Гастрономические рынки стали новым брендом Москвы

В отреставрированном комплексе бывшего Миусского трамвайного депо открылся гастрономический квартал «Депо»

В гастрономическом квартале «Депо» располагается рынок, открыты сувенирные лавки, спортивный и музыкальный клубы, детский игровой центр. Летом на крыше появятся веранды.

7 марта 2019 года в отреставрированном комплексе бывшего Миусского трамвайного депо открылся гастрономический квартал «Депо». Он расположен между Лесной, 1-й и 2-й Миусскими улицами и Миусским переулком.

«Создание здесь такого гастрономического квартала, крупнейшего в Европе, – такое знаковое событие в силу того, что мы много лет работали над тем, чтобы московские рынки превратились в нечто новое, не похожее на то, что было раньше, когда человек приходил, покупал и уходил», – сказал Сергей Собянин.

По его словам, столичные рынки стали новым брендом, который притягивает как москвичей, так и гостей города.

«Между тем, что мы видели 10 лет или шесть-семь лет назад – рынки, на которых торговали в лужах, среди грязи или не очень качественными товарами, и тем, что мы видим сейчас, – огромная дистанция. Такие качественные изменения произошли», – добавил мэр Москвы.

Он также поздравил сотрудниц торгового комплекса с наступающим Международным женским днем.

Конюшня, казармы и кузница

В 1873 году компания графа Алексея Уварова заключила контракт на строительство в городе сети конно-железных дорог. А в 1874 году на Лесной улице открылся Миусский парк с конюшней на 114 лошадей, кузницей, ремонтными мастерскими, казармами для служащих и складами. Уже осенью началось движение первых вагонов конки по Петровской линии, проходившей от Иверской часовни до Петровского путевого дворца.

В 1907 году Миусское депо перешло на обслуживание электрических трамваев, а в 1950-е парк решили переоборудовать в троллейбусный. В 2004-м его закрыли: из-за устаревшей планировки депо не могло обеспечивать отстой и обслуживание подвижного состава в полном объеме.

В 2016 году депо признали объектом культурного наследия – памятником промышленной архитектуры второй половины ХIХ века. Общая площадь его строений составляет 20 340 кв. м.

Депо представляет собой образец так называемого кирпичного стиля промышленной архитектуры конца XIX века. В ансамбле прослеживаются черты, характерные как для русского зодчества, так и для романской и готической архитектуры. Авторы проекта – архитекторы Михаил Глейнинг и Николай Жуков. Существует мнение, что над частью конструкций работал инженер Владимир Шухов.

Фасады выдержаны в едином парадном стиле: кирпич красного цвета контрастирует с белыми элементами декора – аркатурными поясами, аттиками, декоративными фризами (зубчатые горизонтальные полосы), фигурными лопатками и филенками (декоративными выемками).

От трамвайного депо – к гастрономическому

В 2017 году здания Миусского депо передали в аренду на 49 лет – для реставрации и создания на территории комплекса гастрономического квартала. При подготовке проекта специалисты тщательно изучили архивные фотографии, чертежи и документы. Работы велись в 2017–2019 годах. В результате ансамбль обрел внешний вид, который имел на момент постройки.

«Несколько лет назад здесь были руины, по сути дела, уникальный памятник промышленного искусства середины XIX века находился в аварийном состоянии. Я считаю, мы приняли правильное решение – отдали это инвесторам и провели очень сложную, очень трудную реставрацию», – сказал Сергей Собянин.

Было отреставрировано более 20 тыс. кв. м стен. Чтобы найти 300 тыс. редких большемерных кирпичей, организовали экспедицию в Ивановскую, Вологодскую и Владимирскую области. Кроме того, в зданиях депо восстановили уникальные чугунные оконные рамы, воссоздали утраченные кирпичные арки, перемычки, колонны и кирпичные декоративные элементы и привели в порядок историческую ограду комплекса, сохранив два столба-пилона конца XIX века.

По окончании работ в Миусском депо открылся крупнейший в Европе гастрономический квартал «Депо». Здесь работают 75 ресторанов и кафе на 1,4 тыс. посадочных мест. В летнее время за счет веранд количество мест может быть увеличено в два-три раза.

Посетители «Депо» могут познакомиться с кухней России, Австралии, Азербайджана, Вьетнама, Греции, Израиля, Китая, Мексики, США, Японии. Гостям ресторанов предложат рамен, такояки, хумус, фалафель, гирос, блины и другие традиционные и экзотические блюда.

На фермерском рынке, рассчитанном на 140 торговых мест, продается свежая продукция практически из всех регионов России. Кроме того, организован сервис доставки из «Депо» на дом или в офис покупателя. В гастрономическом квартале открыты сувенирные лавки, спортивный и музыкальный клубы, детский игровой центр.

На втором этаже планируется организовать коворкинги – помещения для работы и проведения творческих встреч. В «Депо» будут проводить культурно-развлекательные программы. Посетителей ждут гастрономические фестивали и ярмарки, мастер-классы, вечеринки и концерты. Ожидается, что в будние дни гастрономический квартал будет принимать от пяти до семи тысяч человек, а в выходные – от 10 до 12 тыс.

«Город, со своей стороны, благоустроил близлежащие улицы, это теперь единое общественное пространство», – сказал мэр Москвы.

В деталях

На территории депо расположено несколько зданий.

Так, основная часть административно-жилого корпуса была построена в период с 1901 по 1905 год. Это трехэтажное кирпичное прямоугольное здание, в северо-восточной части которого раньше располагались жилые помещения для шоферов, врачей, вагоновожатых, монтеров, смотрителей парка. Здесь же находились аптека и магазин. В юго-западной, административной, части размещались школа вагоновожатых и кондукторов, контора заведующего парком.

Декоративная отделка здания была минимальной и заключалась в устройстве тянутых потолочных карнизов. Лестницы были украшены фигурными металлическими ограждениями. В советский период под зданием организовали дополнительные подвальные помещения.

После реставрации в корпусе расположились ресторан, банк и аптека.

По соседству находится самое крупное здание комплекса – большой вагонный сарай. Это квадратное кирпичное строение с антресолями, в котором проходил ремонт и отстой подвижного состава. Длинные коридоры были ограничены по сторонам столбами-опорами с фонарями. На полу была уложена метлахская плитка.

Хорошо сохранился первоначальный внешний облик здания. На фасадах можно увидеть элементы кирпичного декора в бело-красной гамме, характерные для промышленной архитектуры конца XIX – начала XX века. Именно здесь сегодня располагается гастрономический квартал с фуд-моллом.

Необычное п-образное здание, главный фасад которого украшен зубчатым фризом, ступенчатым венчающим карнизом и лопатками, – это бывшая мастерская для ремонта вагонов. Окна здесь имеют веерные перемычки, фронтон увенчан небольшой пятиконечной деревянной звездой.

Это самое старое здание на территории Миусского трамвайного депо. Оно было построено в первой половине 1870-х годов для первых конок. В 2019 году здесь открылось несколько ресторанов, а также спортивный клуб.

Небольшой одноэтажный домик выполнял функции вагонного сарая с котельной. В нем размещались столярная и малярная мастерские, кладовая, котельная и уборная. А теперь здесь тоже открылись рестораны.

В кирпичном двухэтажном здании прямоугольной формы находилась кладовая с проходной. Первоначально строение было одноэтажным (с мансардой), в 1926 году был надстроен второй этаж. Тогда же к юго-западному фасаду пристроили одноэтажный склад. После реставрации в здании открылась винотека.

Круглогодичные ярмарки и гастрономические рынки

Сейчас в Москве работает около 12 тыс. кафе, закусочных и ресторанов – в два раза больше, чем 10 лет назад. В них можно попробовать кухню практически всех народов мира. Жители и гости столицы могут найти заведения на любой вкус.

Весной 2019 года в городе откроется почти 2,9 тыс. летних кафе. Еще в 2011 году их было всего 1282.

Благодаря благоустройству улиц и расширению тротуаров в столице стали формироваться гастрономические площадки. Например, речь идет о Камергерском переулке, Кузнецком Мосте, Большой Дмитровке, Арбате и Новом Арбате, Сретенке, Никольской улице, Патриарших прудах.

В бывших производственных цехах фабрик «Красный Октябрь» и «Трехгорная мануфактура» находятся гастрономические кластеры. Они привлекают москвичей и туристов возможностью попробовать кулинарные хиты и новинки.

В последние годы трансформировалась рыночная торговля. В 2010 году в столице работал 81 рынок. При этом 58 торговых площадок располагались в некапитальных строениях.

Сейчас нестационарные рынки, включая точки в «Лужниках», закрыты. Часть из них превратились в торговые центры.

В Москве работает 26 розничных рынков. 21 из них – сельскохозяйственный. В 2016–2018 годах в городе реконструировали Даниловский, Москворецкий, Усачевский, Велозаводский, Зеленоградский, Дорогомиловский, Багратионовский рынки. На Рождественском бульваре появился Центральный рынок. В 2019 году планируется начать реконструкцию Кунцевского рынка.

Девять московских рынков работают в популярном во всем мире формате гастрономических кварталов. На торговых площадках большой выбор экологически чистой продукции. Работают службы доставки, открыты уютные кафе и рестораны, детские площадки.

Горожане приходят на рынки как для покупки продуктов, так и для того, чтобы перекусить и пообщаться. В гастрономических кварталах назначают личные и деловые встречи, проводят культурные и развлекательные мероприятия.

Революция в этой сфере началась в столице с Даниловского рынка. В 2018 году его посетили более трех миллионов человек. Во время чемпионата мира по футболу телевизионные компании из 20 стран проводили съемки рынка как новой достопримечательности Москвы.

В жилых районах столицы открываются небольшие круглогодичные ярмарки. Постепенно они заменят ярмарки выходного дня, которые работают только в теплое время года.

Первую круглогодичную ярмарку, которая находится в некапитальном отапливаемом павильоне, открыли в 2017 году на Семеновской площади. Вторая появилась в 2019 году в Кузьминках. На небольших рынках создаются фуд-корты.

К концу 2019 года в Москве будет работать около 20 круглогодичных ярмарок. Их создадут с учетом пожеланий жителей.

Источник | фото