Навстречу 350-летию отечественного кораблестроения

За последние 10 лет предприятиями судостроительной отрасли построено более 250 боевых и около 400 гражданских кораблей

Министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров рассказал о современном российском судостроении в рамках работы круглого стола, посвященного 350-летию российского государственного судостроения, который прошел 7 февраля 2017 года в Российском историческом обществе.

В мероприятии также приняли участие председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин, президент АО «Объединенная судостроительная корпорация» Алексей Рахманов и директор Института российской истории РАН Юрий Петров.

В своем выступлении глава Минпромторга России отметил, что в последние годы в отечественное судостроение переживает подъем.

Д. Мантуров: «Сегодня можно уверенно говорить о преодолении негативных тенденций и о возрождении судостроения. За последние 10 лет предприятиями отрасли построено более 250 боевых и около 400 гражданских кораблей, судов и плавсредств водоизмещением более 100 тонн».

По словам Д. Мантурова, Россия удерживает мировое лидерство по числу судов ледокольного флота, что создает условия для выхода на новые экономически эффективные транспортные морские артерии.

Глава Минпромторга затронул тему строительства круизных судов. В своем выступлении Д. Мантуров отметил, что в России есть богатейшие традиции для их возведения, несмотря на то, что в последние десятилетия такого рода суда на территории нашей страны не строились. Между тем, направление является критически важным, поскольку учитывая водные богатства России, существуют уникальные возможности для развития внутреннего речного туризма.

В качестве первого шага в прошлом году мы заложили строительство круизного судна класса «река – море» на 300 пассажиров, – сообщил Д. Мантуров. – После спуска на воду (в 2018 году) оно сможет выполнять рейсы из Москвы в Санкт-Петербург и Ростов-на-Дону с возможностью выхода в Крым.

Глава Минпромторга России также отметил, что развитие судостроения тянет за собой смежные отрасли, такие как металлургия, машиностроение, электроника. Сегодня индустрию формируют 182 предприятия, а смежников – более 2 тыс.

Д. Мантуров: «Если посчитать, то один человек, занятый в судпроме, обеспечивает работой до четырех человек в связанных отраслях».

Он сообщил, что в перспективе роль судостроения будет только возрастать, благодаря реализации масштабной программы по модернизации отрасли, предполагающей в том числе создание новых, высокотехнологичных мощностей. В частности, на Дальнем Востоке совместно с ГК «Роснефть» ведется строительство современного комплекса крупнотоннажного судостроения. Только на этом предприятии в горизонте до 2030 года планируется строительство 150 судов и плавсредств.

В ближайшей перспективе – спуск на воду стратегических и многоцелевых АПЛ типов «Борей-А» и «Ясень-М», дизель-электрических подлодок для Тихоокеанского флота, модернизации атомного крейсера «Адмирал Нахимов», по строительству фрегатов типа «Адмирал Горшков», новых корветов, малых ракетных и десантных кораблей. Основные гражданские заказы – это плавучий атомный энергоблок «Академик Ломоносов» и атомные ледоколы типа «Арктика».

«Есть знаковая дата, прямо связанная с историей судостроения в России. В 1667 году, то есть 350 лет назад, царем Алексеем Михайловичем на государственные средства в селе Дединово Луховицкого района Московской области был заложен первый российский военный корабль – фрегат “Орел”. Петр I об этом факте не забыл и с размахом продолжил дело, начатое отцом», – напомнил собравшимся А. Рахманов.

В своем выступлении глава ОСК отметил, что 2017-й является также годом десятилетнего юбилея ОСК: «Мы считаем эту дату днем второго рождения отрасли. За десятилетие произошло коренное изменение ситуации в нашем судостроении – боевой флот пополняется новейшими надводными кораблями и подводными лодками, уверенно возрождается ледокольный флот, началось обновление рыбопромыслового и круизного флотов».

Президент ОСК отметил, что в России до сих пор нет общего профессионального праздника судостроителей, и предложил учредить такой день в июне. Председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин поддержал инициативу учреждения дня судостроителя в последнее воскресенье июня.

В Доме Российского исторического общества состоялось открытие тематической выставки под названием «350 лет отечественному государственному кораблестроению. Штрихи к истории». Экспозиция подготовлена фондом «История Отечества», Объединенной судостроительной корпорацией и Российским историческим обществом при участии Российского государственного архива Военно-морского флота, Российского государственного архива древних актов, Адмиралтейских верфей и Новодевичьего Богородице-Смоленского монастыря.

Источник | фото
Источник