В России впервые за несколько десятилетий построят научно-исследовательские рыбопромысловые суда
26 ноября на Невском судостроительном заводе (Невский ССЗ, входит в состав Объединенной судостроительной корпорации) в городе Шлиссельбурге Ленинградской области состоялась закладка двух научно-исследовательских судов (НИС) проекта 17050.
Участие в церемонии приняли министр сельского хозяйства Российской Федерации Дмитрий Патрушев, руководитель Федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков, председатель совета директоров Объединенной судостроительной корпорации Георгий Полтавченко, губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко, генеральный директор Невского ССЗ Евгений Кузнецов, директор Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии Кирилл Колончин.
Дмитрий Патрушев отметил, что впервые в современной истории России, в Год науки и технологий и год 325-летия отечественного флота, закладываются сразу два научно-исследовательских судна. Они помогут освоению новых рыбных запасов и существенно укрепят позиции Российской Федерации в распределении ресурсной базы с зарубежными партнерами.
По словам Дмитрия Патрушева, новые суда станут флагманами рыболовецкого флота и научных исследований в этой сфере. Реализация проектов внесет существенный вклад в развитие отраслевой науки и будет способствовать существенному наращиванию потенциала рыбопромышленников: в том числе поможет расширить районы промысла, увеличить объемы вылова и переработки, обеспечить доставку свежей продукции до потребителя. Глава Минсельхоза России отметил, что государство и дальше будет поддерживать развитие научных исследований. В частности, в ближайшие годы ожидается закладка еще восьми подобных судов.
Илья Шестаков отметил, что обновление научно-исследовательского флота стратегически важно для развития отрасли: «Сейчас строится порядка 100 промысловых судов, но рыбная отрасль не может жить без научного флота, не может жить без ресурсных исследований. Если не будут приняты соответствующие решения о том, какой объем квот можно предоставить, то рыбаки на следующий год не смогут выйти в море. Поэтому это очень важное и знаковое событие. Рыболовецкий флот сейчас работает на износ, нам некогда возить туристов, и поэтому для нас научный флот – это важная и огромная составляющая всего комплекса».
Почетные гости установили на закладные секции новых научно-исследовательских судов памятные доски, на которых указан тип судна, его название, дата закладки киля и адрес – город Шлиссельбург, Невский судостроительный завод.
Судам даны имена «Профессор Петр Моисеев» и «Профессор Анатолий Елизаров» – в честь выдающихся ученых, внесших значительный вклад в становление и развитие отечественной отраслевой науки.
Заказчик работ – Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии – ФГБНУ «ВНИРО». Петр Алексеевич Моисеев и Анатолий Алексеевич Елизаров руководили ФГБНУ «ВНИРО», пройдя путь от младших научных сотрудников до директоров.
В рамках Стратегии развития Арктической зоны, утвержденной Президентом России в октябре 2020 года, и комплексной Программы социально-экономического развития Арктической зоны, одобренной Правительством Российской Федерации в марте 2021 года, обновление научно-исследовательского флота необходимо для исследований состояния водных биологических ресурсов и мониторинга экологической ситуации в стратегически важном Северном регионе.
Новые суда выведут исследования на самый современный технологический уровень, что повысит точность поиска промысловых рыбных скоплений и научного прогнозирования для установления общего допустимого улова (ОДУ) водных биологических ресурсов.
Суда строятся в рамках Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Президентом России Владимиром Путиным.
Основные характеристики научно-исследовательского суда проекта 17050:
длина – 54 м;
ширина – 13,6 м;
осадка – 6 м;
скорость – 14 узлов.
Научно-исследовательские суда проекта 17050 станут одними из самых современных научно-исследовательских рыболовных судов в мире.
Команда из экипажа и ученых – 26 человек – смогут месяц находиться на таком судне в автономном плавании. Подруливающее устройство, с возможностью разворота на 360 градусов, не только способствует облегчению маневрирования в сложных акваториях, но и будет служить повышению безопасности плавания, в случае нештатных ситуаций.
Для максимальной интеграции ученых в природную зону исследований, судно сконструировано с пониженным шумовым и вибрационным излучением в водную среду, а для снижения влияния помех на результаты гидроакустических наблюдений предусмотрен выдвижной киль.
На рубке будет операционный центр с большими иллюминаторами с обратным наклоном. Они выходят на кормовую палубу, где расположена зона гидроакустической лаборатории.
По правому борту будет сконструирован центр забортных работ. Он расширяет оперативный обзор для наблюдения за работами, связанными с тралением и буксировкой научного оборудования во время хода судна, а также за вертикальным зондированием на дрейфовых и якорных станциях.
В носовой части судна предусмотрены места для размещения двух 20 футовых контейнеров, в которых можно организовать дополнительные или нестандартные лаборатории со сменной комплектацией научным оборудованием, использующимся для разовых работ.
На судне будут расположены: гидробиологический и гидрологический блок, включающий «сухие» и «мокрые» лаборатории, кладовые для фиксированных проб и химикатов, СТД-ангар для работ с СТД-зондами, батометрическими кассетами, планктонными сетями, телеуправляемым необитаемымым подводным аппаратом легкого класса (ТНПА). Сконструированы ихтиологический и технологический блок, а также два помещения для хранения замороженных и охлажденных проб и образцов.