По итогам двух туров первое место завоевала команда Москвы с результатом 735,62 балла
10 сентября 2019 года в Москве подвели итоги IV Московской олимпиады мегаполисов, которая прошла с 1 по 6 сентября. С докладом о результатах олимпиады на заседании Президиума Правительства Москвы выступил руководитель столичного Департамента образования и науки Исаак Калина.
По традиции интеллектуальные соревнования проводились по четырем предметам – математике, информатике, физике и химии, программы которых максимально близки в разных странах мира.
Участие в состязаниях приняли команды школьников в возрасте 14–18 лет из 45 городов 32 стран мира. Среди них Москва и Санкт-Петербург (Россия), Алма-Ата и Нур-Султан (Казахстан), Абу-Даби (ОАЭ), Баку (Азербайджан), Баня-Лука (Босния и Герцеговина), Белград (Сербия), Берлин, Дрезден, Дюссельдорф, Лейпциг и Франкфурт-на-Майне (Германия), Бишкек (Киргизия), Бостон и Нью-Йорк (США), Братислава (Словакия), Будапешт (Венгрия), Вена и Инсбрук (Австрия), Гонконг, Пекин, Харбин, Чэнду и Шанхай (Китай), Даугавпилс (Латвия), Дели и Мумбаи (Индия), Джакарта (Индонезия), Ереван (Армения), Загреб (Хорватия), Иерусалим (Израиль), Кишинев (Молдавия), Краков (Польша), Лима (Перу), Любляна (Словения), Мадрид (Испания), Милан (Италия), Минск (Белоруссия), София (Болгария), Стамбул (Турция), Таллин (Эстония), Тирана (Албания), Ханой (Вьетнам) и Хельсинки (Финляндия).
В состав команд вошли восемь учащихся (по два на каждый предмет) и до трех руководителей (сопровождающие и переводчики). Всего в олимпиаде участвовали 479 человек.
Соревнования провели на пяти площадках:
школа №2030 (физика);
школа №1253 (химия);
школа №1241 (математика);
штаб-квартира компании «Яндекс» (информатика);
школа №1253 (блицтур).
Блицтур и основная часть соревнований
Перед основными турами прошел блицтур. Команды выполняли задания, соответствующие уровню выпускных экзаменов средней школы. В блицтуре было 80 задач (по 20 на каждый предмет). Участникам предложили задания на двух языках – русском и английском.
Соревнования основной части олимпиады состояли из двух туров, задания были переведены на английский язык и родной язык участников.
Первый тур у химиков и физиков был экспериментальным. Первые проводили качественный и количественный анализ органических веществ, а также с помощью качественных реакций определяли полученные ими органические вещества. Вторые при помощи приборов измеряли скорость звука в различных средах разными методами и изучали свойства света.
Математики письменно решали задачи по геометрии, теории чисел, алгебре и комбинаторике, а информатики писали программы и загружали их в тестирующую систему.
В рамках второго тура ребята решали теоретические задачи по физике, химии и математике, а также выполняли задания по информатике.
Критерии оценки и объективность результатов
Лучший результат по каждому из предметов, показанный участником во время проведения туров (кроме блицтура), оценивался в 100%. От него отсчитывались результаты следующих за ним школьников (в процентном соотношении). Результаты команд суммировались, а затем определялись сильнейшие.
Задания олимпиады составляли и оценивали представители международного жюри, в которое вошли 35 экспертов.
После проверки заданий каждый участник мог посмотреть свою работу, сравнить ее с критериями оценивания и в случае несогласия с выставленными баллами подать на апелляцию. Задания и решения публиковались на официальном сайте олимпиады. Все это обеспечило прозрачность проведения состязаний и объективность оценки.
Победители и призеры олимпиады
По итогам двух туров первое место завоевала команда Москвы с итоговым результатом 735,62 балла. Кроме того, дипломы победителей были присуждены командам Санкт-Петербурга (632,98 балла) и Шанхая (610,76 балла).
Второе место заняли команды Белграда, Минска, Софии, Кракова, Загреба, Ханоя, Гонконга, Стамбула и Джакарты. Замкнули тройку сильнейших команды Еревана, Лимы, Будапешта, Баку, Кишинева, Алма-Аты, Пекина, Харбина, Инсбрука, Бишкека, Баня-Луки, Братиславы, Чэнду, Лейпцига и Дрездена.
Кроме того, для участников и гостей олимпиады организовали культурную программу. Школьники и педагоги посетили музеи Московского Кремля, Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Третьяковскую галерею. Также они побывали на обзорной экскурсии по городу и прогулке на теплоходе по Москве-реке.
В прошлом году в III Московской олимпиаде мегаполисов участвовали команды из 33 городов 26 стран мира. Первое место заняла сборная школьников Москвы.