Серийные поставки танка «Армата» начнутся в 2021 году

Сергей Чемезов

Генеральный директор Госкорпорации Ростех Сергей Чемезов встретился с журналистами ведущих российских информационных агентств

Глава Госкорпорации рассказал о планах российского авиапрома, военно-техническом сотрудничестве в условиях пандемии и закрытых границ, а также интересных новинках для Российской армии. Основные вопросы и ответы, прозвучавшие на брифинге, – в материале сайта Госкорпорации Ростех.

«Все решения по реструктуризации долга и докапитализации ОАК приняты»

Вопрос

– Урегулирован ли вопрос с банками о реструктуризации долгов Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК)?

Сергей Чемезов

– Когда мы получили ОАК, общая сумма ее долгов была в пределах 500 млрд рублей. Порядка 400 млрд рублей – это объем, который сейчас погашается и реструктуризируется. Было понятно, что эти кредитные долги ОАК никогда самостоятельно не вернет. За период с 2000 года по сегодняшний день по сути ОАК оплатила дважды, а то и трижды, тот или иной кредит за счет процентов. Банки были готовы пойти на реструктуризацию. Часть средств, конечно, нужно получить в капитал, провести докапитализацию, чтобы закрыть кредиты, а часть кредитов надо реструктурировать. Соответствующее решение правительством было принято, практически со всеми банками у нас уже подписаны соглашения. Сейчас работа завершается, и я думаю, что в начале следующего года мы окончательно все закроем.

Вопрос

– Как продвигается работа над двигателем второго этапа для истребителя Су-57?

Сергей Чемезов

– Все работы по Су-57 ведутся в соответствии с графиком, который был дан Минобороны РФ. Мы уже поставили десять машин из опытной партии, они успешно поработали. Сейчас идет выполнение государственного контракта на поставку 76 самолетов. В ближайшее время, буквально до конца года, мы должны поставить серийный самолет с двигателем первого этапа. Всем характеристикам, которые предъявляются к самолетам пятого поколения, он соответствует.

Мы продолжаем работу над двигателем второго этапа. Изготовлено несколько опытных образцов, проходят летные испытания в составе самолета. Я надеюсь, что в 2022 году двигатели будут готовы, «поставлены на крыло» и в течение нескольких лет мы запустим их серийное производство.

«SSJ New – перспективный самолет, спрос на него будет как в России, так и за рубежом»

Вопрос

– Планируется ли разработка увеличенной версии Superjet 100?

Сергей Чемезов

– Что касается «Суперджета», я считаю, что тот вариант, который сегодня выпускается, достаточно оптимальный. Тем более для сегодняшней ситуации, когда авиакомпаниям интереснее перевозить меньшее количество пассажиров. «Суперджеты» неплохо показали себя в этот непростой период. Показатели налета у них хорошие: у компании «Азимут», например, в отпускной сезон доходил до 8 часов в сутки, у Red Wings в среднем – 6 часов в сутки. Самолеты, которые получают наши авиакомпании, а их будет за ближайшие годы произведено и поставлено 59 штук, будут активно использоваться, прежде всего, на внутренних рейсах.

Сегодня идет работа над новой версией самолета – SSJ New. Это не значит, что «Суперджет» капитально меняется, нет. Речь идет о замене импортных комплектующих на отечественные, которые дешевле, и, соответственно, самолет будет дешевле. Заместим прежде всего двигатель, бортовое оборудование, агрегаты – практически весь самолет. Порядка 97% иностранных компонентов мы сможем заменить на российские. Я считаю, что это перспективный самолет, и спрос на него будет не только у нас в России, но и за рубежом. Поставки SSJ New привязаны к новому двигателю ПД-8. Я надеюсь, что он будет сертифицирован в 2023 году, соответственно в 2024 году планируется выпускать уже новую версию самолета.

«Новый КАМАЗ не уступает Mercedes в сопоставимом классе»

Вопрос

– Насколько, учитывая пандемию, оправдались планы КАМАЗа на 2020 год по выводу на рынок машин нового поколения К5?

Сергей Чемезов

– Мы делаем все, чтобы компания реализовала максимальное число автомобилей. Что касается тягачей нового поколения К5, то были планы продать одну тысячу машин, пока выходим на 700 – рынок в классе данных грузовиков упал на 30%. Очевидно, что с учетом большой инвестпрограммы, у «КАМАЗа» показатели будут ниже запланированных. Отмечу, что за последние годы компания осуществила большой объем работы: проведено колоссальное обновление производства, открыт завод каркасов кабин, разработан и запущен в серийное производство новый двигатель. Реализация инвестиционной программы позволила перейти к производству нового модельного ряда. По качеству автомобиль семейства К5 не уступает Mercedes в сопоставимом классе.

Вопрос

– АВТОВАЗ в прошлом году впервые за много лет получил хоть и небольшую, но все же прибыль по РСБУ. Ожидаете ли, что компания останется прибыльной по итогам этого непростого года?

Сергей Чемезов

– Этот год оказался тяжелым, и не только для «АВТОВАЗа», но и всех производителей легковых автомобилей, да и грузовых тоже. На рынке наблюдалось серьезное падение в весенние месяцы. В целом по году, предполагаю, что падение рынка в среднем составит 10-15%. У «АВТОВАЗа» ситуация выглядит получше. В частности, летом компания получила дополнительный госзаказ на 16 тыс. автомобилей. С июля продажи растут каждый месяц, что частично компенсирует весенние потери. Ожидаем, что год будет прибыльным, но, конечно, прибыли, как в 2019 году, компания вряд ли добьется – падение продаж ожидается на уровне около 7%.

«Ростех в 2023 году начнет серийное производство оборудования 5G»

Вопрос

– Когда появится российское оборудование для диапазона 4,4-4,99 Ггц? Будут ли тесты, когда и с какими операторами?

Сергей Чемезов

– В соответствии с дорожной картой, Ростех в 2023 году должен начать серийное производство данного оборудования. Мы предложили операторам поучаствовать в процессе, поскольку это оборудование для них, и дать свое видение, какие услуги должно оказывать то или иное оборудование. Думаю, что участвовать в тестировании будут все операторы, вряд ли кто-то из них откажется от участия в 5G.

В производстве мы придерживаемся решений Совета безопасности относительно радиочастотного спектра, однако Ростех для обеспечения экспортного потенциала будет производить оборудование и для других частот.

«На нашу военную технику спрос есть – в этом году объем поставок практически не изменится»

Вопрос

– В этом году почти нет больших зарубежных оружейных выставок. В таких условиях падает спрос на российское оружие?

Сергей Чемезов

– На нашу военную технику спрос есть. В этом году объемы поставок практически не изменятся – план, который мы рассчитываем выполнить, составляет 12,8 млрд долларов. На сегодняшний день – уже около 10 млрд долларов, и я думаю, что до конца декабря мы достигнем плановых показателей. Как правило, максимальное количество отгрузок идет в конце года.

В этом году «Рособоронэкспорт» смог сохранить портфель заказов на уровне 50 млрд долларов. Небольшое снижение спроса было, и оно связано с тем, что наши партнеры были вынуждены отозвать часть средств из оборонного бюджета на борьбу с коронавирусом. Проблемы были еще с тем, что прекращалось авиасообщение. Тем не менее, мы все равно продолжаем работать.

Вопрос

– Турция уже испытала полученные из России системы С-400. Есть ли перспективы на расширение ВТС с турецкими партнерами?

Сергей Чемезов

– Этот контракт можно назвать уникальным – подобных масштабных соглашений о поставке вооружений в страну НАТО прежде не было. Сейчас ведем переговоры с турецкими партнерами и по другой технике, перспективы военно-технического сотрудничества с Турцией есть.

«Армата» будет новым основным танком Российской армии»

Вопрос

– Как идут работы по созданию наземных боевых роботов, способных в автономном режиме вести разведку или атаковать позиции противника?

Сергей Чемезов

– Сейчас в этом направлении активно работает Концерн «Калашников». Они производят боевые робототехнические комплексы, которые уже были задействованы в Сирии. Над созданием таких комплексов работает и ряд других наших предприятий. Даже «Армату» испытывали как беспилотный танк. Конечно, такая «Армата» не пойдет в серию – на этой машине мы обкатываем беспилотные технологии.

Если говорить про «Армату», то там все будет максимально автоматизировано. К примеру, экипажу не нужно точно прицеливаться, надо лишь приблизительно навести орудие на цель, и электроника дальше все сделает сама – точно определит расстояние до цели и наведет на нее орудие. Таким образом в данной машине используются элементы искусственного интеллекта, которые помогают экипажу вести стрельбу. Повторюсь, оператору достаточно указать направление к цели, дальше все делается самостоятельно. Тот же самый алгоритм применяется и на другой боевой робототехнике, в том числе, той, которая испытывалась в Сирии.

Вопрос

– Поступила ли в войска первая партия танков «Армата»?

Сергей Чемезов

– Серийные поставки танка Т-14 на платформе «Армата» начнутся в 2021 году. Сегодня это, безусловно, лучший танк в мире. В перспективе данная машина будет новым основным танком Российской армии, а также возможен и экспорт «Арматы». В прошлом году были оформлены необходимые разрешительные документы. Мы представляем этот танк иностранным заказчикам. В частности, в этом году на форуме «Армия» он был представлен «живьем» – можно было подойти, сфотографировать, потрогать. Жаль, что из-за отсутствия зарубежных выставок «Армату» пока невозможно показать за границей.

Вопрос

– Как идет работа по созданию активного экзоскелета для комплекта солдата будущего «Сотник»?

Сергей Чемезов

– Заказчик пока не утвердил официальные требования, поэтому все эти работы носят сейчас инициативный характер. В том варианте, в котором сегодня создана эта модель, она способна значительно помочь солдату: при помощи активного экзоскелета военнослужащий может нести до 60 кг груза, энергетические затраты в ходе бега и ходьбы сокращаются на 15%, нагрузка на опорно-двигательный аппарат – на 50%. При этом точность стрельбы из автоматического оружия увеличивается до 20%. То есть, такой экзоскелет – серьезная поддержка и помощь солдату.

Вопрос

– Конфликты XXI века часто называют войнами дронов. Можно ли сказать, когда в России на поток поставят производство ударных беспилотников?

Сергей Чемезов

– Беспилотные носители небольшого размера уже есть. Например, беспилотники «Калашникова» участвовали в боевых действиях в Сирии. Они хорошо себя зарекомендовали и Минобороны с удовольствием их приобретает. Причем не только разведывательные, но боевые. Может по мощности они не такие большие, но это эффективные беспилотники.

Если говорить про создание средних беспилотников, то можно вспомнить БПЛА «Корсар», который способен нести на себе вооружение. Его уже представляли на параде Победы и выставке «Армия». Есть несколько экземпляров, они летают, проходят опытную эксплуатацию.

Кроме того, «Сухой» уже завершил разработку и начал испытания тяжелого БПЛА «Охотник», в том числе и в связке с самолетом пятого поколения Су-57. Это перспективный беспилотник, который может летать на дальние расстояния, а также управляться как оператором на земле, так и экипажем самолета. Кроме того, «Охотник» может нести достаточно мощное вооружение. Сейчас Министерство обороны просит максимально ускориться в завершении всех работ по этим проектам.

Источник | фото