышел встречный и освободился путь. Наконец мы двинулись. В Охотном вышли посмотреть вокзал и эсковатор (сохранена орфография и пунктуация автора. — Прим. ред.), поднялась невообразимая суета, публика кинулась приветствовать вождей, кричала ура и бежала следом… И. был весел, обо всём расспрашивал откуда-то появившегося начальника стройки метро тов.* Пошучивал относительно задержки пуска эксплуатации метро и неполного освоения техники движения.
На следующей станции, где самый высокий эсковатор, И. и все опять вышли, но я, Женя и Светл[ана] остались в вагоне, напуганные несдержанными восторгами толпы, которая в азарте на одной из станций опрокинула недалеко от вождей огромную чугунную лампу и разбила абажур. Мы доехали до Сокольников, поехали обратно до Смоленского, хотя в Сокольниках ждали машины, но И. решил проехаться обратно…
…Я забыла написать, что в Охотном по возвращении в вагон, после катанья на мех[анической] лестнице восторженная толпа кинулась в наш вагон, и уже весь путь мы проделали с публикой, ребятами и взрослыми. Всё было очень трогательно. И. всё время ласково улыбался, глаза у него были добрые, добрые и ласковые...».

Именно в этот период, с 19 по 24 апреля 1935 года, в пробных поездках приняло участие 589 тысяч 250 рабочих и служащих. Эти поездки произвели огромное впечатление на всех участников. Рабочие заявили, что теперь они получили яркое, наглядное представление о том, куда идут деньги от займов.

18.05.2016.mos.Метро.Архив

Корреспондент Paris-Soir Антуан де Сент-Экзюпери, май 1935 года. Архивный фонд города Москвы. Источник: www.mos.ru

Был и ещё один положительный фактор. Многие рабочие сказали о том, что метро «создало перелом в их настроении, что они готовы новой подпиской на заём ускорить дело социалистической перестройки народного хозяйства СССР». Поездка подняла настроение и активность многих рабочих и работниц. В информационной сводке отдела парткадров МГК ВКП(б) от 26 апреля 1935 года публиковались отзывы участников пробных поездок. «Я бы на руках понёс товарищей Сталина и Кагановича за постройку такого метро»5. «Выйдя из метро, я подумал: интересную эпоху переживаем мы теперь. Стоит жить и трудиться, чтобы видеть чудесное детище второй пятилетки».

Особенно сильное впечатление на рабочих произвела встреча в поезде метро со Сталиным и членами Политбюро.

18.05.2016.mos.Метро.Архив

Отзывы рабочих-строителй. Архивный фонд города Москвы. Источник: www.mos.ru

В своих высказываниях они расценивали этот день как самый незабываемый момент в их жизни. «Впервые я увидел тов. Сталина и так близко рассмотрел всего его. Масса его встретила громким ура, а он обвёл своим милым взглядом, как будто говорил: “Я за вас всю жизнь отдам, вы для меня — жизнь”, — и теперь я буду носить в себе всю жизнь его взгляд и улыбку».

15 мая 1935 года состоялось торжественное открытие Московского метрополитена.

17.05.2016.wikipedia.Метро

Юбилейный поезд. Источник: www.mos.ru

Линия включала в себя 11,2 километра трассы, 13 станций и 12 составов. Первая очередь шла от станции «Сокольники» до «Парка культуры» с ответвлением на «Смоленскую».

Источник | фото