Станция войдет в состав МЦД-4 «Киевско-Горьковский», который объединит важнейшие железнодорожные вокзалы столицы
22 апреля 2021 года Сергей Собянин открыл после реконструкции пригородный вокзал Внуково Киевского направления Московской железной дороги (МЖД).
«Продолжаем работу на Киевском направлении Московской железной дороги и его соединение с Горьковским направлением. МЦД-4, пожалуй, из всех МЦД самый сложный, самый емкий, самый масштабный проект. Мы строим его года три – четыре интенсивно: это строительство третьего и четвертого главных путей, соединение с Белорусским и Горьковским направлениями железной дороги», – рассказал Сергей Собянин.
Мэр Москвы отметил, что этот уникальный проект позволит соединить Горьковское и Киевское направления МЖД, а также железнодорожные вокзалы столицы. Масштабные работы сейчас идут около Комсомольской площади, в районе «Москва-Сити» и не только. Параллельно строятся новые вокзалы и другая пассажирская инфраструктура.
Станция Внуково находится в поселении Внуковском между станциями Лесной Городок и Мичуринец Киевского направления МЖД.
Ежедневно ею пользуются около 1,9 тыс. пассажиров. В районе активно ведется строительство жилых домов, поэтому ожидается, что к 2025 году пассажиропоток Внукова может вырасти до 5,5 тыс. человек в сутки.
Поездка от Внукова до Киевского вокзала занимает около получаса, тогда как на автомобиле в час пик москвичи тратят на тот же маршрут в два раза больше времени – около часа.
«Ввод этого объекта – Внукова – был запланирован на апрель, в апреле мы его ввели. Его открытие позволяет доехать от Внукова до Киевского вокзала всего за 35 минут, что несопоставимо с временем поездки на машине. Мы понимаем, что площадь остановочного пункта четыре тысячи квадратных метров рассчитана на перспективу. Мы считаем, что в 2025 году где-то пять с половиной тысяч человек в сутки будут пользоваться этой инфраструктурой», – сказал Олег Тони, заместитель генерального директора ОАО «Российские железные дороги».
До реконструкции станция Внуково была типовой остановкой пригородных электричек – она включала открытую платформу и пешеходный настил через пути. Для пассажиров был обеспечен минимальный комфорт.
Комплексная реконструкция станции была начата в первом квартале 2019 года и заняла два года. Она завершилась в апреле 2021 года. На период реконструкции для посадки и высадки пассажиров использовалась временная деревянная платформа.
На месте старой станции Внуково построили современный пригородный вокзал площадью 4,2 тыс. кв. м. Реконструкция позволила создать запас пропускной способности на многие годы. На станции возвели новую островную платформу с навесом на всю длину, защищающим пассажиров от плохой погоды. На платформе установили стойку SOS, скамейки и электронные табло с информацией о прибытии поезда.
Для пассажиров создали комфортные условия, в том числе безбарьерную среду для маломобильных пассажиров. Пройти на платформу можно по надземному пешеходному переходу (конкорсу) через железнодорожные пути. Там есть лифты и эскалаторы, а из вестибюлей можно выйти на Железнодорожную улицу и Минское шоссе.
В пассажирском терминале обустроили две кассы, в одной из которых окно находится ниже привычного уровня, чтобы пассажиры, которые передвигаются на кресле-коляске, не испытывали дискомфорта при покупке билета. Кроме того, установили динамическую систему навигации, турникеты и туалеты.
Для обогрева в холодное время года пригородный вокзал оснастили тепловыми завесами и инфракрасными обогревателями.
Новый вокзал оформлен в стиле хай-тек. Благодаря панорамному остеклению пассажирского терминала, вестибюлей и надземного перехода в дневное время на станции будет достаточно естественного освещения.
Для жителей подмосковного микрорайона Одинцово-1 в ходе совместной работы Правительства Московской области и ОАО «РЖД» обустроили удобную пешеходную дорожку от вокзала до перехода на Минском шоссе.
Планируется, что благоустройство прилегающей территории продолжится. От станции до остановок наземного городского транспорта для пассажиров оборудуют специальные навесы, обеспечивающие переход по принципу «сухие ноги». Кроме того, предполагается реконструкция и установка двух современных остановочных пунктов.
Для автотранспорта рядом со станцией организуют разворотное кольцо. Появятся дополнительные наземные пешеходные переходы и светофоры, площадки для парковки и проката велосипедов (велошеринг), стоянка такси, перехватывающие парковки на 805 машино-мест и многоуровневый гараж площадью 22,15 тыс. кв. м.
Сейчас идет строительство автодороги от Боровского до Минского шоссе, которая частично пройдет параллельно путям Киевского направления МЖД. Новая дорога позволит улучшить доступность железнодорожных станций и открыть новые маршруты общественного транспорта.
МЦД-4 «Киевско-Горьковский»
Четвертый диаметр – самый протяженный и сложный с точки зрения строительства.
Для открытия МЦД-4 необходимо связать между собой разрозненные направления Московской железной дороги, поэтому сейчас на нескольких участках проводятся гигантские по объему сложнейшие работы. Ведется реконструкция участка Каланчевская – Курская, между Киевским и Белорусским направлениями МЖД развернуто строительство двухпутной соединительной линии. На ней расположатся три новые станции: Поклонная Гора, Кутузовская и Тестовская (Камушки).
Кроме того, на Киевском направлении строится два транспортных хаба – станции Аминьевская и Минская, которые обеспечат удобные пересадки между МЦД и метро.
Общая протяженность МЦД-4 «Киевско-Горьковский» составит 86 км, на нем расположится 39 остановочных пунктов. Конечными станциями станут Апрелевка Киевского направления и Железнодорожная Горьковского направления МЖД.
МЦД-4 свяжет семь центральных железнодорожных вокзалов (Курский, Ярославский, Казанский, Ленинградский, Савеловский, Рижский и Белорусский) и создаст 18 пересадок на метро и МЦК.
Планируется, что МЦД-4 откроют в 2023 году.
«Только в прошлом году мы на этом направлении построили и реконструировали пять вокзалов. В этом году необходимо построить еще семь, включая такие крупные, как вокзалы на станциях Кутузовская, Аминьевская. Последний вообще будет соединен с БКЛ, и тогда отсюда можно будет за 25 минут доехать до ближайшей станции метрополитена. Очень масштабный, очень крупный проект. Но слава богу, теперь уже виден его конец, потому что ведется уже не проектирование, а строительство всех участков», – пояснил мэр Москвы.
Поезда МЦД-4 будут следовать с интервалами до пяти-шести минут в час пик и без дневных перерывов. Парк поездов МЦД-4 планируется обновить до 2025 года.
Суточный пассажиропоток четвертого диаметра, по прогнозам, составит 455 тыс. человек, что на 84% больше сегодняшних показателей. Открытие МЦД-4 улучшит транспортное обслуживание 23 районов Москвы, где живут более 2,5 млн человек. Жителям подмосковных населенных пунктов, среди которых Апрелевка, Реутов и другие, станет удобнее добираться до столицы.
Время в пути для жителей Московской области сократится до 13%, а для жителей Москвы – до 38%. Перераспределение пассажиропотока позволит разгрузить участки восьми линий метро – Кольцевой, Замоскворецкой, Калининско-Солнцевской, Филевской, Таганско-Краснопресненской, Люблинско-Дмитровской, Серпуховско-Тимирязевской и Калужско-Рижской.
Более чем на 5 тыс. автомобилей в сутки разгрузятся вылетные магистрали – Киевское, Боровское, Косинское, Носовихинское шоссе и шоссе Энтузиастов.
Как развивается Киевское направление МЖД
Реконструкция станции Внуково – часть масштабной программы развития Киевского направления МЖД. В нее также входят трансформация старых железнодорожных платформ в современные городские вокзалы, строительство новых станций, дополнительных третьего и четвертого главных путей на участке Москва – Апрелевка. Работы проводятся в рамках проекта создания четвертого Московского центрального диаметра (МЦД-4) «Киевско-Горьковский».
В 2020–2021 годах на Киевском направлении было открыто пять станций будущего МЦД-4, среди которых новая станция Санино и реконструированные станции Победа, Мичуринец, Крекшино и Внуково. До конца этого года планируется завершить реконструкцию еще пяти станций: Кокошкина, Апрелевки, Толстопальцева, Мещерской и Матвеевской. Кроме того, завершат строительство крупного городского вокзала Аминьевская и первый этап работ по возведению вокзала Минская.
Аминьевская и Минская образуют крупные транспортно-пересадочные узлы с пересадками на станции метро Большой кольцевой и Солнцевской линий соответственно. При этом Аминьевская станет первой удобной пересадочной станцией на метро для пассажиров, следующих из ТиНАО и области в центр столицы. Например, для жителей Внукова поездка до Аминьевской займет всего 20–25 минут.
Параллельно реализуется еще один сложнейший проект – строительство двухпутной соединительной линии длиной четыре километра между Киевским и Белорусским направлениями МЖД. Часть ветки пройдет по эстакаде над МЦК и 3-й Магистральной улицей. Проект планируют завершить до конца 2022 года.
На соединительной линии появятся три новые станции – Поклонная Гора, Кутузовская и Тестовская (Камушки). С Кутузовской можно будет сделать пересадку на одноименные станции Московского центрального кольца (МЦК) и метро, а с Тестовской – на станцию метро «Международная», станцию МЦК Деловой центр и станцию Тестовская МЦД-1.
За счет этой линии Киевское направление интегрируют с МЦК. Сейчас это единственная радиальная ветка, которая не связана с кольцом.
До 2022 года с одной до пяти увеличится количество пересадочных станций между пригородными станциями Киевского направления и метро. Благодаря новым станциям у пассажиров появится возможность строить удобные маршруты поездок по городу и экономить время в пути, минуя загруженные станции в центре.
Центральный транспортный узел: планы на год
В этом году планируется строительство новых и реконструкция существующих путей. Также на Центральном транспортном узле планируют завершить работы на 12 городских вокзалах:
Баковке МЦД-1 (вокзал открыт 14 января 2021 года);
Печатниках МЦД-2;
Щукинской МЦД-2;
Аминьевской МЦД-4;
Апрелевке МЦД-4;
Внукове МЦД-4;
Кокошкине МЦД-4;
Матвеевской МЦД-4;
Мещерской МЦД-4;
Минской МЦД-4;
Толстопальцеве МЦД-4;
вокзале Восточный в составе ТПУ «Черкизово».
На станции Окружная МЦД-1 будет открыта вторая очередь южного вестибюля.
На МЦК запланировано открытие дополнительных вестибюлей на станциях ЗИЛ и Локомотив, а также двух транзитных пешеходных переходов через железнодорожные пути в створе улицы Врубеля и Старокоптевского переулка.
Подробнее о планах реализации программы развития Центрального транспортного узла на 2021 год.