24 марта 2016 года исполняется 100 лет штурманской службе Военно-воздушных сил. В настоящий момент в объединениях, соединениях и частях Воздушно-космических сил проходят службу более 2 тыс. штурманов различных родов авиации
В настоящий момент в объединениях, соединениях и частях Воздушно-космических сил проходят службу более 2 тыс. штурманов различных родов авиации. Основная задача штурманской службы – обеспечение высокой точности и надежности воздушной навигации, а также эффективности боевого применения авиационного вооружения, средств воздушной разведки и радиоэлектронной борьбы.
В Челябинске в честь знаменательной даты на базе филиала Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина пройдет военно-научная конференция, а также праздничные мероприятия, в которых примут участие представители Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, руководящего состава Воздушно-космических сил, объединений ВВС и ПВО военных округов, научно-исследовательских коллективов, конструкторских бюро, федеральных органов государственной власти, осуществляющих деятельность в области государственной, гражданской и экспериментальной авиации.
Справка. История создания штурманской службы берет свое начало с приобретения первого боевого опыта авиаторами Первой мировой войны. С появлением задач воздушной разведки и применения с аэропланов оружия назрела необходимость наличия в экипаже летчика-наблюдателя или аэронавигатора. Так 24 марта 1916 года была создана Центральная аэронавигационная станция.
В 1932 году было принято решение о введении в авиационных частях ВВС вместо летчика-наблюдателя должности штурмана, который в полете играл активную роль навигатора и бомбардира. Это нововведение резко повышало значение аэронавигационной службы, ставшей одной из важнейших летных служб ВВС, от которой в значительной степени зависит эффективность боевых действий авиации.
К концу Великой Отечественной войны благодаря штурманской службе надежность навигации повысилась по сравнению с начальным периодом войны более чем в 4 раза, надежность выхода на цель в 5 раз, меткость бомбометания на 74%.
Штурманской службой была разработана аэронавигация воздушной трассы из США в СССР через Аляску, Дальний Восток, Сибирь для переброски американских самолетов по ленд-лизу.
За годы войны, а также в предшествовавших ей боевых действиях и конфликтах, 243 штурмана были удостоены звания Героя Советского Союза, а Василий Васильевич Сенько был удостоен высшей награды Родины дважды.
В настоящее время подготовка штурманских кадров осуществляется в Челябинском филиале Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина, где курсанты обучаются по двум специальностям: летчик-штурман и офицер боевого управления авиацией.