АО «Балтийский завод» ведет строительство серийных атомных ледоколов «Сибирь», «Урал» и «Якутия»
21 октября 2020 года в Мурманске состоялась церемония подписания акта приема-передачи головного универсального атомного ледокола «Арктика» проекта 22220, построенного на «Балтийском заводе» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию).
В мероприятии приняли участие заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Юрий Борисов, генеральный директор Госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев, генеральный директор Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов. Подписи под актом приема-передачи поставили генеральный директор АО «Балтийский завод» Алексей Кадилов и генеральный директор ФГУП «Атомфлот» Мустафа Кашка.
«Передача головного атомного ледокола “Арктика” заказчику – это огромный шаг для “Балтийского завода”, и мы благодарим всех, кто внес вклад в создание этого атомохода. Проделана колоссальная работа, но впереди продолжение строительства серийных атомных ледоколов, а значит, еще больше работы, которую нам необходимо выполнить качественно и в срок», – сказал Алексей Кадилов.
«Головной универсальный атомный ледокол “Арктика” открывает серию судов, которые определят будущее Северного морского пути, – отметил Мустафа Кашка. – Атомоходы проекта 22220 соответствуют высоким требованиям безопасности для работ в Арктическом регионе. Технические характеристики атомных ледоколов отвечают запросам наших партнеров: мощность, автономность и надежность».
После подписания акта приема-передачи на атомоходе «Арктика» поднят государственный флаг Российской Федерации. В этой церемонии приняли участие Председатель Правительства Российской Федерации Михаил Мишустин, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – полномочный представитель Президента России в ДФО, председатель Государственной комиссии по вопросам развития Арктики Юрий Трутнев, полномочный представитель Президента России в СЗФО Александр Гуцан, губернатор Мурманской области Андрей Чибис.
Михаил Мишустин: «Наша страна – бесспорный лидер в освоении северных территорий. Мы гордимся, что Россия единственная в мире смогла создать атомный ледокольный флот. И сейчас в его состав мы принимаем ещё один универсальный атомный ледокол – «Арктика». Он станет головным из пяти судов уникальной серии, которая предназначена для работы на Северном морском пути».
Справка. Головной универсальный атомный ледокол «Арктика» (проект 22220) построен АО «Балтийский завод» по заказу госкорпорации «Росатом» (закладка судна состоялась 5 ноября 2013 года, спуск на воду – 16 июня 2016 года).
Атомоход станет самым большим и мощным атомным ледоколом в мире. Ледокол предназначен для самостоятельной проводки судов, в том числе крупнотоннажных, лидирования караванов в западном районе Арктики. Двухосадочная конструкция судна позволяет использовать его как в арктических водах, так и в устьях полярных рек, в частности на мелководных участках Енисея (Дудинское направление) и Обской губы. Технический проект атомохода был разработан ЦКБ «Айсберг» в 2009 году. Ледокол оснащён двухреакторной энергетической установкой с основным источником пара от реакторной установки нового поколения «РИТМ-200» мощностью 175 МВт, специально разработанной для этого судна.
Основные характеристики судна: длина – 173,3 м (160 м по КВЛ); ширина – 34 м (33 м по КВЛ); высота борта – 15,2 м; мощность – 60 МВт (на валах); скорость хода – 22 узла (по чистой воде); осадка – 10,5 м / 8,65 м; максимальная ледопроходимость – 2,9 м; водоизмещение – 33 540 тонн; расчетный срок службы – 40 лет; численность экипажа – 53 человека.
12 октября головной универсальный атомный ледокол «Арктика» завершил переход из Санкт-Петербурга в порт приписки Мурманск. За 21 сутки атомоход преодолел около 4,8 тыс. морских миль. Во время перехода ледокол специально вышел к географической точке Северного полюса, чтобы специалисты смогли собрать максимальный объем информации о работе судна в ледовых условиях. На 50% мощности атомный ледокол преодолел все ледовые поля, встретившиеся в приполюсном районе.
Атомоход назван в честь легендарного ледокола «Арктика», ставшего первым в истории судном, достигшим Северного полюса в надводном положении.
В настоящее время АО «Балтийский завод» ведет строительство серийных атомных ледоколов «Сибирь», «Урал» и «Якутия».