Она стала 260-й станцией столичного метро
20 декабря 2018 года на Замоскворецкой линии метро начала работу станция «Беломорская». В церемонии открытия принял участие Сергей Собянин.
«Сегодня большое событие: для Левобережного открывается долгожданная станция – “Беломорская”. Как говорят, на перспективных планах эта станция была обозначена еще в конце 1950-х. И вот она появилась. Появилась тоже не просто. Вначале метростроители прошли мимо “Беломорской”, до “Ховрина”, но жители попросили нас построить эту станцию», – сказал мэр Москвы.
Станция метро «Беломорская» находится на севере столицы. Она располагается вдоль одноименной улицы на пересечении с улицей Смольной. «Беломорская» стала 260-й станцией московского метро (из них 223 станции классического метро, 31 станция Московского центрального кольца (МЦК) и шесть станций монорельса).
Планы и реальность
Первые планы строительства «Беломорской» появились в конце 1950-х годов. Ей дали проектное название «Беломорская улица». В 1970-е годы разработали перспективную схему продления Замоскворецкой линии, на которой были отмечены станции «Беломорская» и «Улица Дыбенко» (сейчас – «Ховрино»). Однако затем планы неоднократно менялись, а строительство по различным причинам откладывалось на десятилетия.
В 2011 году город решил продлить Замоскворецкую линию от «Речного вокзала» до «Ховрина». Строительство участка длиной 2,9 км началось в августе 2013 года. Сначала в проекте находилась и станция «Беломорская», но работы на ней приостановили из-за высокой стоимости и сложности. Кроме того, против строительства высказалась часть местных жителей, которые опасались разрушения сложившейся городской среды.
Однако позднее, когда проводились встречи с местными жителями, выяснилось, что гораздо больше москвичей выступали за «Беломорскую». Сергей Собянин принял решение возобновить строительство и открыть станцию в максимально короткий срок.
Работы начались в сентябре 2016 года. Специалисты столкнулись с большими трудностями, так как строили станцию на действующем участке от «Речного вокзала» до «Ховрина». Из-за этого облицовывать стены и потолок пришлось по ночам после прекращения движения поездов.
Кроме того, из-за сложных гидрогеологических условий во время строительства приходилось понижать уровень подземных вод по всей длине котлована и проводить постоянный геодезический мониторинг. Тем не менее в декабре 2018 года строительство завершилось.
«Дело было непростое – на действующей ветке строить станцию метрополитена. Тем не менее работы все выполнены, и сегодня можно поздравить и метростроителей, и, конечно, жителей Левобережного, Ховрина», – сказал Сергей Собянин.
Белое море, древние монастыри, северные пейзажи
«Беломорская» – станция мелкого заложения колонного типа. Ширина платформы составляет 10 м. Кассовый зал связан с платформой двумя парами эскалаторов. Для маломобильных пассажиров предусмотрены три лифта.
Дизайн интерьера станции выдержан в стиле Русского Севера. Полы облицованы серым сибирским гранитом. Беломраморные колонны и стены напоминают о заснеженных сопках и равнинах, подвесные потолки цвета морской волны – о Белом море. Верхняя часть путевых стен и часть потолка над путями, покрытые краской темно-синего цвета, вызывают ассоциацию с полярной ночью. Светодиодные инсталляции создают иллюзию северного сияния.
Платформу станции украшают мозаичные панно с изображением достопримечательностей Поморья – Соловецкого и Валаамского монастырей, архитектурного ансамбля Кижского погоста, суровых северных пейзажей. Авторы произведений – творческий коллектив художников-монументалистов Московского союза художников под руководством М.С. Козлова.
На «Беломорской» только один подземный вестибюль. Из него ведут два выхода, которые располагаются на пересечении улиц Беломорской и Смольной. Пассажиры могут выйти к жилой застройке и остановкам наземного транспорта. В оформлении фасадов наземных сооружений станции использовали зеленый цвет, характерный для Замоскворецкой линии.
От строительства южного вестибюля отказались, чтобы не вторгаться в городскую застройку.
Новая станция существенно улучшит транспортное обслуживание жителей Левобережного и Ховрина. С учетом строящихся жилых кварталов в окрестностях улиц Беломорской и Смольной будут проживать свыше 140 тыс. человек.
«Беломорская» также значительно разгрузит станцию «Речной вокзал». Ожидается, что пассажиропоток новой станции составит 110 тыс. человек в сутки.
Год метро
За 2018 год метростроители установили несколько рекордов. В течение одного года запустили 32 км линий и открыли 16 новых станций метро.
Так, пассажиры поехали по первому участку Большой кольцевой линии (БКЛ) от «Петровского парка» до «Делового центра». Его протяженность – 10,5 км, на участке расположено пять станций. На Люблинско-Дмитровской линии открыли участок длиной 6,2 км. В него вошли три станции: «Окружная», «Верхние Лихоборы» и «Селигерская».
На Солнцевской линии поезда поехали от «Раменок» до «Рассказовки». Этот участок (15,3 км) стал самым протяженным с 1935 года с точки зрения единовременного запуска.
Впервые за 35 лет открылось сразу семь новых станций метро: «Мичуринский проспект», «Озерная», «Говорово», «Солнцево», «Боровское шоссе», «Новопеределкино», «Рассказовка». До этого такой крупный участок – от «Серпуховской» до «Южной» Серпуховско-Тимирязевской линии – запустили 8 ноября 1983 года.
На действующем участке БКЛ до конца года планируется открыть станцию «Савеловская». Таким образом, Большая кольцевая линия продлится на 0,7 км. А количество станций, открытых за год, увеличится до 17.
На новых станциях метро создано пять транспортно-пересадочных узлов и организовано пять пересадок на МЦК, три пересадки на платформы Московской железной дороги и три пересадки на другие радиальные линии метро.
Рядом со станциями метро, открытыми в 2018 году, живут, учатся или работают около одного миллиона москвичей.
Планы до 2023 года
Московский метрополитен – ключевой объект транспортной инфраструктуры. Он обеспечивает повседневную жизнь и развитие 12-миллионного мегаполиса.
В 2010 году протяженность линий московского метро, включая монорельс, составляла 305,6 километра. Работали 188 станций, из них 65 были пересадочными. Подвижной состав метрополитена обслуживали 15 электродепо.
Но для активно развивающегося мегаполиса этого было недостаточно. Занимая одно из первых мест в мире по объемам пассажирских перевозок (2,4 млрд человек в год), московское метро существенно уступало многим метрополитенам мира по протяженности и плотности линий. 22% москвичей, или 2,5 млн человек, жили в районах, где метро не было. Отсутствие доступа к подземке стало одним из основных факторов, которые сдерживали реорганизацию промышленных территорий в средней части города, а после изменения границ Москвы – и развитие новых территорий.
Для решения этих проблем город сформировал программу развития Московского метрополитена. Она предусматривает строительство в 2011–2023 годах 270 км новых линий и открытие 128 новых станций. Фактически метро должно стать в два раза больше, чем в 2010 году.
Программа строительства Московского метрополитена – самая масштабная за 80-летнюю историю столичной подземки. В таком объеме, как сейчас, метро в столице не строили никогда. Благодаря реализации программы около 90% москвичей будут проживать в непосредственной близости от станций метрополитена.
73 станции за семь лет
В 2011–2018 годах в Москве построили 136 км линий метро, 73 новые станции и три дополнительных вестибюля (вторые вестибюли станций «Марьина Роща», «Международная» и «Петровско-Разумовская»). В составе новых станций открыли 43 пешеходных перехода. Поехали поезда по МЦК, запустили первый участок БКЛ и два новых радиуса метро (Солнцевская линия и Дмитровский радиус Люблинско-Дмитровской линии). Метро пришло и в ТиНАО, где открылись станции «Румянцево», «Саларьево», «Говорово», «Рассказовка».
Одним из недостатков московской подземки было недостаточное количество пересадочных станций. Во время реализации программы развития метрополитена к 2018 году их стало на 55 больше. Это 12 новых и 25 действующих станций, а также 18 станций МЦК.
К концу 2018 года в столице будет работать 261 станция метро, МЦК и монорельса. Протяженность линий составит около 440 км. Общее количество пересадочных станций достигнет 120. Обслуживают поезда 17 электродепо.
Рядом с новыми станциями живут, учатся или работают более трех миллионов человек. Метро в непосредственной близости от дома получили 1,6 млн человек. Таким образом, доля жителей Москвы, у которых нет метро в шаговой доступности, сократилась с 22% до 15%.
Развивается инфраструктура метрополитена. В 2011–2018 годах построили, расширили и реконструировали восемь электродепо, проложили почти 30 км парковых путей (веер путей), возвели около 400 тыс. кв. м зданий и сооружений. Благодаря строительству административно-бытовых корпусов локомотивные бригады получили комфортные условия для отдыха. Также во время строительства метро рабочие переложили и модернизировали более 2,7 тыс. км городских инженерных сетей.
Кроме того, при благоустройстве территории высадили более пяти тысяч деревьев. Общая площадь благоустроенной территории составила более 126 га, из них 76 га – площадь озеленения, более 50 га – площадь гранитного мощения.
Сегодня в метростроении работают около 50 тыс. человек. Налоговые поступления в бюджет составляют порядка 22 млрд рублей. На каждый рубль, вложенный в развитие транспортной инфраструктуры, город получает три рубля частных инвестиций, вкладываемых в иные отрасли хозяйства.
В районах, где отрываются станции метро, растет стоимость жилья – главного актива большинства московских семей.
Сейчас важнейшая задача – интеграция метрополитена в транспортную систему Москвы. На базе новых станций метро создается 53 транспортно-пересадочных узла (ТПУ). Во время строительства технологической части ТПУ построят 32 площадки наземного пассажирского транспорта, 18 наземных (из них шесть по типу «сухие ноги»), 24 подземных пешеходных перехода и 40 плоскостных парковок на 15 тыс. машино-мест.
Но метро в столице отличает не только транспортная и экономическая эффективность. Московский метрополитен по праву считается одним из самых красивых в мире. При строительстве новых станций огромное внимание уделяется архитектурно-планировочным решениям. Для новых станций разрабатывают индивидуальный дизайн. Тематика декоративного оформления связана с названием станции и историей района, в котором она расположена. Для отделки применяются самые разнообразные материалы – натуральный камень, стекло и пластик, металлоконструкции. К слову, станция «Беломорская» – яркий пример воплощения лучших эстетических традиций столичного метро.