Первый русский автомобиль. 120 лет

14 июля 1896 года была представлена машина Яковлева-Фрезе

120 лет назад на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде публике был представлен первый автомобиль с двигателем внутреннего сгорания, изготовленный в России. Создателями первого отечественного автомобиля были Евгений Яковлев (1857–1898) и Петр Фрезе (1844–1918).

Конец XIX века – эпоха бурного развития автомобильной промышленности во всем мире. К примеру, в том же 1896 году Генри Форд совершил первую поездку на своем «квадрицикле», Эдуард Мишлен оборудовал несколько сотен автомобилей пневматическими шинами, немецкая фирма «Бенц» изготовила 181 автомобиль, а в Англии отменили закон о человеке с красным флагом, который должен был бежать впереди любого безлошадного экипажа.

В России 1896 год ознаменовался введением правил дорожного движения и созданием первого отечественного автомобиля с двигателем внутреннего сгорания.

Его конструкцию русские инженеры обдумывали давно, тщательно изучая зарубежную информацию о достижениях науки и техники вообще и экспериментах с самодвижущимися экипажами во Франции и Германии в частности. Так, известный московский пропагандист технического прогресса Петр Энгельмейер еще в 1883 году встречался в Германии с Карлом Бенцем, а в 1893 году Евгений Яковлев и Петр Фрезе побывали на Всемирной выставке в Чикаго, где подробнейшим образом исследовали экспонируемый там автомобиль «Бенц-Виктория». Автомобиль Бенца поразил воображение конструкторов, и они решили построить подобную машину вместе.

Создатели первого русского автомобиля следовали традициям легких конных колясок. У последних в те времена были деревянные колеса со сплошными резиновыми шинами. Они плохо поглощали дорожные толчки, поэтому колеса приходилось делать как можно большего диаметра (1200–1500 мм). Вращались они не на шариковых подшипниках, а на бронзовых втулках.
 
Рамы на легких конных колясках часто не было вовсе. Передняя и задняя балки шарнирно соединялись двумя продольными тягами, образуя, как говорили тогда, «ход». Поворот осуществлялся передними колесами. При этом они заходили под так называемый «гусь» (передок кузова), и их приходилось делать диаметром меньше, чем задние.

Двигатель и трансмиссию первого русского автомобиля разрабатывал Яковлев. Он пошел по пути Бенца, но при этом исправил некоторые его ошибки и сделал двигатель более легким. Моторы Бенца развивали мощность 1,5 л. с. У Яковлева мощность составляла 2 л. с.
 
Четырехтактный двигатель первого русского автомобиля был снабжен испарительной системой охлаждения. При его работе вода постоянно кипела, пар поступал в конденсатор, где охлаждался и конденсировался в воду. При этом значительная часть воды испарялась. К примеру, автомобиль «Бенц-Виктория» с аналогичной системой охлаждения расходовал на 100 км пути 21 л бензина и 150 л воды. Яковлев разместил запас воды (около 30 л) в двух боковых латунных баках. Сам же конденсатор в виде горизонтального длинного цилиндра помещался за спинкой сиденья.

Для зажигания смеси на многих двигателях в то время применялась калильная трубка. У Яковлева зажигание было электрическим (батарея сухих элементов и патентованная свеча).

Фрезе занимался созданием шасси. Он тоже внимательно изучил патент Бенца, выданный ему в 1893 году, и внес в него собственные изменения. Фрезе поместил рессоры передней подвески рядом с колесами, как у задних, не поворачивающихся колес. Коляска была сравнительно легкой – 320 кг, и ее можно было оснастить колесами велосипедного типа (как и у Бенца). Но булыжная мостовая требовала прочности – и Фрезе решил сделать колеса деревянными с обычными сплошными резиновыми шинами.

В итоге немецкий и русский автомобили имели почти одинаковую колесную базу и сходную конструкцию. Но русский автомобиль получился шире по колее, был тяжелее на 50–70 кг (он весил около 300 кг) и комплектовался складным кожаным верхом. Он имел двухместный кузов и два тормоза. Максимальная скорость первого русского автомобиля составляла 20 верст в час.

14 июля 1896 года создатели впервые продемонстрировали его посетителям Всероссийской промышленно-художественной выставки в Нижнем Новгороде. Конструкторы продолжали работу над «самодвижущимися экипажами». Но все же выпуск машин на заводе был прекращен – новый владелец завода автомобилями не увлекался.

Источник | фото