Легендарной «Дороге жизни» исполнилось 80 лет

В Музее «Прорыв блокады Ленинграда» установлена легендарная «полуторка»

22 ноября исполнилось 80 лет легендарной «Дороге жизни», связавшей блокадный Ленинград с «большой землей» по льду Ладожского озера. В Санкт-Петербурге и Ленинградской области прошли памятные мероприятия.

В Кировском районе Ленинградской области, в Музее-заповеднике «Прорыв блокады Ленинграда» установлена легендарная «Полуторка», найденная поисковиками отряда «Память» на дне Ладожского озера.

В ходе церемонии состоялся телемост, в котором приняла участие председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко.

«Сегодня особенный, памятный день для города-героя Ленинграда и для всей нашей большой страны. Ровно 80 лет назад по льду Ладожского озера в блокадный Ленинград прошли первые автомобили с продовольствием. Я думаю, очень символично, что именно сегодня мы передаём в экспозицию музея «Прорыв блокады Ленинграда» грузовой автомобиль-полуторку, поднятый со дна Ладожского озера усилиями наших поисковиков», – сказала Председатель Совета Федерации.

Валентина Матвиенко отметила, что, несмотря на свое изначально гражданское назначение, этот автомобиль стал одним из признанных символов Великой Отечественной войны. «Переоценить вклад скромной труженицы-полуторки в дело Победы невозможно. Боевая летопись этих прославленных автомашин наполнена множеством героических страниц. Но главная из них, несомненно, связана с «Дорогой жизни».

Благодаря этой «машине-солдату» с территории «Большой земли» в Ленинград удалось доставить более миллиона тонн продуктов и предметов первой необходимости, а обратными рейсами эвакуировать сотни тысяч человек – детей, женщин, спасти их от голода, холода, вражеских бомб и снарядов, сказала Валентина Матвиенко.

«Каждый рейс по этой дороге был настоящим подвигом. Нужно было преодолеть десятки километров ледяной пустыни – абсолютно открытого пространства, где невозможно укрыться от обстрелов и бомбардировок. Но, несмотря ни на какие риски, автомобильные колонны день за днем отправлялись в Ленинград, а по пути их встречала табличка с пронзительным напоминанием: “Каждая полуторная машина везет продовольствие на 10 тысяч пайков, на 10 тысяч человек. Водитель, спасай эти жизни!”».

«Сегодня мы вновь говорим спасибо нашим дорогим блокадникам, ветеранам, всем бойцам Красной Армии и труженикам тыла – всем, кто пережил войну и может рассказать нам правду о ней, всем, кто ценой собственной жизни отстоял нашу Родину», – заявила Валентина Матвиенко.

Председатель Совета Федерации подчеркнула, что благодаря большой работе по сохранению подвига ленинградцев «Дорога жизни» не исчезла, а превратилась в настоящую «Дорогу памяти», «Дорогу бессмертия».

Председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова проинформировала о проведении Всероссийского конкурса детского рисунка «Полуторка» и флешмоба, посвященного 80-летию «Дороги жизни». «Лучшие рисунки будут представлены в январе на выставке в Совете Федерации, лучшие видеоролики покажут в музее “Прорыв блокады Ленинграда”, итоги конкурса и флешмоба будут объявлены 27 января – в День снятия блокады Ленинграда».

К ветеранам и поисковикам обратились губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов и губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко.

«Сегодня для всех нас памятный день. 22 ноября 1941 года по ледовой Дороге Жизни пошли первые “полуторки”. В этот день они доставили 70 тонн продовольствия для блокадного города. За все время работы ледовой трассы было перевезено более 2,3 миллионов тонн грузов. Было эвакуировано около полутора миллионов ленинградцев. Ледовая дорога спасла тысячи жизней», – сказал Александр Беглов.

Губернатор напомнил, что во время блокады Ленинград работал на фронт. «Сегодня трудно представить, но по льду Ладоги даже переправляли танки Кировского завода, чтобы помочь фронту», – сказал он.

Александр Беглов сказал, что конец ноября 1941 года был самым тяжелым в истории ленинградской блокады, когда нормы продовольствия снизились до минимума. Рабочие стали получать 250 граммов хлеба, а служащие, дети и все остальные жители – 125 граммов. Через месяц после открытия Дороги жизни нормы хлеба были увеличены.

«Наша добрая память – всем, кто строил “Дорогу жизни”. Летчикам и бойцам, защищавшим ее. Мы всегда будем помнить подвиг блокадных водителей. Они работали, сколько хватало сил. Многие из них погибли», – сказал Александр Беглов.

Ко дню открытия «Дороги жизни» ветераны, награжденные медалью «За оборону Ленинграда» или знаком «Жителю блокадного Ленинграда», получили выплаты. Такие же выплаты из бюджетов Санкт-Петербурга и Ленинградской области были сделаны для ленинградцев, которые прожили в блокадном городе менее четырех месяцев.

На церемонии также выступили председатель правления Санкт-Петербургской общественной организации «Жители блокадного Ленинграда» Елена Тихомирова и председатель Совета Санкт-Петербургской общественной организации ветеранов (пенсионеров, инвалидов) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов Василий Волобуев, житель блокадного Ленинграда, председатель Общественной палаты Ленинградской области Юрий Трусов.

Справка. Автомобиль ГАЗ-АА грузоподъемностью 1,5 тонн – легендарную «Полуторку» – в октябре 2020 года извлекли из воды, где она находилась со времен Великой Отечественной войны. Машина затонула, когда перевозила груз в блокадный Ленинград по «Дороге жизни».

Источник
Источник | фото
Источник
Источник