Крымскому мосту – пять лет

По транспортному переходу проехало почти двадцать четыре миллиона автомобилей

В мае 2023 года Крымский мост, который стал поистине стройкой века, отмечает пятилетие. 15 мая 2018 года завершено строительство автодорожной части уникального сооружения, а уже 16-го открыто автомобильное движение.

За пять лет по транспортному переходу через Керченский пролив в обе стороны проехало почти 24 млн автомобилей.

Завершение в 2018 году строительства автодорожной части Крымского моста многократно расширило возможности для развития полуострова, обеспечив устойчивые логистические цепочки для грузоперевозок и туристического сообщения. На полуострове приступили к реализации национальных проектов: начались массовое строительство многоквартирных домов, школ и больниц, а также претворение в жизнь масштабной программы ремонта региональных и межмуниципальных дорог. Крым стал одним из основных направлений для отдыха россиян, санаторно-курортные здравницы полуострова посещают сейчас жители всех регионов нашей страны. В течение пяти лет после открытия автодорожной части моста турпоток в Крым составил 36,2 млн человек.

Строительство Крымского моста стало логичным продолжением комплекса мероприятий, которые реализовывались и продолжают реализовываться с момента возвращения Крыма в состав Российской Федерации. В Крыму стартовали федеральные целевые программы, целью которых стало качественное улучшение уровня жизни крымчан и экономический рост региона.

«Крымский мост – наглядный пример высочайшего профессионализма и невероятной самоотверженности наших инженеров и строителей. Менее чем за два с половиной года построено уникальное сооружение, которое стало важным шагом в развитии дорожно-транспортного комплекса как самого полуострова, так и всего Юга России. Правительством Российской Федерации была принята концепция транспортной стратегии, в которую помимо Крымского моста вошли автомобильные дороги Краснодарского края на подходах к Керченскому проливу, подход к мосту со стороны Керчи и новая трасса А-291 “Таврида”. Масштабная модернизация транспортной инфраструктуры продолжается. Ведется строительство и реконструкция трассы А-290 Новороссийск – Керчь. Это также один из значимых дорожных проектов Южного федерального округа, завершить который планируется уже в следующем году. С открытием этого дальнего подхода к Крымскому мосту экономика региона получит еще один положительный импульс развития», – отметил руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков.

Кроме того, в 2023 году в Республике Крым планируется привести в нормативное состояние почти 190 км региональных и местных дорог, работы пройдут на 17 объектах.

Отправной точкой масштабного преображения полуострова стал апрель 2014 года, когда Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным была поставлена задача построить Крымский мост в срок не позднее декабря 2018 года. Для того чтобы определить, каким именно он должен быть, разработано и проанализировано более 70 комбинаций различных типов конструкций транспортных переходов. На основании сравнительного анализа данных и по результатам обсуждения с ведущими экспертами и специалистами к дальнейшей детальной проработке был предложен вариант расположения транспортного перехода в Тузлинском створе. В августе 2014 года вариант поддержан Президентом Российской Федерации, а в феврале заключен государственный контракт на проведение работ.

В том же году на суше и в акватории была создана вспомогательная временная инфраструктура, необходимая для производства строительно-монтажных работ. Предварительно проведены археологические раскопки, площадь которых превысила 56 га, а количество находок достигло 1 млн. Из них более 100 тыс. артефактов, представляющих научную ценность, поэтапно передавались в фонды Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника и Таманского музейного комплекса. Одним из уникальных артефактов стал фрагмент терракотовой скульптуры в форме головы мужчины, найденный во время подводных раскопок на крупном скоплении древней керамики в районе строительства моста. Предполагается, что это изображение древнегреческого божества, выполненное в виде бюста или статуи в Малой Азии в V веке до нашей эры.

При строительстве Крымского моста уделено особое внимание влиянию стройки на окружающую среду. Перед началом возведения моста из зоны строительства в аналогичную среду обитания на компенсационные участки были переселены пять видов растений и три вида животных, занесенных в Красную книгу Краснодарского края, а также три вида растений из Красной книги России. Также в рамках компенсационных мероприятий с 2017 по 2019 год в водоемы Кубани выпущено 1,5 млн особей мальков русского осетра. Во время строительства проектом было предусмотрено проведение регулярных экологических мониторингов. Экомониторинг проводился по 10 направлениям с более чем 300 точек отбора проб по более чем 100 контролируемым параметрам.

Строительство моста в Крым увеличило численность дельфинов в Керченском проливе. В отдельные дни специалисты фиксировали в акватории более тысячи этих млекопитающих. Экологи объясняют это улучшением условий охоты дельфинов на сингиля и лобана. Количество рыбы в районе стройки выросло в 10 раз. По результатам проведения инструментальных исследований не выявлено значительных воздействий на окружающую среду. Такой результат достигнут благодаря выполнению всех природоохранных мероприятий, снижающих воздействие на окружающую среду, которые были учтены в проектной документации.

В феврале 2016 года проект моста получил положительное заключение государственной экспертизы, и с этого момента началась стройка века. Основные работы на объекте продолжались 27 месяцев. Весь строительный процесс был разделен на восемь участков, что позволило одновременно работать на каждом из них.

В первую очередь строителям предстояло устроить свайные фундаменты будущих опор, которые находились как на суше, так и в акватории. Фундаменты опор автодорожного моста насчитывают 3051 сваю двух типов – трубчатые (металлические) и буронабивные. Сложная геология мест строительства требовала определенных технических решений, поэтому металлические трубосваи погружались прямо и под наклоном на глубину от 12 до 105 м. На автодорожном мосту строителями возведено 288 опор из бетона и арматуры, для их устройства потребовалось почти 160 тыс. куб. м бетона. В декабре 2017 года все 288 опор были готовы, из них 85 – возведены в морской акватории.

На опорах смонтированы более 100 тыс. тонн металлоконструкций пролетных строений. Вес одного пролета – порядка 300 тонн. Их монтаж в зоне акватории начался в феврале 2017 года. Протяженность морских участков составила 6 км.

Пролеты сухопутных участков моста были смонтированы на протяжении 13 км. На них под основание будущей дороги устроена железобетонная плита проезжей части. Для ее устройства использовали 13 тыс. км арматуры и 67 тыс. куб. м бетона.

В октябре 2017 года проведена масштабная морская операция по транспортировке, подъему и монтажу автодорожной арки на фарватерные опоры транспортного перехода. Общий вес конструкции составил более 5 тыс. тонн. Транспортировка к месту монтажа осуществлялась с помощью четырех плавучих опор. В буксировке было задействовано более десяти буксировочных судов и двух вспомогательных катеров.

Асфальтобетон на автодорожной части Крымского моста дорожники уложили в два слоя, толщина нижнего слоя составляет 6 см, верхнего – 5 см. Общая площадь асфальтобетонного покрытия на Крымском мосту составила более 380 тыс. кв. м. Асфальтирование автодорожной составляющей Крымского моста полностью завершено в апреле 2018 года.

К грандиозной стройке было привлечено огромное число людей совершенно разных профессий, за весь период задействовано более 25 тыс. специалистов, а в пиковые нагрузки численность инженеров и строителей одновременно составляла около 15 тыс. Сегодня Крымский мост ежедневно обслуживают более 200 специалистов и 35 единиц техники.

Перед открытием сооружения на автодорожной части были установлены элементы обустройства: металлическое барьерное ограждение общей длиной 76 км, более тысячи мачт освещения, 20 комплексов по очистке ливневых вод с дорожного полотна. Выполнена пусконаладка автоматизированной системы управления дорожным движением (АСУДД) Крымского моста.

15 мая 2018 года Крымский мост посетил Владимир Путин, который проехал за рулем головной машины в колонне строительной техники. Перед этим он осмотрел Единый центр управления дорожным движением, ознакомился с готовностью эксплуатационных служб к работе транспортного перехода через Керченский пролив. Этот день ознаменовал окончание строительства уникального объекта. Наконец, 16 мая 2018 года движение по Крымскому мосту для автомобилей было открыто на семь месяцев раньше предусмотренного государственным контрактом срока (декабрь 2018 года), и сначала по мосту проехали местные жители – крымчане и кубанцы. Уже в первые сутки трафик превысил 20 тыс. транспортных средств.

Источник | фото | инфографика