Открыто движение по участку федеральной трассы М-12 «Восток»

Крупнейший транспортный объект дошел от Москвы до города Арзамаса в Нижегородской области

8 сентября в рамках поездки в Нижегородскую область Президент России Владимир Путин принял участие в церемонии открытия северного направления Московского скоростного диаметра, участков трассы М-12 «Восток» от Москвы до Арзамаса и южного обхода города Арзамаса.

В мероприятии приняли участие полномочный представитель Президента в Приволжском федеральном округе Игорь Комаров, губернатор Нижегородской области Глеб Никитин; по видеосвязи – заместитель Председателя Правительства России Марат Хуснуллин, полномочный представитель Президента в ЦФО Игорь Щеголев, министр транспорта Российской Федерации Виталий Савельев, губернатор Московской области Андрей Воробьев, мэр Москвы Сергей Собянин, губернатор Владимирской области Александр Авдеев, председатель правления ГК «Автодор» Вячеслав Петушенко, строители, инженеры и студенты автодорожных вузов.

Общая протяженность вводимых участков автодороги М-12 «Восток» – более 308 км. Строящаяся магистраль от Москвы до Казани является частью международного транспортного маршрута «Россия» – одного из главных проектов по развитию дорожной инфраструктуры от Санкт-Петербурга до Владивостока. С учетом уже открытых в 2022 году отрезков трассы М-12 время в пути от Москвы до Арзамаса сократится с семи до трех с половиной часов. В свою очередь, северное направление Московского скоростного диаметра, проходящего сквозь столицу, соединяет трассы М-12 и М-11.

Открываемый южный обход Арзамаса протяженностью 9,4 км снизит нагрузку на улично-дорожную сеть и будет способствовать развитию туризма в Нижегородском и Сарово-Дивеевском кластерах.

Из выступления Президента России Владимира Путина:

Сегодня мы открываем целый ряд крупных дорожных объектов. В эксплуатацию запускается сразу несколько участков строящейся автомагистрали М-12 «Восток» общей протяжённостью более трёхсот километров. В результате Москву и Арзамас свяжет современная скоростная трасса. Она позволит ощутимо, в два раза сократить время в пути между городами.
В свою очередь, на востоке Москвы в строй вводится новый отрезок Московского скоростного диаметра. Это завершающий этап строительства северного направления. Таким образом, диаметр насквозь через мегаполис соединит трассу М-12 и трассу М-11 до Санкт-Петербурга, и это важный этап в развитии международного транспортного маршрута «Россия».
Также мы открываем южный обход Арзамаса. Объездная дорога разгрузит город от транзитного транспорта, повысит скорость и удобство автомобильного движения в этом регионе, будет способствовать росту туристического потока в Нижегородской области.
Я хочу сказать спасибо всем, кто вложил свой труд, талант в создание этих объектов. Особая признательность за работу с опережением графика специалистам, которые ведут строительство трассы «Восток». Знаю, что объём стоящих перед ними задач и уровень сложности очень высокий и с этими масштабными задачами коллективы справляются на отлично.
Благодаря вашему профессионализму в состав трассы вошли, без преувеличения, уникальные сооружения – имею в виду мост через Оку около Мурома. Его длина почти одна тысяча четыреста метров, и это первый мост с вантовой системой, разработанной и сертифицированной целиком в России. Думаю, что коллеги о нём расскажут более подробно.
В целом сегодня мы делаем ещё один значимый шаг в модернизации и расширении сети федеральных дорог, в повышении связанности наших территорий. От таких качественных, современных автомагистралей, от эффективных маршрутных, транспортных узлов во многом зависит укрепление национальной экономики и промышленности, а в конечном итоге качество жизни наших граждан, рост деловой и туристической активности.
Потому наши планы в сфере дорожного строительства будут обязательно расширены и, уверен, реализованы в полном объёме. В том числе это касается дальнейшего развития магистрали «Восток», о которой я уже сказал. Её предстоит продлить до Казани, а затем до Екатеринбурга и Тюмени, а в перспективе – и до других регионов России, регионов Сибири и Дальнего Востока.
И конечно, важно, чтобы поездки на уже открывающихся участках были комфортными и безопасными. Для этого их нужно обеспечить устойчивой мобильной связью и интернетом, причём сделать это надо в максимально короткие сроки, а также построить заправки, точки питания и площадки для отдыха.

*

С учетом открытых в прошлом году этапов введено уже 415 км автомагистрали, сообщил Марат Хуснуллин.

«Основным этапом развития международного транспортного маршрута “Россия” сегодня является трасса М-12 “Восток” от Москвы до Казани протяженностью порядка 811 км с продолжением до Екатеринбурга и Тюмени. Магистраль М-12 является совершенно уникальной – до полноценного запуска трассы от Москвы через Арзамас до Казани, куда продлим дорогу в декабре 2023 года, пройдет меньше трех лет. Даже в мировой практике очень мало примеров, когда от идеи до сдачи дороги первого класса строились за такое короткое время. Сегодня знаменательный день для развития проекта – запущено движение по 415-километровому участку от Москвы до Арзамаса Нижегородской области. Участок удалось подготовить в рекордные сроки, на 10 месяцев раньше. Это стало возможным благодаря поддержке Президента, опережающему финансированию, гибкому управлению капитальными вложениями, а также, конечно, труду всех строителей», – сказал Марат Хуснуллин.

Заместитель Председателя Правительства России отметил, что в пике на строительной площадке было задействовано около 30 тыс. рабочих и 9 тыс. единиц техники. После запуска движения по участку время в пути между Москвой и Арзамасом сократится с семи до трех с половиной часов. Для удобства автомобилистов при проектировании М-12 запланированы 32 многофункциональные зоны, где появится порядка 3 тыс. новых рабочих мест. До конца 2023 года будет работать не менее 16 МФЗ. Там будет размещен дорожный сервис, заправочные станции и предусмотрен целый комплекс услуг для полноценного отдыха взрослых и детей.

Марат Хуснуллин добавил, что М-12 обеспечит скоростную связь Москвы с другими городами Центральной России и Поволжья. В зону притяжения трассы М-12 «Восток» до Тюмени также попадают наиболее развитые регионы Уральского федерального округа. Открытие трассы даст возможность перевозки пассажиров и грузов в восточном направлении. Причем не только на внутрироссийском рынке грузоперевозок, но и на экспортных направлениях – Казахстан, страны Средней Азии и Китай. М-12 «Восток» способствует росту новых, современных логистических центров и производств.

«В зоне притяжения трассы проживает более 50 миллионов жителей 20 регионов. Вклад в ВВП от строительства М-12 за 20 лет составит более 1,8 трлн рублей. При этом прямой бюджетный эффект от строительства дороги – порядка 336 млрд рублей. Запуск М-12 непременно послужит импульсом для жилищного строительства, поспособствует увеличению новых рабочих мест и станет стимулом для развития внутреннего туризма», – сказал Марат Хуснуллин.

В Москве трасса М-12 увязана с Московским скоростным диаметром. Благодаря этому разгрузятся городские дороги, уменьшится количество пробок и повысится качество транспортного обслуживания столицы. В Московской области трасса М-12 «Восток» даст дополнительное стимулирование жилищного строительства, а также повысит инвестиционную привлекательность территорий. Прирост ВВП в Московской агломерации составит более 850 млрд рублей. Кроме того, запуск трассы М-12 будет способствовать развитию Владимирской и Нижегородской областей, в том числе жилищного и промышленного строительства, созданию новых рабочих мест.

«Сегодня знаменательный день. Мы вводим крупнейший транспортный объект, автомобильную дорогу М-12 “Восток”. Эта дорога связана с развитием международных транспортных коридоров – Европа – Западный Китай, “Север – Юг”, а также в Азово-Черноморском и восточном направлениях. Вдоль этих коридоров у нас будут развиваться транспортно-логистические центры в Московской, Владимирской и Нижегородской областях. И уже в 2024 году эти центры будут обрабатывать 1,3 млн контейнеров. Все это развитие даст нам возможность задействовать наши транспортные коридоры, по которым к 2030 году будут перевозить 670 млн т грузов», – сказал Виталий Савельев.

«Одновременно дорожники сразу не вводили участки дорог первой технической категории такой протяженности в истории Российской Федерации, – отметил Вячеслав Петушенко.

По его словам, при строительстве М-12 применяются инновационные технологии.

«Впервые в практике отечественного мостостроения при возведении монолитного пилона русловой опоры применена технология скользящей опалубки. Кроме этого, М-12 “Восток” станет самой длинной трассой с аппаратной составляющей российского “свободного потока”, в рамках которого установлены камеры, лазерные датчики и антенны. Они считывают и фиксируют регистрационные знаки, габариты и количество осей въехавшего на платную магистраль автомобиля, обеспечивают безбарьерный проезд по платной автомобильной дороге, тем самым увеличивая скорость и сокращая время в пути. Кроме этого, учитывая скоростную специфику дорог, госкомпания в рамках оказания единой инфраструктурной услуги централизованно планирует локации для размещения группы объектов сервиса в составе многофункциональных зон дорожного сервиса», – сообщил Вячеслав Петушенко.

Сергей Собянин отметил, что ежедневно по трассе М-12 на территории города будут проезжать около 45–50 тыс. автомашин и порядка 20 тыс. пассажиров общественного городского транспорта.

«Год назад мы открывали Московский скоростной диаметр, который проходит главной магистралью через Москву. Он соединяет санкт-петербургскую дорогу и дорогу на Казань. Что касается связки на Казань, нам необходимо было построить 14 км дорог, три эстакады, один мост – все объекты готовы к пуску. М-12 является очень важным дорожным объектом для столицы, который серьезно разгрузит и МКАД, и прилегающую улично-дорожную сеть», – сказал Сергей Собянин.

Андрей Воробьев подчеркнул, что новая дорога пересекает такие густонаселенные территории Московской области, как Балашиха, Люберцы, Павловский Посад, Электросталь, Богородский городской округ.

«Для нас это новый виток и развития экономики, и, конечно, качества жизни. Человек меньше времени тратит для того, чтобы добраться из одного пункта в другой. Плюс развития таких проектов и очень важное преимущество – оно позволяет на старых федеральных трассах делать выделенные полосы для общественного транспорта, и это тоже облегчает передвижение в разных городах. К концу следующего года мы должны в рабочем режиме запустить большую концессионную дорогу – это Южно-Лыткаринская трасса. Все это позволяет расти и развиваться Подмосковью», – сказал Андрей Воробьев.

Александр Авдеев отметил, что строительство и ввод в эксплуатацию трассы М-12 «Восток» уже сильно влияет на экономику региона.

«Благодаря тому, что в прошлом году запустились первые участки, уже есть подъем в жилищном строительстве. Мы в прошлом году сдали рекордные 1,2 млн кв. м жилья, это почти уже квадратный метр на человека. И уверен, что темпы жилищного строительства будут только расти. У нас благодаря тому, что есть перспектива развития дорожной инфраструктуры, уже большой портфель заинтересованных инвесторов в развитии логистики, строительства индустриальных и промышленных парков, и уже сейчас заключены соглашения на создание более 10 тыс. рабочих мест. У нас параллельно идет развитие направления Владимир – Суздаль, развитие Большого Золотого кольца. Для нас это очень важно, так как Владимирская область – туристический регион, и на трассе М-12 пять развязок, которые связывают воедино самые интересные города – Владимир, Гусь-Хрустальный, Муром, Суздаль. Безусловно, современная транспортная инфраструктура становится драйвером развития экономики», – сказал Александр Авдеев.

Глеб Никитин отметил, что по Нижегородской области проходит 280 км трассы «Восток», в прямой зоне влияния находятся 8 прилегающих к трассе муниципалитетов, где проживает 270 тыс. человек.

«Мы уже видим реализацию инвестиционных проектов – это 1,5 тыс. рабочих мест и 20 млрд рублей. Но их, конечно же, будет гораздо больше. Туристический поток вырастет, по нашим оценкам, как минимум в семь раз до 2030 года. Это во многом связано с тем, что трасса проходит через Арзамас, который является одним из краеугольных камней кластера “Арзамас – Саров – Дивеево”. Кроме того, мы при поддержке Правительства, правительственной комиссии реализовали проект южного обхода, и он тоже готов к открытию сегодня. Это 9-й и 4-й км трассы, которые позволяют отвести транзит с М-12 из центра города», – сказал Глеб Никитин.

*

Владимир Путин посетил в городе Арзамасе Воскресенский собор и Музей русского патриаршества, расположенный на цокольном этаже храма.

Главу государства сопровождали полномочный представитель Президента России в ПФО Игорь Комаров, губернатор Нижегородской области Глеб Никитин и митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий (Данилов).

В Музее русского патриаршества глава государства ознакомился с презентацией объектов, построенных и воссозданных в рамках программы развития паломническо-туристического кластера «Арзамас – Дивеево – Саров».

Масштабный проект создан в Нижегородской области в 2018 году при поддержке Президента России и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Арзамас – древний город, имеющий сейчас статус исторического поселения федерального значения, центр туристического отдыха; Дивеево – жемчужина православия, традиционное место паломничества; Саров – одновременно научный и духовный центр.

Всего в рамках развития кластера планируется реализовать 126 мероприятий на общую сумму более 34 млрд рублей. Они охватывают практически все отрасли экономики: дорожное хозяйство и транспорт, коммунальное хозяйство, благоустройство, сохранение объектов культурного наследия, экологию, культуру, образование, здравоохранение, обеспечивающую инфраструктуру туризма.

В Дивееве наряду со Свято-Троицким Серафимо-Дивеевским монастырем центром притяжения паломников становится благоустроенная набережная реки Вичкинзы. Повышается транспортная доступность села: построены новые дороги, парковка, автостанция. Центр города Арзамаса стал пешеходным, реконструирована Соборная площадь, прилегающие к ней территории и улицы, проведено благоустройство парка имени А.П. Гайдара и дендрария. В Сарове продолжается реставрация объектов культурного наследия федерального значения XVIII века и воссоздание строений на территории Свято-Успенского мужского монастыря – Саровской пустыни.

*

В рамках поездки в Нижегородскую область Владимир Путин посетил Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь.

Президент России осмотрел территорию монастыря, побывал в Троицком и Благовещенском соборах, присутствовал на кратком молебне у раки с мощами преподобного Серафима Саровского.

Владимир Путин подарил обители икону «Богоматерь Федоровская», относящуюся к XVII–XVIII векам, в металлическом чеканном окладе.

Главу государства сопровождали: полномочный представитель Президента России в ПФО Игорь Комаров, губернатор Нижегородской области Глеб Никитин, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий и настоятельница Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря игуменья Сергия.

*

В Сарове прошла встреча Владимира Путина с молодыми учеными и специалистами Российского федерального ядерного центра – Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики (РФЯЦ – ВНИИЭФ).

Участие во встрече приняли: генеральный директор Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» Алексей Лихачев, губернатор Нижегородской области Глеб Никитин, научный руководитель Национального центра физики и математики, академик РАН Александр Сергеев.

Источник | фото
Источник
Источник