На воду спущена ледостойкая платформа «Северный полюс»

Уникальное судно строится в Санкт-Петербурге для Росгидромета «Адмиралтейскими верфями»

18 декабря 2020 года «Адмиралтейские верфи» (входят в состав Объединенной судостроительной корпорации, ОСК) спустили на воду ледостойкую самодвижущуюся платформу (ЛСП) «Северный полюс» проекта 00903, которая строится по заказу Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромета). Платформа позволит продолжать регулярные исследования природной среды Центральной Арктики, приостановленные в 2013 году вместе с проектом дрейфующих экспедиций.

С очередной победой поздравил коллектив судостроителей губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов: «Сегодня мы спускаем на воду уникальное судно. Эта ледостойкая самодвижущаяся платформа, которую давно ждала наша научная отрасль, будет изучать Северный Ледовитый океан. Коллектив предприятия всегда успешно выполнял все поставленные перед ним задачи, и я уверен, что данный проект не станет исключением».

Он отметил, что петербургское судостроение развивается, предприятия выпускают наукоемкую гражданскую и оборонную продукцию, востребованную в Арктике. В 2020 году в Санкт-Петербурге спущено на воду 11 судов и кораблей различного назначения. Судостроители также приступили к выполнению 10 новых заказов.

Значимым событием не только для коллектива предприятия, но и для российской и мировой науки назвал сегодняшний спуск генеральный директор АО «Адмиралтейские верфи» Александр Бузаков: «Потепление климата, исчерпание природных ресурсов поставили новые задачи в изучении Северного Ледовитого океана. Совместными усилиями проектанта, учеными института Арктики и Антарктики, Росгидромета и специалистами Адмиралтейских верфей был создан этот уникальный технический проект, реализация которого началась почти два года назад. Сегодня наше предприятие в очередной раз подтвердило свою компетенцию в строительстве сложных наукоемких судов».

Контракт между АО «Адмиралтейские верфи» и Росгидрометом подписан в апреле 2018 года. Судно заложено 10 апреля 2019 года. Строительство проходит в рамках реализации государственной программы по социально-экономическому развитию Арктического региона Российской Федерации.

ЛСП «Северный полюс» обладает функционалом научно-исследовательского центра и предназначена для круглогодичных экспедиций в высоких широтах Северного Ледовитого океана. Судно призвано проводить геологические, акустические, геофизические и океанографические исследования. На борту ЛСП «Северный полюс» будет оборудовано 15 научных лабораторий, в которых ученые смогут круглогодично выполнять комплексные исследования.

Платформа с функционалом научно-исследовательского центра сможет без привлечения ледокола прибывать к месту проведения работ, дрейфовать в акватории Северного Ледовитого океана в течение порядка двух лет и возвращаться в порт, а также принимать на борту тяжелые вертолеты типа МИ-8 АМТ (Ми-17).

Платформа, не имеющая аналогов в мире, станет ключевым звеном в системе прогнозирования погоды и ледовой обстановки, дополнив данные береговых обсерваторий. ЛСП обеспечит комфортные и безопасные условия работы и проживания экипажа и научного персонала на полярной станции при температуре до –50°C и влажности 85%. Для качественных прогнозов Росгидромету необходимы постоянные данные из Центральной Арктики. В скором времени ученые смогут получить эти данные, находясь в комфортных условиях на судне, а не в палатке на льду.

Построен корпус, установлены все акустические приборы, находящиеся в подводной части судна, отливные патрубки, подруливающее устройство. Окончание строительства ледостойкой платформы намечено на 2022 год. В течение этого времени будет проведено внутреннее обустройство кают, электромонтаж, установка навигационного оборудования, механизмов, труб и обустройство научных лабораторий.

Проект ледостойкой платформы разрабатывался в сотрудничестве Росгидромета, КБ «Вымпел», АО «Адмиралтейские верфи» и ФГБУ «Арктический и антарктический НИИ». Для разработки исходных технических требований к проекту был проанализирован уникальный опыт ФГБУ «ААНИИ» по организации, проведению и результатам исследований дрейфующих станций «Северный полюс» за всю историю их существования (всего 40 станций с 1937 года по 2013 год). Строительство платформы выполняется в рамках государственной программы «Охрана окружающей среды».

«Адмиралтейские верфи» обладают большим опытом строительства судов ледового класса. В 1959 году на предприятии построен первый в мире атомный ледокол «Ленин»; в 1979-м – научно-исследовательское судно «Отто Шмидт»; с начала 2000-х годов построена серия из пяти танкеров ледового плавания дедвейтом 20 тыс. тонн; арктические танкеры «Михаил Ульянов» и «Кирилл Лавров» дедвейтом 70 тыс. тонн; научно-экспедиционное судно «Академик Трешников».

Основные тактико-технические характеристики ЛСП: длина – 83,1 м; ширина – 22,5 м; водоизмещение – около 10 390 тонн; мощность ЭУ – 4200 кВт; скорость – не менее 10 узлов; прочность корпуса – Arc8; автономность по запасам топлива – около двух лет; срок службы – не менее 25 лет; экипаж – 14 человек; научный персонал – 34 человека.

Источник | фото
Источник
Источник