На арктической передовой: атомный ледокольный флот России

Мало кто знает, что Россия — единственная в мире страна, обладающая атомным ледокольным флотом

Россия обладает самым мощным ледокольным флотом в мире и уникальным опытом конструирования, постройки и эксплуатации таких судов. Атомный ледокольный флот России насчитывает 4 атомных ледокола, 1 контейнеровоз и 4 судна технологического обслуживания. Его задача — обеспечивать стабильное функционирование Северного морского пути, а также доступ к районам Крайнего Севера и арктическому шельфу.

Флот был передан на баланс Госкорпорации «Росатом» в августе 2008 года. Управлять работой ледоколов уполномочено ФГУП «Атомфлот», базирующееся в Мурманске. Атомный ледокольный флот развивался почти параллельно с отечественной атомной энергетикой.

Решение о строительстве первого атомного ледокола было принято 20 ноября 1953 года, а его закладка состоялась 24 августа 1956 года на стапеле Адмиралтейского завода в Ленинграде. 5 декабря 1959 года атомный ледокол «Ленин» был спущен на воду.

В 1989 году был выведен из эксплуатации и поставлен на вечную стоянку в Мурманске. Сейчас на ледоколе действует музей. Также выведены из эксплуатации ледоколы «Сибирь», «Арктика», «Советский Союз» и «Россия».

Действующие ледоколы флота

1. Ледокол «Таймыр». Построен в конце 1980 годов в Финляндии на судоверфи «Вяртсиля Морская Техника» в Хельсинки по заказу Советского Союза. При этом использовались советские оборудование (силовая установка) и сталь. Введен в эксплуатацию в 1989 году.

Предназначен для проводки судов в устья сибирских рек. Отличается уменьшенной осадкой.

oboi_vaygach_1.jpg

Ледокол "Вайгач"

2. Ледокол «Вайгач». Спущен на воду в 1989 году, введен в эксплуатацию в 1990 году. Был построен на финской судоверфи «Вяртсиля Морская Техника» по заказу Советского Союза, однако оборудование (силовая установка и др.) на судне было установлено советское, использовалась сталь советского производства.

Предназначен для проводки судов в устья сибирских рек. Отличается уменьшенной осадкой. 

3. Ледокол «Ямал». Заложен в 1986 году, спущен на воду в 27 октября 1992 года. Помимо сопровождения экспедиций, обслуживания дрейфующих станций, сопровождения судов, идущих по Северному морскому пути, спасательных работ «Ямал» совершает туристические круизы на Северный полюс.

oboi_yamal_1.jpg

Ледокол "Ямал"

4. Ледокол «50 лет Победы»​. Крупнейший в мире атомный ледокол. Заложен 4 октября 1989 года на Балтийском заводе в Ленинграде (позже в Санкт-Петербурге). Спущен на воду 29 декабря 1993 года.

Дальнейшее строительство было приостановлено и возобновлено только в 2003 году. Введен в эксплуатацию 23 марта 2007 года.

5. Атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть». Единственное в России ледокольно-транспортное судно с ядерной энергетической установкой. Было построено на Керченском судостроительном заводе «Залив» им. Б.Е. Бутомы.

С момента начала работ лихтеровоз «Севморпуть» перевез более 1,5 миллионов тонн грузов, осуществив за это время всего лишь одну перезарядку ядерного реактора.

С 2007 по 2013 год находился в эксплуатационном резерве. В конце декабря 2013 года генеральный директор Госкорпорации «Росатом» С.В. Кириенко подписал приказ о восстановлении судна. Планируется, что «Севморпуть» будет использоваться для обеспечения Северного завоза, освоения шельфа и разработки Павловского месторождения свинцово-цинковых руд на Новой Земле, восстановления инфраструктуры аэродромов и портов Новосибирских островов, Земли Франца Иосифа и других районов крайнего Севера.

6. Многофункциональное судно-контейнеровоз ледового класса «Россита». Судно предназначено для транспортировки отработанного ядерного топлива и материалов утилизированных АПЛ с бывших береговых баз ВМФ РФ на Северо-Западе России. Имеет технические параметры, позволяющие осуществлять вход и безопасную стоянку в доках морских портов и причалах объектов региона. «Россита» является судном ледового класса и предназначено для работы в сложных арктических условиях. Длина — 84 метра, ширина — 14 метров.

Контейнеровоз способен развивать скорость 12 узлов и находиться в автономном плавании длиной 3 тысячи морских миль.

Построено на верфи компании «Финкантьери» г. Ла-Специя (Италия). Работы по строительству судна «Россита» проводились в рамках выполнения Межправительственного соглашения 2003 года о двустороннем сотрудничестве по утилизации российских атомных подводных лодок, выведенных из боевого состава ВМФ, и переработке ядерных отходов и отработанного ядерного топлива. Спущено на воду в декабре 2010 года. Передано ФГУП «Атомфлот» в июле 2011 года.

Новове поколение

Планируется строительство атомных ледоколов двухуровневой осадки для обеспечения навигации по Северному морскому пути. В ближайшее время должно начаться строительство первого из трех таких ледоколов. Выполненный в петербургском ЦКБ «Айсберг» проект универсального атомного ледокола нового поколения подтвердил эффективность и обоснованность строительства двухосадочного ледокола. Разработчиком реакторной установки для атомного ледокола нового поколения выступает «ОКБМ Африкантов».

Важным преимуществом универсального ледокола нового поколения по сравнению с предыдущими поколениями атомных ледоколов станет возможность работы как в открытом океане, так и в устьях рек, благодаря двухосадочной конструкции судна.

 

Источник | Фото