Открыто грузовое движение по автомобильному мосту через Амур

Объект построен по концессионной модели без привлечения бюджетных средств

10 июня Россия и Китай открыли грузовое движение по международному автомобильному мосту через реку Амур.

В торжественной церемонии приняли участие: заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, полномочный представитель Президента России в ДФО Юрий Трутнев, заместитель Премьера Государственного совета КНР Ху Чуньхуа, министр транспорта Российской Федерации Виталий Савельев и министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков. На площадках на обоих берегах присутствовали губернатор провинции Хэйлунцзян Хуа Чаншэн и губернатор Амурской области Василий Орлов. Связь участников, которые находились в Пекине, Москве, Владивостоке и на берегах Амура, обеспечили видеотрансляцией.

«В сегодняшнем разобщенном мире мост Благовещенск – Хэйхэ имеет особое символическое значение. Он станет ещё одной нитью дружбы, которая связывает народы России и Китая. Возведение моста началось в 2016 году. Тысячи людей принимали участие в строительстве, работа велась круглосуточно как с китайской, так и с российской стороны. Уникальность этого мостового перехода состоит в том, что проект удалось реализовать без бюджетных средств. Он построен в рамках модели концессии. Всего полтора месяца назад было завершено строительство железнодорожного перехода Нижнеленинское – Тунцзян. Развивая приграничную инфраструктуру, мы создаём условия для развития экономики обеих стран, совместного использования преимуществ, способствуем улучшению жизни граждан Российской Федерации и Китайской Народной Республики», – сказал Юрий Трутнев.

От имени китайского правительства присутствующих на торжественной церемонии поздравил Ху Чуньхуа: «Мостовой переход – значимый проект в области транспортной инфраструктуры, на который обращали повышенное внимание главы наших государств. Открытие автомоста свидетельствует о готовности и уверенности в дальнейшем углублении всего комплекса двустороннего практического взаимодействия и дает новую энергию кооперации Северо-Востока Китая и Дальнего Востока России. Наша сторона готова совместно с российской стороной использовать возможности запуска мостового перехода, постоянно содействовать транспортным взаимосвязям, предоставлять более качественные логистические услуги для передвижения персонала и укрепления торговых связей. Убеждён, общими усилиями мы превратим мост Хэйхэ – Благовещенск в мост дружбы, мост сотрудничества, мост совместного развития».

Трансграничный мост построен по концессионной модели. В июне 2016 года в Харбине был подписан договор, согласно которому мост строился за счет внебюджетных источников. Стороны создали совместную концессионную российско-китайскую компанию, концедентами которой выступили правительство Амурской области и Народное правительство провинции Хэйлунцзян. По расчетам специалистов, средства, вложенные в строительство, окупятся в течение 16 лет.

После завершения строительства пограничный мостовой переход стал собственностью Амурской области и провинции Хэйлунцзян с разграничением права собственности по линии российско-китайской границы.

«Открытие моста, которого очень ждали наши перевозчики, позволит сократить затраты и сроки транспортировки грузов во внешней торговле, станет драйвером развития инфраструктуры приграничных регионов России и Китая. Это важный шаг в развитии и укреплении российско-китайского экономического сотрудничества», – сказал Виталий Савельев.

Строительство моста началось в декабре 2016 года, его вели параллельно и российские и китайские специалисты. Длина моста составляет 1080 метров. Каждая из сторон (российская и китайская) построила ровно половину – по 540 метров. Части строились синхронно с двух берегов, их стыковка произошла в конце мая 2019 года. Всего же общая протяженность мостового перехода достигает 20 км. Сюда входит 6 км дороги в Китае и 13 км подъездных путей на территории России, в которых ещё 278 метров – мост через протоку Каникурганскую. Основной мост на российской стороне начинается на острове, поэтому к нему и ведет Каникурганское сооружение.

«Сегодня мы видим дефицит провозных мощностей на железной дороге и в портах, превышающий 70 миллионов тонн грузов в год. При текущей динамике роста товарооборота грузопоток в восточном направлении может удвоиться. Поэтому каждый такой проект жизненно важен. Мы рассматриваем возможность открытия дополнительных пунктов пропуска в регионах Дальнего Востока. Будем развивать предмостовые территории, промышленные площадки для организации совместных производств. Это позволит производить необходимую продукцию эффективнее и дешевле», – заметил Алексей Чекунков:

Строительство моста велось круглосуточно. Максимально в работах с российской стороны было задействовано 960 человек. Мост построен из российских материалов: начиная от опор и заканчивая метизами.

Василий Орлов подчеркнул, что мост через Амур позволит в полной мере задействовать транзитный потенциал Приамурья.

По трансграничному мосту между Россией и Китаем через пункт пропуска «Кани-Курган – Хэйхэ» прошли первые грузовые автомобили – в КНР отправились восемь российских тягачей автопарка компании «Газпром гелий сервис», использующие экологически чистое топливо – сжиженный природный газ. Навстречу им из Китая таже приехали восемь автомобилей.

Первая партия груза из Амурской области в Китай – амурское соевое масло и пиломатериалы. Из Китая пришли автомобильные шины и комплектующие для электрооборудования. С завтрашнего дня международный мост переходит в полноценный режим работы – ежедневно с 8 до 23 часов.

«Экономическую выгоду мы увидим, когда пойдет движение грузов. Когда считалась модель моста, исходили из того, что мост себя окупит. А это нечастое явление. Мост сокращает дорогу на 300 км, соответственно снижаются транспортные издержки. Мостом сможет воспользоваться значительное количество людей и не только для грузоперевозок, но и для того, чтобы посетить соседнюю страну», – заметил Юрий Трутнев.

Справка. 18 декабря 1992 года Правительство России и Правительство КНР подписали соглашение о международном автомобильном сообщении, через три года – 26 июня 1995 года – правительства двух стран заключили соглашение о совместном строительстве моста через реку Амур (Хэйлунцзян) в районе городов Благовещенск – Хэйхэ. Тогда из-за отсутствия финансирования стройка так и не началась.

В сентябре 2015 года во время визита Президента России Владимира Путина в Китай было подписано соглашение между Правительством России и Правительством КНР о начале реализации проекта.

Для строительства объекта международного статуса были привлечены амурские подрядные организации «БСК МОСТ» и АО «Асфальт».

До сегодняшнего дня круглогодичного постоянного автомобильного сообщения в регионе не было из-за отсутствия соответствующей инфраструктуры. Долгое время единственным грузопассажирским сообщением в Амурской области оставалось паромное сообщение и понтонные переправы через смешанные пункты пропуска Благовещенск – Хэйхэ и Поярково – Cюнькэ.

Источник
Источник
Источник | фото