Работы длились 14 месяцев без остановки движения транспорта и пешеходов
16 августа в Москве после капитального ремонта открыт Большой Каменный мост, написал на своей официальной странице в социальной сети «ВКонтакте» Сергей Собянин.
Фактически мост пересобрали заново, при этом он не был закрыт полностью и продолжал выполнять свою основную функцию, отметил заместитель мэра Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Петр Бирюков. Пока одна половина моста была закрыта на ремонт, другая оставалась открытой для движения пешеходов и транспорта, в том числе общественного. Во время работ на мосту сохранялось по две полосы движения в каждом направлении.
Капитальный ремонт моста не проводился с момента его постройки, и за это время на его конструкциях появились трещины, обветшали опоры, в некоторых местах разрушились деформационные швы и гранитная облицовка. По оценкам экспертов, часть элементов моста находилась в предаварийном состоянии – с ресурсом долговечности не более двух – трех лет. Во время обследований зафиксировали снижение реальной грузоподъемности сооружения.
Проект капитального ремонта Большого Каменного моста разработали в 2019 году по решению мэра Москвы. Ремонтные работы начались в июле 2020 года и завершились в августе этого года.
Каким стал Большой Каменный мост
Специалисты во время работ на Большом Каменном мосту отреставрировали гранитную облицовку и ограждения, привели в порядок бетонные поверхности и металлоконструкции, заменили асфальтовое покрытие и обновили исторические витражи.
Были проведены следующие работы:
ремонт бетонных поверхностей моста (33,8 тыс. кв. м);
замена металлоконструкций (общий вес – 92 тонны);
окраска металлоконструкций и бетона (72 тыс. кв. м);
бетонирование конструкций (7,3 тыс. куб. м);
устройство барьерного ограждения из гранитных блоков (960 п. м);
демонтаж и замена железобетонных конструкций пролетного строения моста с последующим устройством асфальтобетонного покрытия и гидроизоляции проезжей части, подходов и тротуаров на площади свыше 17,8 тыс. кв. м и переустройством тепловой сети;
переустройство наружного освещения, архитектурной подсветки и судоходной сигнализации;
переустройство ливневой канализации;
воссоздание и реставрация гранитной облицовки (6,5 тыс. кв. м), перильных ограждений (1,74 тыс. кв. м), витражей (357 кв. м) и наружных дверных проемов (126 кв. м).
Объект культурного наследия с более чем 80-летней историей
Большой Каменный мост через Москву-реку построили в 1938 году по проекту архитекторов В.А. Щуко, В.Г. Гельфрейха и М.А. Минкуса (инженер – Н.Я. Калмыков). Мост соединил улицу Серафимовича с улицами Знаменкой (тогда – улица Фрунзе), Волхонкой, Моховой и Боровицкой площадью (тогда – площадь Боровицких Ворот).
За 80 с лишним лет своей истории Большой Каменный мост стал неотъемлемой частью архитектурного облика города, прекрасно гармонирующей с главной доминантой центра – Московским Кремлем. С моста открываются отличные виды на многие достопримечательности столицы – храм Христа Спасителя и Дом на набережной. В 2007 году его признали объектом культурного наследия.
Одновременно Большой Каменный мост выполняет свою основную связующую функцию, обеспечивая движение транспорта и пешеходов с одного берега Москвы-реки на другой.
Длина мостового перехода составляет 479,7 м, ширина моста в осях перил – 40,1 м, в том числе проезжая часть 33 м и два тротуара по 3,55 м. Высота над уровнем реки достигает 11 м.
После завершения капремонта основных конструктивных элементов Большого Каменного моста и открытия движения по постоянной схеме до конца этого месяца будут выполнены финишная отделка подэстакадных пространств правого и левого берега, монтаж инженерного оборудования и пусконаладочные работы.
Согласно расчетам специалистов, следующий крупный ремонт Большого Каменного моста потребуется не ранее чем через 25 лет. Общий срок службы сооружения увеличился еще на 100 лет.
Обновление искусственных дорожно-транспортных сооружений города
Эксплуатирующей организацией Большого Каменного моста является ГБУ «Гормост» – одна из крупнейших в России специализированных организаций по эксплуатации искусственных сооружений. В ведении «Гормоста» находится 2183 городских объекта, включая 910 мостов, путепроводов и эстакад (в том числе надземные пешеходные переходы), 107 транспортных тоннелей, 526 подземных пешеходных переходов, 96 фонтанов, 108 набережных и несколько сотен иных сооружений и инженерных систем.
В 2011–2021 годах специалисты «Гормоста» капитально отремонтировали свыше 380 объектов, включая 30 мостовых сооружений, семь транспортных тоннелей, 269 пешеходных переходов, четыре фонтана и 17 набережных.
При этом у крупных мостовых сооружений – объектов культурно-исторического наследия – во время реконструкции полностью восстановили все элементы, которые являются предметом охраны. Работы велись и ведутся в круглогодичном режиме, подчеркнул заммэра.
В этом году завершен капитальный ремонт пешеходного тоннеля под Беговой улицей и пяти мостовых сооружений: Большого Каменного моста, моста «Тушинский ДК» (через реку Сходню, Фабричный проезд), Сколковского путепровода (на 53-м километре МКАД), эстакады Кубинка – Боженко (часть Северо-Западной хорды – над путями МЦД-1), пешеходного моста на 102-м километре МКАД.
Идут работы по капитальному ремонту 26 объектов, включая семь мостовых сооружений: Строгинский (через Москву-реку), Фирсановский (через реку Сходню) и Андреевский (через Москву-реку, соединяет Фрунзенскую и Пушкинскую набережные) мосты, мост Богдана Хмельницкого (через Москву-реку, соединяет Бережковскую и Ростовскую набережные), мост через Царицынскую плотину (в музее-заповеднике «Царицыно»), а также Севастопольский (в районе Ясенево) и Горьковский (на 1-м километре МКАД) путепроводы.