Началась проходка тоннеля на южном участке Большой кольцевой линии метро
8 октября 2018 года между станциями «Каховская» и «Зюзино» южного участка Большой кольцевой линии метро (БКЛ) начали прокладывать правый перегонный тоннель. Тоннелепроходческому комплексу (ТПМК) предстоит пройти около одного километра на глубине 16 м. Достичь котлована строящейся станции метро «Зюзино» рабочие планируют во втором квартале 2019 года.
«Мы строим самую большую кольцевую линию метро в мире длиной 70 километров. Причем строим одновременно все будущие участки метрокольца. Сегодня проходку тоннелей БКЛ ведут сразу 10 проходческих щитов. В будущем планируется задействовать еще 19 ТПМК», – сказал мэр Москвы Сергей Собянин.
В строительстве нового кольца метро сегодня задействованы около 7 тыс. человек. По словам мэра Москвы, работы по созданию Большой кольцевой линии ведутся в сложнейших условиях плотной городской застройки: «Тем не менее будущий позитивный эффект перекроет все трудности и затраты. Москвичи получат десятки новых вариантов для быстрых и удобных поездок по городу. В поездах и на станциях метро других линий, расположенных внутри БКЛ, станет свободнее и комфортнее. В будущем к БКЛ можно будет присоединять новые радиусы в те районы Москвы, которые пока недостаточно обеспечены метро».
Проходку правого перегонного тоннеля будет вести ТПМК Herrenknecht S-219 диаметром шесть метров. По старой традиции ему дали женское имя «Роза». Комплекс, произведенный в 2012 году, ранее работал на строительстве дренажно-коммуникационных тоннелей в Ашхабаде.
«Примерно 980 метров пройдем в направлении станции “Зюзино”. Таким образом мы соединяем существующую станцию “Каховская” со строящейся, продлеваем линию на запад и идем навстречу нашим метростроевцам, которые ведут работы на юго-западном и западном участках», – сказал руководитель Департамента строительства Москвы Андрей Бочкарев.
Строительство южного участка БКЛ протяженностью 6,2 км начали в апреле 2017 года. Между станциями «Проспект Вернадского» и «Каховская» появятся три новые станции.
Станцию «Улица Новаторов» строят около примыкания улицы Новаторов к Ленинскому проспекту. В перспективе здесь пассажиры смогут пересесть на Коммунарскую линию.
С «Воронцовской» будет сделана пересадка на «Калужскую» Калужско-Рижской линии. Вестибюль станции будет располагаться около пересечения Хлебобулочного проезда и Профсоюзной улицы. А «Зюзино» строят в районе пересечения улицы Каховки с Севастопольским проспектом.
Южный участок БКЛ – один из наиболее важных. Он позволит подключить к сети метро новую Коммунарскую линию. К тому же подземка станет доступнее примерно для 500 тыс. жителей районов Проспект Вернадского, Обручевский, Коньково, Черемушки и Зюзино.
После запуска движения на юге БКЛ снизится нагрузка на центральные участки Сокольнической, Калужско-Рижской и Серпуховско-Тимирязевской линий, а также участки Кольцевой линии и Московского центрального кольца (МЦК). Также уменьшится число машин на Ленинском проспекте, Профсоюзной улице, Севастопольском проспекте, Варшавском шоссе и Южной рокаде.
Полностью завершить строительство южного участка большого кольца планируется в 2020 году.
31 станция и два электродепо
Строительство Большой кольцевой линии – крупнейший проект в области мирового метростроения. Длина кольца составит 70 км ветка включит 31 станцию и два электродепо (с учетом существующего участка «Каховская» – «Каширская»). Это позволит БКЛ стать самой протяженной кольцевой линией метро в мире, обогнав нынешнего лидера – вторую кольцевую линию Пекинского метро (57 км).
Но самое важное – кольцо соединит существующие и перспективные радиальные линии на расстоянии до 10 км от действующей Кольцевой, обеспечив пассажиров удобными пересадками.
Кроме того, при строительстве сразу закладывается техническая возможность присоединения дополнительных радиусов метро. Например, Рублево-Архангельской линии – на станции «Улица Народного Ополчения», Коммунарской линии – на станции «Улица Новаторов», перспективной линии в Бирюлево и Щербинку – на «Кленовом бульваре».
«Мы предусматриваем все необходимые технические решения для будущих возможных радиусов, возможных станций. Технически мы имеем возможность быстро присоединить их без нарушения движения на давно и только что построенных линиях», – отметил Андрей Бочкарев.
Проект БКЛ включает 19 пересадок на другие линии метро, четыре пересадки на МЦК, 11 пересадок на линии железной дороги и еще пять – на первые Московские центральные диаметры Одинцово – Лобня и Нахабино – Подольск.
Крупнейшими транспортно-пересадочными узлами Большой кольцевой линии станут «Деловой центр», «Нижняя Масловка», «Нижегородская», «Улица Новаторов» и ряд других.
Планы и первые шаги
Идеи строительства БКЛ появились еще в 1985 году, но вследствие недостатка ресурсов и других причин к реализации проекта не приступали в течение 25 лет.
Окончательное решение о необходимости нового кольца было принято Сергеем Собяниным в 2011 году. К работам приступили в ноябре того же года.
«Задача БКЛ вообще – фактически продублировать существующую Кольцевую линию на более дальних подступах к центру, для того чтобы люди могли попасть из одного сектора города в другой, чтобы им не приходилось ехать в центр, пересаживаться на традиционную Кольцевую линию и так далее», – сказал Андрей Бочкарев.
Строительство кольцевой ведется поэтапно. БКЛ состоит из нескольких участков:
от «Делового центра» до «Нижней Масловки». Движение до станции «Петровский парк» запустили 26 февраля 2018 года. Строителям осталось сдать последнюю станцию – «Нижнюю Масловку»;
от «Нижней Масловки» до «Авиамоторной». Работы здесь ведут в три этапа: от станции «Авиамоторная» до «Лефортово», далее идет участок до «Рубцовской» и от нее до «Нижней Масловки»;
от «Хорошёвской» до «Можайской» («Кунцевской»);
от «Можайской» до «Проспекта Вернадского»;
от «Проспекта Вернадского» до «Каховской» (включая реконструкцию участка «Каширская» – «Каховская»);
от «Каширской» до «Карачарова» («Нижегородской»).
Еще один участок – от «Авиамоторной» до «Нижегородской» – построят в составе Некрасовской линии метрополитена.
Работы уже ведутся на всем протяжении кольца.
Самая масштабная стройка
Программа строительства Московского метрополитена, реализуемая в последние годы, является самой масштабной за всю 80-летнюю историю столичной подземки. В таком объеме, как сейчас, в Москве метро не строили никогда.
Начиная с 2011 года введены в эксплуатацию 136 км новых линий, 71 станция, три вестибюля и восемь электродепо метро и МЦК.
Люблинско-Дмитровскую линию продлили на девять станций: три на участке «Марьино» – «Зябликово» и еще шесть от «Марьиной Рощи» до «Селигерской». Также у станций «Марьина Роща» и «Петровско-Разумовская» сделали второй вестибюль.
Еще больше станций метро в шаговой доступности обеспечило москвичам строительство Солнцевской линии. Участок от «Делового центра» до «Раменок» включает пять станций, а на участке от «Раменок» до «Рассказовки» расположено еще семь.
По одной станции добавилось на Калининской (станция «Новокосино») и Арбатско-Покровской (станция «Пятницкое шоссе») линиях.
Замоскворецкую линию продлили до «Алма-Атинской» на юге и до «Ховрина» на севере. Также появилась станция «Технопарк».
На четыре станции больше стало на Таганско-Краснопресненской линии. Здесь введен участок от «Выхина» до «Котельников» и станция «Спартак».
На Бутовской линии достроили станции «Лесопарковая» и «Битцевский парк». Сокольническую линию продлили в ТиНАО (участок от «Юго-Западной» до «Саларьева»). Пять станций работает на Большой кольцевой линии (участок от «Делового центра» до «Петровского парка»). А на Филевской появился второй вестибюль станции «Международная». Еще 31 новая станция открылась в рамках запуска Московского центрального кольца.
Кроме того, было построено и реконструировано несколько электродепо, среди которых «Митино», «Братеево», «Печатники», «Выхино», «Планерное», «Нижегородское», «Лихоборы», «Солнцево».