Коммунарская линия метро пройдет от станции Московского центрального кольца (МЦК) Крымская до Троицка, обеспечив скоростным рельсовым транспортом жителей ТиНАО
25 ноября 2019 года в Москве стартовала проходка первого перегонного тоннеля Коммунарской линии метро. Работы ведутся на участке от будущей станции «Университет дружбы народов» до «Улицы Новаторов».
«Сегодня историческое событие – началась проходка тоннеля в сторону Коммунарки на Коммунарской ветке метро», – отметил Сергей Собянин.
По его словам, это будет самая длинная линия метро, которая проходит не через центр города, а идет от МЦК до Троицка. Значительная часть ветки расположится в границах старой Москвы, ей будут пользоваться около 100 тыс. человек ежедневно.
Около 40 километров и 16 станций
Коммунарская линия метро пройдет от станции Московского центрального кольца (МЦК) Крымская до Троицка, обеспечив скоростным рельсовым транспортом жителей ТиНАО. Новая ветка снизит нагрузку на центральные и южные участки Сокольнической и Калужско-Рижской линий метрополитена и позволит сократить интенсивность движения транспорта по прилегающим дорогам, что, в свою очередь, улучшит экологическую ситуацию.
«Разгрузятся Калужско-Рижская, Сокольническая ветки метро, и в целом улучшится транспортная ситуация в этих районах, метро станет для многих ближе. Ну и конечно, ее строительство очень важно для Новой Москвы, для Коммунарки, Щербинки, Троицка. Большая, серьезная стройка. Надеюсь, что первый этап будет закончен в 2023 году», – добавил Сергей Собянин.
Как отметил мэр Москвы, длина Коммунарской линии составит около 40 км. На ней будет 16 станций. «Улица Новаторов» станет пересадочной на Большую кольцевую линию (БКЛ). На станции «Коммунарка» появится крупный пересадочный узел, в который войдет одноименная станция Сокольнической линии.
Коммунарскую линию начали строить в 2018 году. Сейчас работы идут на первых участках от станции «Улица Новаторов» до «Коммунарки», ввод которых намечен на 2023 год. Общая длина этих участков составляет 15,7 км. На них расположится семь станций: «Улица Новаторов», «Университет дружбы народов», «Улица Генерала Тюленева», «Славянский мир», «Мамыри», станция, у которой пока нет названия, и «Коммунарка».
Участки от «Севастопольского проспекта» до «Улицы Новаторов» и от «Коммунарки» до «Троицка» сейчас проектируются.
Проходку первого тоннеля Коммунарской линии метро будет вести ветеран московского метростроя – тоннелепроходческий механизированный комплекс «Светлана» диаметром шесть метров. Он уже успешно завершил проходку 10 тоннелей московского метро общей протяженностью более 10 км. Теперь «Светлане» предстоит пройти более 2770 м и в ноябре 2020 года достичь котлована строящейся станции метро «Улица Новаторов».
Всего на Коммунарской линии в этом году начнут работать три щита, уточнил генеральный директор АО «Мосинжпроект» Марс Газизуллин.
В декабре планируется начать проходку правого перегонного тоннеля от «Университета дружбы народов» до «Улицы Новаторов», а также правого перегонного тоннеля от «Славянского мира» до «Улицы Генерала Тюленева».
«Запускаем первый щит, он пойдет в направлении станции “Улица Новаторов”. Буквально следом, через месяц, пойдет второй щит в этом направлении. И еще до конца года мы планируем запустить третий щит со станции “Славянский мир”», – сказал Марс Газизуллин.
В следующем году к строительству привлекут еще три щита. «Мы планируем в январе, феврале и марте запустить эти щиты, – добавил он. – И начинаем с января монтировать монолитные конструкции».
Какой будет станция «Университет дружбы народов»
Будущая станция «Университет дружбы народов» располагается вдоль улицы Академика Опарина у пересечения с улицей Миклухо-Маклая. Это станция мелкого заложения, два вестибюля будут выходить на обе стороны улицы Академика Опарина, к улице Миклухо-Маклая, к жилым кварталам.
В шаговой доступности от новой станции расположены несколько столичных вузов, в том числе Российский университет дружбы народов (РУДН), Российский государственный геологоразведочный университет (РГГРУ), Московский университет МВД России, Институт биоорганической химии РАН, Национальный медицинский исследовательский центр акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В.И. Кулакова.
Дизайн станции будет современным. Путевые стены отделают алюминиевыми панелями разного формата, анодированными под шлифованную нержавеющую сталь. Потолок выполнят из крупноформатных алюминиевых элементов со светло-зелеными и светло-синими вставками. Два ряда квадратных колонн облицуют светло-серым мрамором, а пол выложат светло-серым гранитом.
Стены кассового зала планируется отделать серым мрамором, колонны – черным габбро, пол – серым гранитом и габбро.
Подземный пешеходный переход, ведущий к станции, украсит композиция из художественного стекла в технике мозаики, цветовое решение которой соответствует традиционному стилю РУДН.
Сейчас на станции разрабатывают грунт котлована и устанавливают ограждающие конструкции. Строительная готовность станции – 12%.
Метро Москвы
С 2011 года в столице ввели в эксплуатацию 287 км линий, 138 станций, три дополнительных вестибюля метро, МЦК и Московские центральные диаметры (МЦД), а также 10 электродепо.
На Люблинско-Дмитровской линии открыли участки от «Марьина» до «Зябликова» (три станции) и от «Марьиной Рощи» до «Селигерской» (шесть станций). Для станций «Марьина Роща» и «Петровско-Разумовская» построили новые вестибюли.
На Калининской линии ввели в эксплуатацию участок от «Новогиреева» до «Новокосина» (одна станция), на Солнцевской линии – участки от «Делового центра» до «Раменок» (пять станций) и от «Раменок» до «Рассказовки» (семь станций).
На Замоскворецкой линии заработали участок от «Красногвардейской» до «Алма-Атинской» (одна станция), станция «Технопарк» и участок от «Речного вокзала» до «Ховрина» (две станции).
На Арбатско-Покровской линии открылся участок от «Митина» до «Пятницкого шоссе» (одна станция), на Таганско-Краснопресненской – от «Выхина» до «Котельников» (три станции) и станция «Спартак», на Бутовской – участок от «Улицы Старокачаловской» до «Битцевского парка» (две станции).
На Сокольнической линии запустили движение по участку от «Юго-Западной» до «Саларьева» (три станции), а также от «Саларьева» до «Коммунарки» (четыре станции). На Некрасовской ввели участок от «Косина» до «Некрасовки» (четыре станции). На Филевской линии у станции «Международная» появился второй вестибюль.
Открыт северо-западный участок Большой кольцевой линии от «Делового центра» до «Савеловской» (шесть станций). Также был реализован проект Московского центрального кольца (31 станция). Кроме того, построены и реконструированы электродепо «Митино», «Братеево», «Печатники», «Выхино», «Планерное», «Нижегородское», «Лихоборы», «Солнцево», «Владыкино» и «Руднево».
Кроме того, 21 ноября начали работу первые два Московских центральных диаметра: МЦД-1 «Белорусско-Савеловский» (Одинцово – Лобня) и МЦД-2 «Курско-Рижский» (Нахабино – Подольск). В общей сложности на них располагается 57 станций.