Историческая достопримечательность отреставрирована к 320-летию Петербурга в мае 2023 года
130 лет назад – 9 апреля (27 марта по старому стилю) 1894 года открыт постоянный деревянный Биржевой мост, соединивший Стрелку Васильевского острова и Петроградскую сторону.
«Биржевой мост – один из красивейших в нашем городе, с него открывается великолепный вид на Неву, Зимний дворец и Стрелку Васильевского острова. При этом он также один из самых востребованных для движения транспорта. В прошлом году мы завершили его капитальный ремонт. В рамках государственной программы “Развитие транспортной системы Санкт‑Петербурга” строим подземный переход – тоннель под площадью Академика Лихачева, который обеспечит комфортный и безопасный маршрут для пешеходов от Тучкова Моста до Кронверкской набережной и Петропавловской крепости», – сообщил губернатор Северной столицы Александр Беглов.
Изначально Биржевой мост, созданный по проекту инженера Николая Мазурова, был 25-пролетным, имел длину 328 метров и ширину – 21 метр. Его разводили вручную с помощью лебедок. Двукрылый разводной пролет длиной 14 метров располагался посередине. Биржевой стал одним из последних больших деревянных мостов с разводным пролетом, сооруженных в Петербурге до 1917 года. К середине XX века он перестал справляться с увеличившимися потоками наземного и водного транспорта. Поэтому к 1939 году был разработан проект новой переправы, но его осуществлению помешала война.
Современный мост был сооружен только в 1957–1960 годах по проекту института «Ленгипроинжпроект». Его ось переместили на 70 метров ниже по течению Малой Невы и придали переправе внешний облик, подобный Дворцовому мосту. Так была сформирована гармоничная композиция из Стрелки Васильевского острова и двух мостов через Большую и Малую Неву.
Новый Биржевой мост – пятипролетное металлическое сооружение длиной 239 метров и шириной 27 метров. Расположенный посередине двукрылый разводной пролет – откатно-раскрывающейся системы, не имеющей мировых аналогов: в начале разводки мост открывается на 15 сантиметров, и крылья откатываются друг от друга. Центр тяжести крыла изменяется, что значительно облегчает разводку.
За 60 лет службы Биржевой мост практически полностью исчерпал свой ресурс и в 2021 году начался его капитальный ремонт. В ходе работ отремонтировали разводное и постоянные пролетные строения, полностью заменили механизм разводки, асфальтобетонное покрытие проезжей части и тротуаров, мостовое полотно, восстановили перильное ограждение. 30 ноября 2022 года, точно по графику, по Биржевому мосту открылось движение, а полностью строительно-монтажные работы были завершены к 320-летию Петербурга в мае 2023 года.
Помимо ремонта имеющихся переправ в Петербурге возрождается строительство новых. На прошлой неделе на левом берегу Невы забетонировали первую стойку опоры эстакады Большого Смоленского моста, который станет первым разводным мостом, построенным в городе за последние 40 лет. Идет строительство моста через Черную речку, который обеспечит транспортную доступность квартала на Ушаковской набережной. Переправу планируется открыть в 2024 году.