Развитие Арктической зоны

Подписывайтесь на телеграм-канал проекта Славатруд.рф https://t.me/slavatrudrf

*

26–27 марта в Мурманске прошел VI Международный арктический форум (МАФ) «Арктика – территория диалога». Девиз: «На Севере – жить!». МАФ является ключевой площадкой для обсуждения вопросов социально-экономического развития арктических территорий, выработки разноуровневых многосторонних механизмов совместного раскрытия и эффективного освоения мощного ресурсного потенциала Арктического региона.

Представители федеральных и региональных органов власти, бизнес-сообщества, ученые и эксперты обсудили перспективы Северного морского пути как логистического коридора, имеющего мировое значение, развитие бизнеса в условиях Крайнего Севера с учетом экологической повестки и интересов коренных малочисленных народов Севера, развитие ресурсной базы территории, арктический туризм и другие вопросы.

27 марта Президент России Владимир Путин выступил на пленарном заседании форума.

Из выступления Президента России Владимира Путина:

В Арктике формируется семь процентов валового внутреннего продукта России и около одиннадцати процентов экспорта. При этом мы видим колоссальные перспективы для дальнейшего комплексного развития региона. Важнейшее направление – укрепление транспортного и логистического контура Арктики.
За последние десять лет грузопоток Севморпути значительно вырос: если в 2014 году по СМП было перевезено всего четыре миллиона тонн грузов, то в прошлом году – почти 38 миллионов тонн. Это в пять раз больше рекорда советского времени. Мы думаем, что к 2030 году это будет 70–100 миллионов тонн.
Но наши планы и по объёмам, и по географии перевозок, по наращиванию арктического флота гораздо масштабнее. Северный морской путь должен стать ключевым участком Трансарктического транспортного коридора, который пройдёт от Санкт-Петербурга через Мурманск до Владивостока. Он призван соединить мировые промышленные, сельскохозяйственные, энергетические центры и потребительские рынки более коротким, безопасным, экономически выгодным маршрутом.
Грузовая база Трансарктического коридора будет расти за счёт добычи и глубокой переработки ресурсов именно в Арктике за счёт увеличения международного транзита и, что особо подчеркну, сопряжения Трансарктического коридора с нашей внутренней железнодорожной сетью – от северо-запада до Дальнего Востока, до БАМа и Транссиба.
Нам предстоит по аналогии с Восточным полигоном, который включает БАМ и Транссиб, реализовать проект развития Арктического полигона железных дорог, включая модернизацию Северной железной дороги на территории Республики Коми и Ямало-Ненецкого автономного округа.
Регионы Сибири, Урала, Северо-Запада России получат прямой выход на Север, к арктическим портам, что позволит разгрузить Транссиб и эффективно использовать морские перевозки. Кроме того, новые точки выхода в Арктику появятся у коридора «Север – Юг», который связывает нас с государствами Центральной Азии и Персидского залива.
Для развития Трансарктического маршрута необходимо на новом технологическом уровне раскрыть потенциал внутренних водных путей Арктики, наших великих рек: Лена, Енисей, Обь.
В российской Арктике осваиваются месторождения нефти и газа, металлов, других полезных ископаемых. Мы продолжим здесь масштабную геологоразведку, прежде всего в рамках федерального проекта «Геология: возрождение легенды». Вместе с тем, задача заключается в том, чтобы на мощной ресурсной базе открывать в арктических регионах предприятия с глубокой переработкой сырья.

■ Главе государства представлены мастер-планы опорных населенных пунктов Арктической зоны Российской Федерации.

С основным докладом по теме выступил министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков.

Губернатор Мурманской области Андрей Чибис и главнокомандующий Военно-Морским Флотом Александр Моисеев рассказали о развитии Мурманской, Кировско-Апатитской и Мончегорской городских агломераций, закрытых административно-территориальных образований и населенных пунктов Арктической зоны, в которых дислоцированы воинские формирования.

Презентация губернатора Архангельской области Александра Цыбульского была посвящена развитию Архангельской городской агломерации, губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрия Артюхова – городских агломераций Салехарда – Лабытнанги, Нового Уренгоя и Ноябрьска, губернатора Красноярского края Михаила Котюкова – городских агломераций Норильска – Дудинки, Диксона и Игарки.

Вместе с Президентом России доклады заслушали Заместитель Председателя Правительства России – полномочный представитель Президента России в ДФО Юрий Трутнев, заместитель Руководителя Администрации Президента России Максим Орешкин и полномочный представитель Президента России в СЗФО Александр Гуцан.

Владимир Путин провел совещание по вопросам развития Арктической зоны Российской Федерации и Арктического транспортного коридора.

■ На предприятии «Атомфлот» глава государства ознакомился с работой Штаба морских операций, осуществляющего сопровождение безопасного судоходства на Северном морском пути. О работе Штаба рассказал генеральный директор «ГлавСевморпуть» Сергей Зыбко.

По видеосвязи Владимир Путин общался с капитаном атомного ледокола «Арктика» Александром Скрябиным и экипажем судна.

О возможностях атомной генерации малой мощности доложил генеральный директор Госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев.

На территории «Атомфлота» глава государства встретился с участниками «Ледоколов знаний» – детских научно-просветительских экспедиций «Росатома» на Северный полюс.

■ Владимир Путин в режиме видеоконференции принял участие в церемонии начала отгрузки первой партии угля из перевалочного комплекса «Лавна».

Комплекс перегрузки угля размещается на Западном берегу Кольского залива в границах порта Мурманск, является составной частью проекта «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла».

В его рамках ведется строительство угольного перегрузочного комплекса мощностью перевалки 18 млн т в год, специальной железнодорожной линии, обустройство акватории порта.

Строительство порта «Лавна» будет способствовать росту грузооборота по Севморпути и организации круглогодичной навигации.

Из выступления Президента России Владимира Путина:

Рад всех вас приветствовать и поздравить со знаменательной вехой в развитии Мурманска и всей российской Арктики.
Открытие терминала станет хорошим вкладом в увеличение пропускной способности наших арктических портов, в создание дополнительных возможностей для угледобывающей промышленности. Отмечу, кстати, что уголь, который сейчас будет отгружаться, из Кузбасса. Новые мощности позволят диверсифицировать логистику поставок кузбасского угля на внешние рынки.
Сегодня Россия укрепляет свой суверенитет, создаёт новые точки роста для экономики и торговли, формирует эффективные транспортные коридоры, в том числе активно развивает Северный морской путь, весь глобальный маршрут от Санкт-Петербурга через Арктику до Владивостока.
Мурманский порт – одна из ключевых точек на этой значимой трассе. Обязательно продолжим наращивать его мощности не менее чем в три раза в ближайшие годы, а в перспективе нужно выходить и на большие показатели. Будем делать это за счёт строительства новых терминалов, современной портовой инфраструктуры, расширения ближних и дальних железнодорожных транспортных подходов. Все эти планы должны быть тесно увязаны с развитием Арктики и Северного морского пути, с обеспечением роста перевалки не только российских, но и зарубежных грузов, с развитием отечественного судостроения.

Участие в церемонии приняли Максим Орешкин, Андрей Чибис, министр транспорта Российской Федерации Роман Старовойт, генеральный директор «Государственной транспортной лизинговой компании» (ГТЛК) Евгений Дитрих.

По словам Андрея Чибиса, морской порт «Лавна» – первый, построенный в Мурманской области со времен СССР, – станет значимым звеном Северного морского пути и значительно расширит экспортный потенциал России.

По словам Романа Старовойта, с запуском «Лавны» Мурманский транспортный узел станет одним из ведущих логистических хабов в России.

Порт поможет открыть новые экспортные направления для российского угля за счет беспрепятственного доступа в нейтральные воды Мирового океана. Преимущество порта – глубоководность (21 м у берега), позволяющая принимать крупнотоннажные суда. Порт является незамерзающим и не требует работы ледоколов.

Инвестиции – 90 млрд ₽

«Лавна» – масштабный, реализованный на принципах государственно-частного партнерства. В рамках проекта ГТЛК отвечает за возведение портового комплекса и управление инвестициями. В строительство угольного терминала вложено почти 90 млрд рублей, которые инвестировали Газпромбанк, ВЭБ.РФ и ГТЛК. Плановый объем перевалки – 18 млн т в год с увеличением в перспективе до 24 млн т. Создается более 650 рабочих мест.

■ Рабочая поездка Владимира Путина в Мурманск началась с посещения мемориального комплекса «Защитникам Заполярья». Глава государства возложил цветы к монументу «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны».

Мемориал расположен на сопке Зеленый Мыс – в месте, где в годы Великой Отечественной войны стояли расчеты советских войск, отражавших атаки врага. Основу скульптурной композиции составляет символическая фигура воина в каске и плащ-палатке с автоматом за плечом. Высота памятника вместе с постаментом – более 42 м.

Монумент открыт в Мурманске в 1974 году – к 30-летию разгрома немецко-фашистских войск в Заполярье. В 1975-м возле монумента перезахоронены останки неизвестного солдата, зажжен Вечный огонь.

В 2004 году комплекс расширен: открыта аллея славы с мемориальными плитами городов-героев.

Источник | фото
Источник
Источник
Источник