В ТиНАО появится завод по производству батарей для электротранспорта и крупнейший в России центр технического обслуживания наземного пассажирского и коммерческого транспорта
29 сентября мэр Москвы Сергей Собянин, первый заместитель генерального директора Госкорпорации «Росатом» Александр Локшин и генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин подписали Соглашение о сотрудничестве в сфере развития технологий электромобилестроения.
Подписан офсетный контракт между ГУП «Мосгортранс» и компанией «Рэнера» (дочерняя компания АО «ТВЭЛ», входящего в Госкорпорацию «Росатом») – 14-й по счету. Документ предусматривает строительство завода по производству ячеек, модулей, паков и стационарных систем на основе литий-ионных ячеек в Красной Пахре (ТиНАО). Начать производство и выйти на проектные мощности планируется в 2025–2026 годах.
Совокупный объем инвестиций в создание и модернизацию производств по подписанным офсетным контрактам составит около 82 млрд рублей.
«Историческое событие для технологического суверенитета нашей страны – строится крупнейший в России завод тяговых батарей, которые являются, по сути, сердцем электромобилей и по стоимости составляют треть от машины. Без этого производства создание собственного отечественного электромобиля практически невозможно. С такими партнерами, как Росатом, КАМАЗ, я думаю, этот проект удастся, и через два года здесь будет создан современнейший завод», – отметил Сергей Собянин.
Начало реализации двух крупных высокотехнологичных проектов – часть масштабной работы по созданию и развитию Московского кластера электромобилестроения.
В рамках подписанных соглашений в течение шести лет столица должна закупить свыше 155 тыс. тяговых аккумуляторных батарей для электробусов, автомобилей «Москвич» и речных электросудов на сумму 172 млрд рублей. Город берет обязательства по строительству производственных зданий в рекордно короткий срок – за один год. «Росатом» оснастит завод оборудованием, обеспечит его запуск и весь производственный процесс. ПАО «КАМАЗ» поможет внедрить и установить продукцию на личный и городской транспорт, который создают и используют в Москве и по всей России.
Сегодня в столице зарегистрировано 20,5 тыс. единиц транспорта с электродвигателем. В парке ГУП «Мосгортранс» свыше 1250 электробусов. Москва занимает первое место в Европе по этому показателю. Электробусы обслуживают более 90 маршрутов наземного городского транспорта и ежедневно перевозят около 500 тыс. пассажиров. Кроме того, москвичи все чаще используют электросамокаты и велосипеды (личные и взятые напрокат).
«Мы, конечно, с нетерпением ждем, когда мы сможем привозить на нашу продукцию батареи с соседнего завода, а не из-за рубежа, из Китая. Уверен, что наше постоянное взаимодействие с Росатомом в том, какие батареи нужны будут через два года, через пять лет, позволит нам сделать современный продукт по требуемой себестоимости», – отметил генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин.
Для электромобилей в столице установлено около 3,5 тыс. зарядных станций, для электробусов – более 250 ультрабыстрых зарядных станций. Парковка для владельцев легковых электромобилей в зонах платного парковочного пространства является бесплатной.
Продолжается развитие регулярных маршрутов речного электротранспорта на Москве-реке. Самый первый – от Киевского вокзала до причала Сердце Столицы – открыли в июне 2023 года. Второй маршрут, от ЗИЛа до Печатников, заработает в ближайшее время. Электросуда ежедневно совершают порядка 2,5 тыс. поездок. За три месяца первым маршрутом воспользовались свыше 220 тыс. человек.
На территории ОЭЗ «Технополис Москва» создан кластер электромобилестроения, где выпускают легковые и грузовые электромобили, спецтехнику, вездеходы и тяговые аккумуляторные батареи. Кластер объединил более 50 компаний-производителей.
По словам Сергея Собянина, тяговые электробатареи нужны для отечественных электромобилей. Без этого производства их создание будет проблематичным.
Сергей Когогин подтвердил, что в середине мая изготовлены прототипы электробатарей, которые уже прошли испытания.
На сегодня около 35% цены электротранспорта приходится на тяговый аккумулятор. Размещение производства этого компонента в Красной Пахре позволит снизить себестоимость и обеспечить расширение его использования. В перспективе это благоприятно повлияет на экологическую ситуацию в Москве и придаст импульс к развитию самых современных легковых автомобилей и электробусов по всей России.
Производство аккумуляторов для электротранспорта в Красной Пахре
Новый завод по производству литий-ионных ячеек, модулей, тяговых батарей и стационарных систем накопления энергии станет крупнейшим в России. Для его строительства Правительство Москвы предоставило земельный участок в Красной Пахре площадью 20,4 га. Производство займет 160 тыс. кв. м. Появится 900 рабочих мест.
Мощности нового завода позволят производить до 50 тыс. литий-ионных аккумуляторов в год для электромобилей (такси, каршеринг, личный транспорт), электробусов, трамваев (обеспечение автономного хода), речных электросудов и средств индивидуальной мобильности (электровелосипеды, электросамокаты, электроскутеры).
По оценкам, благодаря использованию новейших технологий для электробусов базовая емкость батарей вырастет на 30%, при этом расчетный автономный ход увеличится на 50 км и составит 180 км. Для электромобиля «Москвич» этот показатель возрастет на 26%, а расчетный автономный ход увеличится более чем на 105 км и составит 515 км. С ростом мощностей аккумуляторов их масса останется неизменной или даже будет снижаться, а скорость зарядки вырастет более чем на 10–15%.
Продукцию завода планируется использовать для производства блоков бесперебойного питания, электрозарядных станций, аварийных систем электроснабжения производственных, социальных и стратегических объектов, а также для накопления энергии от возобновляемых источников (ветряные генераторы, солнечные батареи) и автономного обеспечения энергией массовых мероприятий. Поезда метро могут перевести на аккумуляторы, частично убрав контактный рельс из тоннелей и оставив зарядку только на станции во время посадки и высадки пассажиров.
По уровню оснащения и автоматизации предприятие станет одним из самых современных и экологичных в мире. На новом заводе полного цикла установят 150 единиц высокотехнологичного оборудования для подготовки катодной и анодной смеси, электролита и нанесения материалов на электродную ленту, формирования модуля из ячеек и батареи и других работ. Уровень автоматизации достигнет 90%, а общая протяженность технологических линий составит 2,5 км.
Работа предприятия будет полностью соответствовать самым высоким стандартам бережного отношения к окружающей среде. Безотходное производство позволит избежать вредных выбросов в атмосферу.
«Технологии, которые будут применяться здесь, принадлежат Росатому. Они будут развиваться, масштабироваться. Подписанием сегодняшних Соглашения и договора мы получаем надежных партнеров и, что очень важно при масштабировании, гарантированный рынок сбыта для большей части производимой продукции. Поэтому есть все основания утверждать, что мы выполним взятые на себя обязательства и Москва получит электротранспорт», – отметил Александр Локшин.
Общий объем инвестиций в реализацию проекта составит 52 млрд рублей. Производственные корпуса намечено построить в 2024 году. Начать выпуск литий-ионных аккумуляторов и выйти на проектные мощности планируется в 2025–2026 годах.
На базе предприятия в Красной Пахре собираются создать высокотехнологичный R&D-центр в сфере производства аккумуляторных батарей. Центр привлечет молодых специалистов – студентов и выпускников ведущих вузов (Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова и другие) для проведения научно-прикладных исследований.
Развитие технологий, применяемых для создания литий-ионных аккумуляторов, способствует повышению экспортного потенциала Москвы и развитию новых технологий в разных областях. Среди них: сфера микропроцессорной техники, химическая промышленность, изготовление высокотехнологичных материалов, электроника, системы связи, транспортные и космические технологии.
Крупнейший в России центр технического обслуживания ПАО «КАМАЗ»
ПАО «КАМАЗ» построит в ТиНАО ремонтный завод и склад комплектующих на предоставленном Правительством Москвы земельном участке площадью 14 га. Он расположен недалеко от электробусного парка «Красная Пахра». На новом предприятии можно будет ремонтировать и обслуживать городские электробусы, автобусы и коммунальную технику; готовить новые квалифицированные кадры и повышать комфорт и безопасность наземного пассажирского транспорта.
Новый центр технического обслуживания станет крупнейшим в России. Среди его основных задач – повышение качества и надежности транспорта всего Московского региона. Работа центра позволит повысить коэффициент технической готовности автобусных и электробусных парков, за счет чего увеличится выпуск пассажирской техники на городских маршрутах.
Общая площадь застройки – почти 40 тыс. кв. м. В составе нового центра ПАО «КАМАЗ» в ТиНАО появятся корпус капитального ремонта электробусов (9350 кв. м), производственно-складской корпус для хранения запчастей транспортных средств, находящихся на ремонте и техобслуживании (20 тыс. кв. м). Кроме того, построят станцию технического обслуживания для коммерческого ремонта техники на базе и шасси КАМАЗа и регламентированного техобслуживания городских автобусов и электробусов (6888 кв. м) и административно-бытовой и учебный корпус для размещения персонала и повышения квалификации сотрудников (2592 кв. м). Обеспечивать безопасность, экономичность и снижение воздействия на экологию при эксплуатации газобаллонных автомобилей, работающих на компримированном природном газе, будут в пункте дегазации (144 кв. м). На территории разместятся гараж для техники (384 кв. м), контрольно-пропускной пункт (200 кв. м) и котельная (276 кв. м). На предприятии создадут свыше 500 рабочих мест.
Мощности завода позволят ежегодно обслуживать до пяти тысяч электробусов и автобусов, 1,5 тыс. единиц коммунальной техники и 13 тыс. единиц коммерческого транспорта.
Сергей Когогин уточнил, что контракт жизненного цикла, который КАМАЗ подписал с Москвой, подталкивает к тому, чтобы идти с опережением.
«На момент наступления семилетнего срока, когда нужно будет проводить капитальный ремонт, мы должны иметь нормальные основные фонды, где качественно, быстро сумеем этот капитальный ремонт выполнить. То есть цепочка такова: поставка, открытие сборочного производства на Сокольническом вагоноремонтно-строительном заводе и завод капитального ремонта. Мы замыкаем всю цепочку по продукции КАМАЗа при взаимодействии с нашим основным потребителем», – сказал Сергей Когогин.
Инвестиции в реализацию проекта составят до 7,3 млрд рублей. Объект планируют ввести в эксплуатацию в четвертом квартале 2025 года.
Электробусный парк «Красная Пахра»
Строительство первого в России и крупнейшего в Европе дома для электробусов вблизи деревни Красная Пахра площадью свыше 20 тыс. кв. м началось в мае 2021 года и завершилось в июне 2022 года. Финансировалось в рамках Адресной инвестиционной программы города Москвы.
Парк «Красная Пахра» предназначен для хранения, технической эксплуатации, обслуживания и ремонта до 500 электробусов. При необходимости он может обслуживать обычные дизельные автобусы особо большой вместимости.
На территории парка размещено 203 зарядных поста для электробусов, энергоснабжение которых обеспечивают 34 зарядные станции с системой динамического распределения мощности, три линии портальных автобусных моек, а также самый современный в России контрольно-технический пункт проверки технического состояния подвижного состава. Производственный корпус оснащен оборудованием для обслуживания и ремонта электробусов. На территории есть административно-бытовой корпус со столовой, раздевалками, комфортными комнатами отдыха для водителей, помещения для ремонтных бригад и передвижных комплексов фотовидеофиксации Центра организации дорожного движения (складской корпус, плоскостная стоянка). Необходимая инженерная инфраструктура включает газовую котельную крышного исполнения, четыре трансформаторные подстанции (в том числе распределительную), очистное сооружение.
По мере выхода на эксплуатационную мощность здесь будут работать свыше 1,6 тыс. человек. На данный момент трудоустроено около 950 человек (60%).
Техническое обслуживание электробусов проводит ПАО «КАМАЗ», с которым заключили контракты жизненного цикла.
Вокруг парка проложили улицы и дороги: построили новый участок улицы Академика Франка (570 м) и реконструировали автомобильную дорогу до села Былова (300 м).
Ввод в эксплуатацию электробусного парка «Красная Пахра» позволил перевести в ТиНАО почти 50% подвижного состава, обслуживающего маршруты новых территорий. Таким образом, сократились нулевые пробеги без пассажиров из автобусных парков, расположенных в границах МКАД, – до двух часов работы каждого водителя в смену. Общая экономия от сокращения нулевых пробегов составит около 180 млн рублей в год. Снизились расходы на ремонт подвижного состава и скорость износа, улучшилась экологическая обстановка в ТиНАО за счет постепенного перевода маршрутов на использование электробусов (сокращение выбросов составит до 18,2 тыс. тонн углекислого газа в год). Появились новые пассажирские маршруты, охватывающие всю территорию ТиНАО, поездки для местных жителей стали еще удобнее и быстрее.
Размещение сервисного подразделения ЦОДД в парке «Красная Пахра» позволило городским службам экономить время на дорогу и быстрее выполнять свою работу по ремонту дорожных знаков, светофоров и фиксации нарушений правил дорожного движения. Время на выполнение работ сократилось в три раза, а на перекрытие при дорожно-транспортных происшествиях – в два раза.
В настоящее время в ТиНАО работают 174 маршрута наземного городского транспорта, которыми пользуются почти 396 тыс. пассажиров в сутки.