В состав Большой кольцевой линии вошли «Новаторская», «Воронцовская», «Зюзино» и «Каховская»
18 сентября состоялся технический пуск южного участка Большой кольцевой линии метро (БКЛ) от станции «Проспект Вернадского» до «Каховской».
«В предыдущие две недели мы запустили шесть станций на БКЛ, и сегодня еще четыре станции запущены в пробную эксплуатацию. Ходят внутри поезда, обкатываются линии, начинаются пусконаладочные работы. Я надеюсь, что в скором времени поедут уже пассажиры. Запуск одновременно 10 станций – уникальный случай в истории метростроения, надеюсь, что он состоится. Остались следующие работы: убрать строительные площадки, благоустроить станции и обкатать пути», – отметил мэр Москвы Сергей Собянин.
По его словам, завершение строительства южного участка БКЛ стало серьезным рубежом в реализации программы развития метро. С 2011 года в городе построили 100 новых станций – это значит, что столичное метро стало в полтора раза больше.
Южный участок БКЛ длиной 6,4 км включает в себя четыре станции: «Новаторскую», «Воронцовскую», «Зюзино» и «Каховскую». Участок строили по традиционной для московского метро технологии – с устройством двух однопутных тоннелей диаметром шесть метров.
«Эти четыре станции, которые мы сегодня запускаем, улучшают транспортное обеспечение 700 тысяч человек из семи районов Москвы, давая возможность перемещаться между районами», – уточнил мэр Москвы.
Во время технического пуска по участку следует тестовый электропоезд без пассажиров. Это позволяет проверить устройства автоматики, телемеханики и управления движением поездов, а также устройств тяговой сети, поездной и диспетчерской радиосвязи. Следят и за работоспособностью системы жизнеобеспечения станций. После испытаний устранят все неисправности, наладят инженерные системы и устройства на станциях и в тоннелях.
10 новых станций
Станции метро «Новаторская», «Воронцовская», «Зюзино» и «Каховская» планируется открыть для пассажиров до конца года в составе участка БКЛ от «Мневников» до «Каховской». Его длина – около 20 км. В состав участка войдут 10 станций. В истории московского метро одновременно такой крупный участок линии будет введен впервые.
Открытие южного участка БКЛ позволит улучшить транспортное обслуживание районов Проспект Вернадского, Обручевский, Ломоносовский, Черемушки, Коньково, Зюзино и Нагорный. Население районов составляет около 720 тыс. человек, при этом свыше 220 тыс. москвичей проживают недалеко от новых станций. Время, которое местные жители ежедневно тратят на поездки по городу, сократится до 40%. Кроме того, с открытием нового участка БКЛ существенно разгрузятся действующие станции метро «Калужская» (на 44%) и «Севастопольская» (на 61%).
Три из четырех станций южного участка будут пересадочными. С «Воронцовской» можно будет пересесть на «Калужскую» Калужско-Рижской линии, с «Каховской» – на «Севастопольскую» Серпуховско-Тимирязевской линии. В перспективе «Новаторская» станет пересадочной на одноименную станцию строящейся Троицкой линии метро.
Благодаря новым станциям улучшатся транспортные связи между соседними районами, и тем самым повысится привлекательность использования общественного транспорта. За счет этого снизится нагрузка на дороги: улица Каховка станет свободнее на 15%, Профсоюзная улица и Севастопольский проспект – на шесть процентов.
Чтобы подъезжать к новым станциям было удобнее, маршруты общественного транспорта скорректируют: откроют один новый маршрут, девять маршрутов изменятся, еще четыре отменят, так как они дублируют новый участок БКЛ.
Подвесной потолок и оранжевые оттенки: станция «Новаторская»
«Новаторская» – это станция мелкого заложения с двумя подземными вестибюлями, которая находится на пересечении улицы Новаторов и Ленинского проспекта. В будущем она будет пересадочной на одноименную станцию строящейся Троицкой линии метро.
Станция имеет свой уникальный дизайн. Главный акцент – подвесной потолок, выложенный разноформатными панелями из триплекса с пленкой трех оттенков оранжевого цвета.
Путевые стены закрыты навесной системой шумоглушения, центральный ряд колонн прямоугольного сечения облицован серым мрамором, пол выложен плитами из светло-серого гранита и черного габбро-диабаза. Панели информации с названием станции выполнили из черного стекла, буквы сделали белыми.
Прилегающую к станции территорию общей площадью 45 тыс. кв. м благоустроят. Восстановят проезжую часть улицы Новаторов и улицы Удальцова. Для остановки общественного транспорта оборудуют заездные карманы.
В перспективе после окончания строительства станции планируется благоустроить Ленинский проспект.
Млечный Путь на «Воронцовской»
Станция «Воронцовская» расположена на пересечении Профсоюзной улицы со Старокалужским шоссе. Она станет пересадочной на «Калужскую» Калужско-Рижской линии метро. Свое наименование станция получила по названиям близлежащей усадьбы Воронцово и одноименному парку. В октябре 2018 года за наименование «Воронцовская» проголосовало большинство жителей, принявших участие в опросе в проекте «Активный гражданин».
«Воронцовская» – станция мелкого заложения с двумя вестибюлями, из которых можно будет выйти на Профсоюзную улицу, Старокалужское шоссе и в Хлебобулочный проезд, к жилой и общественной застройке, остановкам наземного транспорта.
Интерьеры станции ассоциируются с космической тематикой. На такой дизайн архитекторов вдохновило ее рабочее название – «Калужская», связанное с городом Калугой, где жил и работал Константин Циолковский.
Подвесной потолок на станции имеет сложную геометрию. Его выполнили из одинаковых мелкоформатных алюминиевых элементов, расположенных на разной высоте. В конструкцию встроены неоновые светильники, создающие ощущение непрерывного движения – потока, напоминающего Млечный Путь.
В цветовом оформлении станции преобладают серый, черный и оранжевый цвета. Два ряда бетонных колонн сложной формы покрыты силикатным антивандальным составом, сохраняющим текстуру бетона. Сложный ритм потолка контрастирует с простым рисунком пола, отделанным двумя оттенками гранита – белым и темно-серым.
В вестибюле подвесной потолок выполнен из треугольных алюминиевых сотовых панелей, между которыми расположены профили с осветительным оборудованием. Колонны вестибюля отделаны габбро-диабазом, стены – светло-серым и черным мрамором, кассовый блок – оранжевым агломератом, а пол – серым гранитом и черным габбро.
Здесь также запланировано комплексное благоустройство прилегающей территории площадью свыше 76 тыс. кв. м. Будет построен участок Проектируемого проезда №4846 протяженностью 500 м, а около западного вестибюля станции появится стоянка такси. Для общественного транспорта реконструируют две остановки. Там сделают навесы, защищающие пассажиров от снега и дождя.
«Зюзино»: текстура и мрамор
Станция «Зюзино» расположена на пересечении улицы Каховки с Севастопольским проспектом. Это станция мелкого заложения с двумя подземными вестибюлями. Из них можно выйти на обе стороны улицы Каховки и к Севастопольскому проспекту.
При типовой конструкции станция имеет яркий индивидуальный образ, сочетающийся с эстетикой района типовой застройки 1960-х годов. В дизайне «Зюзина» использованы серые, черные и желтые цвета. Стены оформлены алюминиевыми панелями, колонны облицованы светло-серым мрамором с выраженной текстурой.
Главным украшением станции стал декоративный подвесной потолок «пчелиные соты», созданный из множества алюминиевых пластин и светодиодов. Пол выложен двумя разновидностями природного камня: светло-серым гранитом и черным габбро-диабазом.
Территорию вокруг станции благоустроят, здесь появится регулируемый пешеходный переход и будет реконструировано семь остановок наземного транспорта.
Восьмиугольники на «Каховской»
На пересечении улиц Каховки, Азовской и Чонгарского бульвара находится станция «Каховская». Это станция мелкого заложения, трехпролетная, с колоннами и островной платформой, в центре которой можно сделать пересадку на «Севастопольскую» Серпуховско-Тимирязевской линии метро. Кроме того, в 2022 году планируется ввести в эксплуатацию новый объединенный вестибюль для двух станций с организацией дополнительной пересадки между ними.
«Каховскую» построили по типовому проекту, популярному в 1960–1970-х годах, однако ее отличительной чертой стали колонны в форме правильного восьмиугольника. Обычно на станциях, построенных по этому типовому проекту, колонны в сечении квадратные.
Путевые стены «Каховской» украшены оригинальными литыми панно-барельефами, посвященными Гражданской войне (скульпторы В.А. Горчаков, Л.А. Сошинская и другие)
Во время реконструкции, которая началась 30 марта 2019 года, исторический облик станции был максимально сохранен. При этом специалисты модернизировали инфраструктуру, заменили инженерные коммуникации, рельсы, облицовку стен и платформы.
«Каховская» станет удобной для маломобильных пассажиров. В одном из вестибюлей установлен лифт, связывающий платформу с кассовым залом и выходом на пересечении улиц Азовской и Каховки.
Каховская линия
До недавнего времени Каховская линия длиной 3,3 км была самой короткой веткой Московского метрополитена. Три ее станции – «Каховская», «Варшавская» и «Каширская» – открыты 11 августа 1969 года в составе Замоскворецкой линии, а в 1995 году стали отдельной веткой метро.
Комплексная реконструкция Каховской линии началась весной 2019 года. Ее решено было включить в состав строящейся Большой кольцевой линии.
Реконструированная станция «Каховская» будет открыта в составе южного участка БКЛ от «Проспекта Вернадского» до «Каховской». Также в рамках первого этапа будет построена соединительная ветка в электродепо «Замоскворецкое», которое сейчас обслуживает одноименную линию метро, а в дальнейшем будет переключено на обслуживание Большой кольцевой линии.
В 2022 году предполагается завершить реконструкцию станций «Варшавская» и «Каширская» и ввести их в эксплуатацию вместе с восточным участком БКЛ от «Каширской» до «Нижегородской».
До реконструкции Каховская линия была мало востребована по сравнению с другими. Пассажиропоток составлял несколько десятков тысяч человек в день. На линии работали укороченные поезда, а интервал движения составлял пять минут. После включения Каховской линии в состав БКЛ интервал движения будет сокращен до стандартных на Московском метро 1,5–2 минут, пассажиры получат возможность без пересадки добираться в десятки районов средней части города.
Большая кольцевая линия метро
Строительство Большой кольцевой линии Московского метрополитена – крупнейший в мире проект в области метростроения. Ее длина составит 70 км. На ней будет 31 станция и три электродепо, включая существующий участок «Каховская» – «Каширская».
Для сравнения: протяженность существующей Кольцевой линии московского метро – 19,4 км, на ней расположено 12 станций.
БКЛ может стать самой протяженной кольцевой линией метро в мире, обогнав нынешнего чемпиона среди подземных колец – вторую кольцевую линию пекинского метро (57 км).
Большая кольцевая линия соединит существующие и перспективные радиальные линии на расстоянии до 10 км от действующей Кольцевой линии. Это позволит разгрузить первый (станции внутри кольца) и второй (собственно Кольцевая линия) пересадочные контуры московского метро.
«Когда запустим все кольцо, это, конечно, даст огромный синергетический эффект: снизятся нагрузки на радиальные направления, на улично-дорожную сеть, совершенно другая ситуация будет в целом в метрополитене. Так что мы последовательно, шаг за шагом идем к тому, чтобы завершить этот огромный проект строительства Большой кольцевой линии метро, самой большой кольцевой линии в мире», – добавил Сергей Собянин.
Благодаря техническим решениям, которые применяются для строительства БКЛ, к ней можно будет присоединить новые радиусы метро:
Рублево-Архангельскую линию – на станции «Народное Ополчение»;
Троицкую линию – на станции «Новаторская»;
перспективную линию в Бирюлево и Щербинку – на «Кленовом бульваре».
Со станций БКЛ можно будет сделать пересадки на 20 станций 11 других линий метро, четыре – на станции Московского центрального кольца (МЦК), шесть – на МЦД «Белорусско-Савеловский» (Одинцово – Лобня) и «Курско-Рижский» (Нахабино – Подольск), а также 11 пересадок на линии железной дороги. Крупнейшими транспортно-пересадочными узлами Большой кольцевой линии станут «Деловой центр», «Савеловская», «Нижегородская», «Новаторская» и ряд других.
Первые идеи строительства БКЛ относятся к 1985 году. Однако из-за недостатка ресурсов и по иным причинам проект не могли реализовать 25 лет.
Решение начать строительство Большой кольцевой линии принял Сергей Собянин.
Строительство линии разделено на следующие участки:
северо-западный от станции «Деловой центр» до «Савеловской». Первый этап – «Деловой центр» – «Петровский парк». Открыт 26 февраля 2018 года. Второй этап – «Петровский парк» – «Савеловская». Открыт 30 декабря 2018 года;
северо-восточный участок от станции «Савеловская» до «Нижегородской». Первый этап – «Нижегородская» – «Лефортово». Открыт 27 марта 2020 года. Второй – «Лефортово» – «Электрозаводская». Открыт 31 декабря 2020 года. Третий этап – «Электрозаводская» – «Савеловская»;
западный участок от станции «Хорошевская» до «Кунцевской». Этапы строительства: «Хорошевская» – «Мневники» (открыт 1 апреля 2021 года), «Мневники» – «Кунцевская»;
юго-западный участок от станции «Кунцевская» до «Проспекта Вернадского». Этапы: «Аминьевская» – «Проспект Вернадского», «Кунцевская» – «Аминьевская»;
южный участок от станции «Проспект Вернадского» до станции «Каховская», включая реконструкцию участка «Каширская» – «Каховская»;
восточный участок от станции «Каширская» до станции «Нижегородская».
Общая строительная готовность кольца составляет 88%, в том числе завершена проходка 97% тоннелей.
Строительство метро в Москве
С 2011 года Правительство Москвы завершило строительство 195,4 км линий, 100 новых станций, трех дополнительных вестибюлей, 11 электродепо Московского метрополитена и Московского центрального кольца. Сеть Московского метрополитена выросла в полтора раза.
Кроме того, совместно с ОАО «РЖД» введены в эксплуатацию линии наземного метро МЦД-1 и МЦД-2 – 132 км путей и 60 станций.
Люблинско-Дмитровская линия:
участок от станции «Марьино» до станции «Зябликово» (три станции);
участок от станции «Марьина Роща» до станции «Селигерская» (шесть станций);
второй выход (вестибюль) станции «Марьина Роща»;
второй вестибюль станции «Петровско-Разумовская».
Калининско-Солнцевская линия:
участок от станции «Новогиреево» до станции «Новокосино» (одна станция);
участок от станции «Деловой центр» до станции «Раменки» (пять станций);
участок от станции «Раменки» до станции «Рассказовка» (семь станций).
Замоскворецкая линия:
участок от станции «Красногвардейская» до станции «Алма-Атинская» (одна станция);
станция «Технопарк»;
участок от станции «Речной вокзал» до станции «Ховрино» (две станции).
Арбатско-Покровская линия:
участок от станции «Митино» до станции «Пятницкое шоссе» (одна станция).
Таганско-Краснопресненская линия:
участок от станции «Выхино» до станции «Котельники» (три станции);
станция «Спартак».
Бутовская линия:
участок от станции «Улица Старокачаловская» до станции «Битцевский парк» (две станции).
Сокольническая линия:
участок от станции «Юго-Западная» до станции «Саларьево» (три станции);
участок от станции «Саларьево» до станции «Коммунарка» (четыре станции).
Некрасовская линия:
участок от станции «Косино» до станции «Некрасовка» (четыре станции);
участок от станции «Нижегородская» до станции «Косино» (три станции).
Большая кольцевая линия:
участок от станции «Деловой центр» до станции «Савеловская» (шесть станций);
участок от станции «Нижегородская» до станции «Лефортово» (три станции);
участок от станции «Лефортово» до станции «Электрозаводская» (одна станция);
пересадка между станциями «Петровский парк» Большой кольцевой линии и «Динамо» Замоскворецкой линии;
участок от станции «Хорошевская» до станции «Мневники» (две станции);
участок от станции «Мневники» до станции «Давыдково» (три станции);
участок от станции «Давыдково» до станции «Проспект Вернадского» (три станции);
участок от станции «Проспект Вернадского» до станции «Каховская» (четыре станции).
Филевская линия:
второй вестибюль станции «Международная».
Московское центральное кольцо – 31 станция.
Московские центральные диаметры (МЦД-1, МЦД-2) – 60 станций, из которых 20 станций – пересадочные на линии метро, МЦК и МЦД.
Электродепо (включая реконструкцию): «Митино», «Братеево», «Печатники», «Выхино», «Планерное», «Нижегородское», «Лихоборы», «Солнцево», «Владыкино», «Руднево», «Сокол».
В планах на 2021 год – завершить строительство/реконструкцию четырех станций московского метро и ряд других объектов, в том числе:
южного участка БКЛ от станции «Проспект Вернадского» до станции «Каховская» (четыре станции);
второго вестибюля станции «Лесопарковая» Бутовской линии.