Автономная система сможет заменить традиционный общественный транспорт
Проект городской транспортной системы с использованием беспилотных автобусов «Шатл» продемонстрирован в рамках Московского международного автосалона (ММАС-2016). В разработке новинки принимают участие специалисты КАМАЗа, НАМИ и «Яндекса».
В основе идеи – запуск на городские улицы нескольких 12-местных автобусов с применением беспилотной системы управления движением. Автономный транспорт рассматривается в качестве альтернативы традиционным многоместным автобусам, управляемым водителями и курсирующим по строго утвержденным маршрутам.
Название проекта происходит от английского «space shuttle» – космический челнок, многоразовый транспортный космический корабль.
Над проектом работает консолидированная команда специалистов КАМАЗа и НАМИ с привлечением компании «Яндекс», отвечающей за инфраструктуру. При этом КАМАЗ, имеющий опыт в разработке автомобилей с автономным управлением, является главным индустриальным партнером проекта и определяет маркетинговую политику вывода продукта на рынок. Предприятие уже представило общественности прототип автомобиля-робота, который сегодня успешно проходит испытания. Кроме того, в проекте востребован большой опыт челнинского автогиганта в сфере производства автобусов.
Согласно концепции, маршрут «Шатла» будет прокладываться в режиме реального времени, в зависимости от реальной потребности пассажиров. Общение пассажира с системой станет происходить через специальное приложение в телефоне, где человек задает точку назначения, а сведения о его местонахождении система получает из геоданных телефона. В момент заказа можно будет самостоятельно определить функционал транспортного средства: такси или транспортное средство коллективного пользования.
Специальный облачный сервис саккумулирует запросы, выберет похожие маршруты и направит к заказчику беспилотный микроавтобус на 12 человек (включая шесть сидячих мест). В мегаполисах предполагается создать парк подобных машин-капсул. Тогда отпадет необходимость в остановках общественного транспорта и фиксированных маршрутах. Со временем исчезнут и пробки, поскольку личных автомобилей на улицах станет меньше.
Для передвижения «Шатла» в беспилотном режиме в обводах кузова спрятаны радары, камеры, ультразвуковые датчики, центральный процессор. Максимальная скорость ограничена 25 км/ч. Габариты автобуса – 4,6х2 м. Он отличается прекрасной маневренностью: все колеса у него поворачиваются. «Шатл» может быть полно- или моноприводным. Кузов – композитный на металлическом основании. По словам экспертов, его нетрудно запустить в производство тиражом порядка 1 тыс. штук в год.
В настоящее время в России отсутствует правовая база для движения беспилотных транспортных средств по дорогам общего пользования. Поэтому первым шагом в реализации концепции будет использование подобного транспорта на территории закрытых объектов.
Так, к 2018 году первые беспилотные автобусы должны появиться в бизнес-парках, выставочных центрах, наукоградах, музейных комплексах, аэропортах. Они будут незаменимы не только для экскурсионных маршрутов в природоохранных зонах, но и для перевозки грузов в трудных или опасных условиях.