10 сентября 2016 года в День города в столице открылось движение на крупнейшем инфраструктурном объекте
В Москве прошла церемония запуска пассажирского движения на Московском центральном кольце (МЦК). Новый пересадочный контур создан на месте малого кольца Московской железной дороги. Он интегрирован в транспортную систему столицы и объединит действующие линии метрополитена с радиальными направлениями пригородных железных дорог. Всего на МЦК планируется открыть 31 остановочный пункт с пересадками на 11 линий московской подземки и 9 железнодорожных веток.
По кольцу будут курсировать специальные городские электропоезда повышенной комфортности серии «Ласточка» отечественного производства. Открытие пассажирского движения на МЦК позволит уменьшить нагрузку на метрополитен, повысить экономическую активность в средней части города, будет способствовать реорганизации устаревших промышленных зон и созданию новых рабочих мест. Кроме того, улучшится транспортная доступность основных спортивных объектов Москвы.
Президент России Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин осмотрели станцию «Лужники» и совершили поездку до станции «Площадь Гагарина» МЦК. Участие в открытии также приняли помощник Президента России Игорь Левитин, министр транспорта России Максим Соколов, президент ОАО «РЖД» Олег Белозеров.
Протяженность МКЦ составляет 54 км. Оно сможет перевозить от 150 до 300 млн пассажиров. «Всего 31 станция. Сегодня мы запускаем 26. И по графику в ближайшие месяцы будут сданы еще пять станций», – сказал С. Собянин.
По его словам, МКЦ превратилось в пассажирское кольцо Москвы и уже включено в транспортный узел столицы: «17 пересадок на метро и 11 пересадок на железную дорогу. Пригородное направление доходит до кольца и не нужно в центр ехать на электричке. Пересел – и по кольцу можно пересесть на метро или другую пригородную станцию, или наземный городской транспорт».
По словам С. Собянина, активная стройка шла два года, учитывая предпроектное решение – четыре года. Это совместный проект Москвы, ОАО «Российские железные дороги» и Министерства транспорта Российской Федерации.
В ходе работ снесено около 4,5 тыс. различных строений, проложено около 200 км новых магистральных путей и почти четыре тысячи километров инженерных сетей, а также построено 28 инженерных сооружений: эстакады, мосты, путепроводы и подземные переходы. На МЦК сохранены грузовые перевозки.
Справка. Окружная железная дорога была построена по решению императора Николая II в период с 1903 года по 1908 год. Ее открытие состоялось 19 июля 1908 года. Пассажирские перевозки по МКЖД осуществлялись на небольшом участке пути и были окончательно прекращены в 1934 году. В дальнейшем кольцевая дорога использовалась исключительно для перевозки грузов, следующих транзитом через Московский железнодорожный узел, а также для обслуживания промышленных зон вдоль МКЖД. Транзит был прекращен в 2010 году.
Но если в начале XX века МКЖД проходила по границе города, то сейчас дорога находится в средней зоне Москвы. Это вновь сделало актуальной задачу включения железнодорожного кольца в систему городского пассажирского транспорта.
Всего на МКЦ будет 31 станция, где планируется организовать полноценные транспортно-пересадочные узлы. Предусмотрено 17 пересадок на 11 линий метрополитена и 10 пересадок на девять радиальных направлений железной дороги. На 13 ТПУ оборудуют перехватывающие парковки общей вместимостью свыше 1,5 тыс. машино-мест. На МЦК будут работать более 3,5 тыс. сотрудников.
Таким образом, впервые в России железная дорога ОАО «РЖД» будет полностью интегрирована в систему городского пассажирского транспорта.
Открытие МЦК пройдет в несколько этапов. На первом, с 10 сентября, для пассажиров откроют 26 станций, а остальные пять – до конца 2016 года. В первый год на МЦК будет работать 14 пересадок на метро и шесть пересадок на радиальные направления железной дороги. Остальные откроются позднее – в течение 2017 года.
Полный круг по МЦК займет порядка 80 минут. Максимальная скорость движения – до 120 км в час, средняя – 40 км в час. Перевозки осуществляют специальные пятивагонные городские электропоезда нового поколения повышенной комфортности («Ласточки»). В вагонах установлены информационные мониторы, розетки на 220 вольт, бесплатный Wi-Fi и оборудованы туалеты. Расчетная интенсивность движения по МЦК составит до 134 пар пассажирских поездов в сутки. В часы пик интервал между ними будет не более шести минут. В другое время – в среднем 12 минут. При увеличении пассажиропотока пятивагонные составы заменят на десятивагонные, а интервал движения сократят до трех минут.