В Музее архитектуры прошло открытие выставки
3 октября в Москве в Государственном научно-исследовательском музее архитектуры имени А.В. Щусева открылась выставка. «Алексей Щусев. 150». На торжественном открытии с приветственным словом выступила министр культуры России Ольга Любимова.
Выставка работает с 4 октября 2023 года по 21 января 2024 года в пространствах «Анфилада» и «Аптекарский приказ» Музея архитектуры имени А.В. Щусева.
Выставка «Алексей Щусев. 150» в Музее архитектуры – первая за последние 50 лет монографическая экспозиция, посвященная творчеству выдающегося архитектора Алексея Викторовича Щусева (8 октября 1873, Кишинев – 24 мая 1949, Москва). Выставка приурочена к 150‑летнему юбилею мастера.
Алексей Щусев – архитектор уникального дарования, блестяще проявивший себя в разных архитектурных стилях и направлениях конца XIX – первой половины XX веков. Состоящая из двух частей выставка представляет публике около 200 архитектурных проектов, созданных Щусевым за его более чем полувековую карьеру. Выставка позволяет взглянуть на великого зодчего как на человека, художника, градозащитника, ученого, реставратора, основателя и первого директора Музея русской архитектуры.
В залах Анфилады раскрывается история становления великого зодчего: от его ученических работ в Академии художеств, через первые самостоятельные проекты к главным творениям – Казанскому вокзалу в Москве, Мавзолею В.И. Ленина, Государственному театру оперы и балета имени Алишера Навои в Ташкенте. Хронологическая последовательность выставки, позволяет проследить, как происходила трансформация творческого метода архитектора, точно чувствующего изменения художественных вкусов, реалий времени и тонко реагирующего на них.
Отдельный зал посвящен железнодорожным проектам Алексея Щусева: Казанскому вокзалу – горячо любимому и самому трудному детищу мастера, работе над которым он отдал 38 лет.
Раздел «Новая Москва» повествует о работе мастера в первые послереволюционные годы: плане реконструкции столицы «Новая Москва», проекте Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно‑промышленной выставки и Мавзолея В.И. Ленина.
Путь от авангардных исканий 1920-х годов к торжеству неоклассики 1930-х иллюстрируют конкурсные решения памятника Христофору Колумбу, Библиотеки имени В.И. Ленина и Центрального телеграфа, реализованные проекты санатория в Мацесте, гостиницы «Интурист» в Батуми, зданий Наркомата земледелия на Садовом кольце и Наркомата внутренних дел на Лубянской площади в Москве, Института Маркса – Энгельса – Ленина в Тбилиси, масштабные замыслы перепланировки центральных улиц и площадей столицы.
Особое место в экспозиции отведено двум знаковым произведениям архитектора: гостинице «Москва», работа над которой сопровождалась скандалом, породившим большое количество легенд, и Государственному театру оперы и балета им. Алишера Навои в Ташкенте – одной из признанных вершин творчества Алексея Щусева, свидетельствующей о любви архитектора к национальным традициям, образам и мотивам прикладного искусства и архитектуры Средней Азии.
Большое внимание в экспозиции уделено деятельности Алексея Щусева в годы Великой Отечественной войны. Главной задачей мастера в это сложное время стала работа по восстановлению разрушенных городов и сохранению поврежденных памятников архитектуры в Истре, Новгороде, Сталинграде, Кишиневе, Туапсе.
Завершает экспозицию в Анфиладе рассказ о последнем детище Алексея Щусева – Музее русской архитектуры, созданном по его инициативе в 1945 году.
Вторая часть выставочного проекта, представленная в Аптекарском приказе Музея архитектуры, раскрывает тему храмового зодчества Алексея Щусева: от первого проекта научной реставрации храма святого Василия в Овруче до заказов, выполненных зодчим для императорской семьи. Обращение архитектора к национально-романтическому направлению модерна раскрывается в архитектуре ансамбля Марфо‑Мариинской обители в Москве, церкви святого Сергия Радонежского на Куликовом поле, Храма святителя Николая вместе со странноприимным домом в Бари, Троицкого собора Почаевской Лавры, церкви Всемилостивого Спаса в имении Натальевка и многих других.
Министр культуры Российской Федерации Ольга Любимова: «Пятьдесят лет в этом здании не было выставки памяти Алексея Викторовича Щусева, и большая радость сегодня открывать этот уникальный проект, который готовила не только вся команда Музея архитектуры. Это музейное сотворчество, где свой вклад внес и Государственный исторический музей, и Третьяковская галерея, и Русский музей, и музей МХАТ, Новгородский заповедник и другие. Впереди череда лекций и больших просветительских проектов в рамках выставки. И я убеждена, что анфилада залов, которая откроется перед теми, кто совсем скоро станет гостями этой уникальной экспозиции, никого не оставит равнодушными».
Директор Музея архитектуры им. А.В. Щусева и куратор выставки Наталья Шашкова: «Алексей Щусев – замечательная фигура, в отношении которой никакой эпитет не кажется слишком значимым. О нем всегда хочется говорить в превосходной степени. Это мастер, творческий путь которого составил 55 лет, который захватил расцвет Российской империи, рубежа XIX–XX веков, Первую мировую войну, революционные потрясения и послереволюционный подъем, эксперименты, авангардные строительства новой страны, Великую Отечественную войну и период восстановления. На протяжении 55 лет в этом историческом контексте Алексей Щусев работал и создавал эталонные произведения. В самые тяжелые моменты для самых сложных проектов привлекали всегда именно его, потому что были уверены, что он прекрасно справится с художественным решением и реализацией проекта. В нем видели очень сильного человека, талантливого организатора. Ему был доступен любой полет фантазии, и он был готов его претворить в реальность».
Наталья Шашкова поблагодарила сотрудников музея, кураторов и архитекторов выставки за многолетнюю работу над проектом, а также выразила особую благодарность генеральному спонсору выставки «Алексей Щусев. 150» – Банку ВТБ, который год назад поддерживал популярную выставку Музея архитектуры «МЕЛЬНИКОВ/MELNIKOFF».