Владимир Путин почтил память героев АлСиба
■ 15 августа Президент России Владимир Путин возложил цветы к мемориалу Героям АлСиба в Магадане.
Памятник посвящен подвигу пилотов авиатрассы Аляска – Сибирь, по которой в годы Второй мировой войны советские и американские военнослужащие перегоняли истребители и бомбардировщики, поставляемые из США в СССР по ленд-лизу. Монумент увековечивает историю сотрудничества двух стран, изображая момент рукопожатия советского и американского летчиков на фоне вертикально установленного крыла самолета.
■ 16 августа по окончании российско-американских переговоров Президент России возложил цветы к могилам советских воинов на кладбище «Форт Ричардсон» на территории американской военной базы Эльмендорф-Ричардсон (штат Аляска, США).
На национальном кладбище на участке «Союзники в годы Второй мировой войны» находится 14 советских захоронений. Установлены имена и воинские звания 11 военнослужащих: девяти летчиков, участвовавших в перегоне самолетов по авиатрассе Аляска – Сибирь, и двух моряков, находившихся в США для приема кораблей по ленд-лизу. Одна могила остается неизвестной, два захоронения считаются гражданскими.
Глава Российского государства побеседовал с архиепископом Ситкинским и Аляскинским Алексием. Президент России подарил ему образ преподобного Германа Аляскинского – православного покровителя Америки и икону Успения Пресвятой Богородицы.
Владимир Путин пообщался с директором национального кладбища «Форт Ричардсон» Двейном Мэндэнхоллом, поблагодарил его за сохранение и доброе отношение к памяти советских воинов.
Из выступления Президента России Владимира Путина на совместной пресс-конференции Президента России и Президента США:
Воздушные конвои по авиатрассе Аляска – Сибирь
Задолго до встречи на Эльбе в глубоком сибирском тылу действовала проходившая через полюс холода воздушная линия «второго фронта», по которой перегоняли американские боевые самолеты, поставляемые по ленд-лизу.
В первые дни Великой Отечественной войны СССР потерял 1,2 тыс. боевых самолетов. В небе господствовала немецкая авиация.
Первые поставки Советскому Союзу американских и английских вооружений, в том числе самолетов, через Северную Атлантику показали ненадежность маршрута. Немцы, базировавшиеся в Северной Норвегии, топили суда. В начале 1942 года из 35 судов морского каравана союзников РQ-17 было потоплено 23. Вместе с ними в морскую пучину ушли 210 самолетов, 130 танков, 3350 автомашин и 100 тыс. т грузов…
Транспортировка по южному маршруту – через Индийский океан до портов Ирана занимала больше двух месяцев.
Президент США Рузвельт писал Сталину: «Если бы было возможно осуществить поставки самолетов из Соединенных Штатов в Советский Союз через Аляску и Сибирь, было бы сэкономлено большое количество времени…»
1 октября 1941 года в Москве подписан первый Московский протокол о снабжении СССР. Закон о ленд-лизе был распространен на СССР 28 октября 1941 года, в результате чего Советскому Союзу был предоставлен заем на 1 млрд долларов. В течение войны было подписано еще три протокола: Вашингтонский, Лондонский и Оттавский, посредством которых поставки были продлены до конца войны. Официально поставки по ленд-лизу в СССР прекратились 12 мая 1945 года. Однако вплоть до августа 1945 года поставки продолжались по «списку Молотова-Микояна».
По заданию Государственного Комитета Обороны (ГКО) СССР специалисты ГВФ (Гражданский воздушный флот. – Ред.), ВВС и полярной авиации изучили различные варианты направления воздушной трассы с Аляски. Выбрали маршрут через Чукотку, Колыму и Якутию до Красноярска, где были крупные узловые пункты и сравнительно устойчивая погода.
9 октября 1941 года ГКО постановлением №739с поручил создание этой трассы Главному управлению ГВФ, вручив его начальнику генерал-майору авиации В.С. Молокову мандат своего уполномоченного. 13 октября сформирована, а 16-го вылетела в Иркутск первая группа специалистов во главе со строителем Д.Е. Чусовым, назначенным начальником строительства Красноярской воздушной трассы.
В ноябре 1941 года началась реконструкция имеющихся аэродромов. В Красноярске удлинили две бетонные взлетно-посадочные полосы, сделали рулежные дорожки, оборудовали самолетные стоянки. Был реконструирован аэродром в Якутске. Строительство новых аэродромов началось в 1942 году. Вдоль трассы строились узлы связи, радионавигации, метеорологические станции, уточнялись полетные карты.
Постановлением ГКО №1657 от 26 апреля 1942 года и приказом наркома обороны №126 от 27 апреля ГВФ был подчинен командующему Военно-воздушными силами Красной Армии и В.С. Молоков по должности стал его заместителем.
В июле 1942 года по строящейся трассе пролетел на американском бомбардировщике Б-25 Герой Советского Союза Владимир Коккинаки, который доставил в Москву американскую правительственную комиссию для согласования вопросов по началу перегонки самолетов. Попутно проверялась готовность аэродромов и оборудования. Уполномоченный ГКО генерал-майор В.С. Молоков в подробной записке правительству и лично И.В. Сталину докладывал, что трасса в основном готова, осенью можно начинать перегонку.
20 июля 1942 года ГКО принял постановление №2070 о завершении строительства трассы и начале перегонки самолетов. 23 июля на трассу вылетела комиссия Главного управления ГВФ по обследованию и приемке аэродромов, возглавляемая инженер-капитаном А. Яновским. Она возвратилась в Москву 7 ноября, налетав по трассе 200 часов и попутно перевезя 48,5 т строительных грузов, радиоаппаратуры и 309 рабочих и сотрудников трассы.
В отчете комиссии записано, что к началу октября 1942 года на трассе введено 10 аэродромов: ранее действовавшие Красноярск и Якутск и восемь новых. Базовые – Киренск, Сеймчан и Уэлькаль, промежуточные и запасные – Алдан, Олекминск, Оймякон, Берелех и Марково. Строятся запасные аэродромы с грунтовыми взлетно-посадочными полосами (ВПП) – Бодайбо, Витим, Усть-Мая, Хандыга, Зырянка, Анадырь. Некоторые из них только зимнего действия. Вывод комиссии: аэродромы можно считать принятыми во временную эксплуатацию.
В начале августа 1942 года в городе Иваново на авиабазе 6-й запасной авиабригады началось формирование 1-й перегоночной авиационной дивизии ГВФ, управления и подразделений Красноярской воздушной трассы (по постановлению ГКО №2070с от 20 июля 1942 года и директиве замнаркома обороны от 3 августа).
Начальником трассы и командиром дивизии назначили полковника И.П. Мазурука, известного полярного летчика, Героя Советского Союза. В дивизию входило пять авиаполков. Осенью летный состав был перевезен на трассу. Штаб дивизии и управление воздушной трассы располагались в Якутске.
Место, где советские летчики принимали эстафету по перегонке самолетов от американских коллег, находилось в городе Фербенксе. Советскими специалистами производилась приемка самолетов, и далее их перегоняли летчики из СССР. Фербенкс, находящийся в центре Аляски, был выбран в качестве места передачи самолетов из-за его лучшей защищенности по сравнению с Номом в случае нападения японцев, которые летом 1942 года оккупировали часть штата Аляска.
7 октября 1942 года из Фербенкса в Уэлькаль вылетела первая группа из семи истребителей Р-40 «Киттихаук», пилотируемых летчиками 1-го полка. На первом этапе ее лидировал на своем бомбардировщике В-25 полковник И.П. Мазурук. По разным причинам путь до Красноярска занял 33 дня. 16 ноября 1942 года в Красноярске приземлилась первая группа перегоняемых с Аляски американских самолетов. За время этого длительного перелета было потеряно два самолета, погиб экипаж 1-го полка: летчик капитан А.Д. Новгородский и штурман капитан Н.А. Шведов. Одновременно с перегонкой шло освоение американских самолетов и трассы.
Первая трудность, с которой столкнулись наши летчики, – все инструкции, наставления и памятки, а также надписи на приборной доске самолетов были на английском языке. Приборы показывали мили, футы и галлоны. Пришлось над каждым тумблером и прибором рядом с английской табличкой наклеивать надписи-переводы. На миллиметровках вычертили переводные таблицы и наклеили на приборные доски. Позже, привыкнув, автоматически переводили мили в километры, футы в метры, галлоны в литры.
Пилотам пришлось основательно осваивать радиоаппаратуру, чему их прежде не учили. Надо было заново отрабатывать технику взлета и посадки: у всех отечественных самолетов было два основных колеса и опорное хвостовое, у американских третье колесо было переднее.
На АлСибе бомбардировщики и транспортные самолеты перегонялись по одному, или группами по два-три самолета, истребители летали группами, которые вели лидеры – бомбардировщики. Из Красноярска бомбардировщики перегонялись на фронт своим ходом, а истребители – в разобранном виде по железной дороге.
10 января 1943 года 1-й перегоночный авиаполк, работавший на участке от Фэрбенкса до Уэлькаля, был переведен в подчинение военной приемке ВВС на Аляске. В июне 1943 года образовано управление воздушной магистрали Москва – Уэлькаль под началом генерал-майора Александра Александровича Авсеевича, назначенного заместителем начальника Главного управления ГВФ. И.П. Мазурук остался командиром дивизии. Красноярская воздушная трасса стала именоваться Воздушная трасса Красноярск – Уэлькаль. Руководить ею стал генерал-майор И.С. Семёнов. Соответственно, трасса и 1-я перегоночная авиадивизия подчинялись управлению воздушной магистрали Москва – Уэлькаль.
23 августа 1943 года ГВФ из подчинения ВВС КА был передан в подчинение командующему авиации дальнего действия (АДД). 5 июня 1944 года, на посту командира дивизии И.П. Мазурука сменил полковник А.Г. Мельников, 1 октября место И.С. Семёнова занял Герой Советского Союза генерал-лейтенант М.И. Шевелёв.
В июле 1943 года начальником трассы был подписан приказ о формировании управления аэропортами 1 класса (Киренск, Якутск, Сеймчан, Уэлькаль). По штату им полагалось два легковых автомобиля, шесть грузовых, 12 специальных и четыре трактора; личный состав – 100 военнослужащих и 127 вольнонаемных. В августе под управление трассы был передан Красноярский аэропорт 1 класса, до того находившийся в ведении ВВС. В аэропорту располагалась Харьковская военная авиационная школа. В мастерских школы самолеты ремонтировали, перекрашивали, готовили к отправке на фронт. Также самолеты ремонтировали и готовили в мастерских на острове Молокова, на территории судоремонтного завода, в авиаремонтном заводе.
Осенью 1943 года вступили в строй пять аэродромов: Нижнеилимск, Витим, Теплый Ключ (Хандыга), Омолон (Кегали) и Анадырь. В Киренске, Якутске и Сеймчане взлетные полосы покрыли гудроном, некоторые аэродромы застилали сборными металлическими листами, доставленными из США. В 1944 открыли аэродромы Танюрер и Чаплине на Чукотке, Учур и Экимчан – на трассе Якутск – Хабаровск. В 1944 году улучшилось оснащение трассы радиосредствами: были установлены закупленные в США 25 передатчиков, пять приемных радиоцентров, 11 радиопеленгаторов и две мощные радиостанции в Якутске и Сеймчане. Материальное обеспечение трассы происходило через порты в Магадане, Тикси, Провидения, Амбарчике и Уэлькале. Откуда по рекам и дорогам грузы развозились в 25 пунктов приема. В 1945 году на трассе имелось пять основных маршрутов. Главный – из Красноярска в Уэлькаль, а также: Якутск – Хабаровск, Анадырь – Магадан – Хабаровск, Магадан – Киренск – Красноярск и Якутск – Тикси. Использовалось до тридцати аэродромов.
Летом 1945 года по трассе перегонялись самолеты для Забайкальского, первого и второго Дальневосточных фронтов и Тихоокеанского флота в обеспечение боевых действий против Японской империи. В августе поставки авиатехники из США по трассе прекратились и 1-й перегоночный авиаполк перебазировался из Фербенкса в Марково. Перегоночная авиадивизия была расформирована в октябре 1945 года.
Американские летчики доставляли самолеты до города Фербенкса на Аляске. В Фербенксе советская военная миссия принимала самолеты. В США самолет перегонялся от начального до конечного пункта трассы одним и тем же летчиком, в отличие от СССР, где самолеты передавались по эстафете. Трасса от Фербенкса до Красноярска была разделена на пять этапов. Были созданы пять перегоночных авиаполков (ПАП) первой перегоночной авиадивизии ГВФ.
1-й перегоночный авиационный полк перегонял самолеты из Фербенкса через Берингов пролив до Уэлькаля. 2-й ПАП базировался в Уэлькале и перегонял самолеты до Сеймчана. 3-й ПАП – из Сеймчана до Якутска, 4-й ПАП – из Якутска до Киренска, 5-й ПАП – из Киренска до Красноярска. Передав самолеты соседнему полку, летчики возвращались на свою базу транспортными самолетами специальной эскадрильи, которую позже преобразовали в 8-й транспортный полк. Недолго существовал на трассе 7-й ПАП, в котором летчики перегоняли самолеты от начала до конца трассы, по примеру американцев. В итоге этот метод был признан неудачным, полк расформирован. На советском участке трассы произошло 279 летных происшествий, из них: 39 катастроф, 49 аварий, 131 поломка и 60 вынужденных посадок. Погибло 114 человек. Крупнейшей стала произошедшая 17 ноября 1942 года в Красноярском аэропорту катастрофа Ли-2 5-го перегоночного полка, в которой погибли 30 (по другим данным – 20 человек).
Причины потерь: сложные метеоусловия, плохое метеорологическое обеспечение, конструктивные недостатки и производственные дефекты (по этой причине потеряно восемь машин), неполная подготовка к вылету материальной части (потеряно семь машин), плохая техника пилотирования в сложных метеоусловиях (потеряно 18 самолетов), недисциплинированность летного состава (потеряно восемь самолетов), плохая организация полетов (потеряно девять самолетов).
Общая протяженность трассы от Фербенкса до Красноярска составляла 6,5 тыс. км, из них по территории СССР – 5 тыс. км. С завода в США до фронта в СССР самолету приходилось преодолевать до 14 тыс. км.
Согласно отчету дивизии по трассе АлСиба было доставлено 7908 одномоторных и двухмоторных самолетов. Бомбардировщиков: В-25 – 729 штук, В-20 – 1355. Истребителей: Р-40 – 47, Р-39 – 2616, Р-63 – 2396, Р-47 – три штуки. Транспортных С-47 – 707, С-46 – один и 54 учебно-тренировочных АТ-6.
По трассе не только перегоняли самолеты, но и перевозили грузы: военное оборудование, золото, слюду (506 т), продовольствие, оборудование для госпиталей, хозяйственные и канцелярские принадлежности, почту (в том числе 187 т дипломатической почты), инкубационные яйца, протезы, иголки для швейных машин, запчасти для часов и другое.
По трассе АлСиба перемещались дипломаты и военные специалисты. По трассе летали послы СССР в США М.М. Литвинов и А.А. Громыко, американские генералы, в 1944 году – вице-президент США Генри Уоллес.
За время существования – с октября 1942 по октябрь 1945 года – по авиатрассе было перевезено 128 371 пассажир, из них 17 322 платных, 18 753 т грузов, в том числе 9125 т платных и 319 т почты.