Первые электробусы московской сборки выйдут на маршруты

В Москве открылось сборочное производство электробусов «КАМАЗ» на Сокольническом вагоноремонтно-строительном заводе

27 апреля 2021 года в Москве открылось сборочное производство электробусов «КАМАЗ» на Сокольническом вагоноремонтно-строительном заводе.

«Это новый технологический уровень нашего машиностроения для пассажирского наземного транспорта, причем мировой уровень, – отметил Сергей Собянин во время посещения предприятия. – В Сколкове размещен еще мощный R&D-центр, кроме того, 700 человек работают в различных автобусных парках Москвы по эксплуатации пассажирского транспорта».

По словам мэра Москвы, для запуска производства электробусов была проделана большая работа. Летом 2019 года на Московском урбанистическом форуме столичное Правительство и ПАО «КАМАЗ» подписали Соглашение о реализации проекта по созданию производства электробусов в Москве. Новое оборудование разместили в филиале «Мосгортранса» – на Сокольническом вагоноремонтно-строительном заводе (СВАРЗ).

«Нужно было, чтобы наши производители выдали такой продукт мирового уровня, создали программное обеспечение, подготовили соответствующие сервисы и обслуживание. Для этого были заключены 15-летние контракты, под которые производители создали очень хорошие, высокого уровня образцы наземного пассажирского транспорта и продолжают их совершенствовать», – сказал Сергей Собянин.

Новое производство электробусов позволит сократить сроки сборки, поставки, обслуживания транспорта и сэкономить на логистике. Стоимость эксплуатации этого вида транспорта станет ниже.

В апреле 2021 года завершился первый этап работ – модернизация производственных помещений СВАРЗ площадью семь тысяч квадратных метров. Специалисты заменили крышу, стекла, полы, системы освещения и вентиляции, отопления и водоснабжения, обустроили склады для комплектующих и специального оборудования, а также административное здание с душевыми, раздевалками и комнатами отдыха для сотрудников.

«Мы выполнили все пункты нашего соглашения, подписанного три года назад. Нам очень интересно было работать, потому что совместно с Москвой мы создали тот образец техзадания для разработки продукта, который соответствует в целом самым высоким мировым требованиям. Мы с интересом взялись за работу и гордимся тем, что нам удалось сделать», – отметил генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин.

Созданные производственные мощности рассчитаны на сборку до 500 электробусов в год. В Москве будут проводить около 20 сборочных операций – от установки дверей и отделки салона до оснащения программным обеспечением, которое управляет узлами и агрегатами электробуса.

На производстве создано 100 высокотехнологичных рабочих мест. Инвестиции в проект составили 325 млн рублей. Налоговые отчисления в бюджет города составят около 60 млн рублей в год.

В настоящее время на территории СВАРЗ проводят тестовую сборку, проверку и обкатку электробусов. Собрано 11 машин, из них полную проверку прошло пять.

Ожидается, что первый электробус московской сборки выйдет на маршрут в мае 2021 года.

«Сейчас “КАМАЗ” занимается разработкой новой линейки пассажирского транспорта, включая электробусы. И первый, кому мы дизайн-решения и технические решения предложили, – это, конечно Департамент транспорта Москвы, чтобы он ознакомился заранее с тем, что мы хотим сделать, и смог внести коррективы, которые необходимы городу», – добавил Сергей Когогин.

На втором этапе развития производства планируется до 2023 года реконструировать еще один цех площадью три тысячи квадратных метров. Это позволит делать еще около 200 электробусов ежегодно.

Локализация производства электробусов в Москве достигнет 40%. При этом на СВАРЗ будут проводиться наиболее дорогие и высокотехнологичные операции.

О московском электробусе

Первые электробусы вышли на улицы города осенью 2018 года. По условиям контрактов в 2018–2021 годах отечественные производители «ГАЗ» и «КАМАЗ» поставили в Москву 600 электробусов.

По словам Сергея Собянина, в Москве разворачивается большая программа замены пассажирского автобусного парка на электробусный.

«Сегодня электробусный парк Москвы – самый большой в Европе. И мы с каждым годом будем наращивать объемы. Мы практически прекратили закупку автобусов на дизельном топливе, на моторном топливе и полностью начинаем переходить на электробусы. Сегодня их 600, каждый год будут докупаться достаточно большие объемы, чтобы постепенно весь автобусный парк (или по крайней мере большая часть) был заменен на электробусный», – подчеркнул он.

Этот вид транспорта уже обслуживает 45 маршрутов. С начала работы они перевезли 85 млн пассажиров и прошли более 37 млн км по дорогам Москвы.

До конца 2021 года ожидается поставка 400 электробусов. Из них около 60% московской сборки. В планах на ближайшие годы – увеличение парка электробусов до 2,2 тыс. машин. Это составит почти треть парка наземного транспорта столицы.

Таким образом, с учетом трамваев на электрическую тягу перейдет около 40% наземного транспорта Москвы. К 2030 году зеленым, то есть экологически чистым, должен стать весь парк «Мосгортранса».

Московский электробус может вместить 85 пассажиров. В нем не менее 33 мест для сидения. Для маломобильных пассажиров предусмотрены низкий уровень пола, пандусы и места для слабовидящих людей с собаками-поводырями.

Московский электробус – экологичный вид транспорта. Замена одного дизельного автобуса на электробус снижает выбросы углекислого газа на 60,5 тонны в год.

В этом виде транспорта предусмотрены также климат-контроль, USB-разъемы для зарядки мобильных устройств и медиаэкраны.

Запас энергии электробусы пополняют в течение 6–10 минут с помощью ультрабыстрых зарядных станций на конечных остановках. В Москве работает более 100 таких пунктов. Запас хода составляет 40–50 км.

По мере эксплуатации и предложений пассажиров в конструкцию электробусов постоянно вносят улучшения. В 2020 году Москва закупила уже третье поколение электробусов, в которых по сравнению с предыдущими версиями:

обеспечен раздельный климат-контроль для водителя и пассажиров;

модернизированы тепловые завесы дверей и боковых стекол;

напольное покрытие заменено на более износостойкое, рисунок имитирует паркетную доску;

в центре салона установлены мягкие панели, на которые пассажиры могут облокотиться, когда едут стоя;

установлена система автоматизированного подсчета пассажиров;

появились камеры кругового обзора;

установлены динамики для информирования слабовидящих пассажиров о направлении движения;

оборудована мультимедийная система управления электробусом – водитель может контролировать работу машины прямо с планшета на приборной панели. В онлайн-режиме данные передаются на серверы Мосгортранса и завода-изготовителя.

Электробусы доказали свою эффективность и надежность. Прошлой зимой во время сильных морозов и снегопадов не произошло ни одного сбоя из-за погодных условий.

Коэффициент технической готовности электробусов составляет 0,97–0,98. Это делает такой вид колесного наземного транспорта наиболее надежным в Москве. Но при этом он на 30% дешевле моделей других производителей, например польских и немецких.

Использование электробусов позволяет сократить эксплуатационные расходы, упростить техническое обслуживание подвижного состава (срок службы составляет 15 лет на условиях сервисного контракта), снизить уровень вредных выбросов, уменьшить уровень шума и вибрации в салоне на 30% по сравнению с автобусами.

По сервисным контрактам российские производители отвечают за полную функциональность подвижного состава и зарядных станций в течение 15 лет их эксплуатации. Кроме того, поставщики берут на себя риски и расходы по обеспечению надежности и безотказности эксплуатации всех систем электробуса.

Транспортные эксперты высоко оценили запуск электробусов в Москве. Инновационный транспорт стал лауреатом национальной премии «Формула движения – 2018» в категории «Лучшее решение в области пассажирского транспорта». Московский электробус также получил национальную премию «Автомобиль года в России – 2019».

Источник | фото