Больше 400 тыс. горожан теперь могут добираться из одного района в другой, минуя центр
На участке «Деловой центр» – «Петровский парк» Большой кольцевой линии метро началось пассажирское движение.
«Это большое историческое событие для Москвы, для москвичей, для Московского метрополитена. Вводится первый участок Большой кольцевой линии метро. Это одна из крупнейших линий метро в мире. Она охватит серединные части Москвы, сделает районы гораздо ближе, улучшится транспортная доступность, повысится комфортность в пути для москвичей. Разгрузятся перегруженная Кольцевая линия, радиальные направления. Хотел поблагодарить строителей за сложную, тяжелую работу по созданию первого участка Большой кольцевой линии метро. Впереди еще больше задач. В течение четырех-пяти лет мы должны построить всю Большую кольцевую линию и сделать транспорт Москвы гораздо более современным и комфортным. Поздравляю вас с этим большим событием, поздравляю москвичей, поздравляю строителей! В добрый путь!» – сказал мэр Москвы Сергей Собянин.
На первом участке ветки длиной 10,5 км расположены пять станций: «Петровский парк», «ЦСКА», «Хорошёвская», «Шелепиха» и «Деловой центр». Кроме того, построены и вводятся в эксплуатацию тоннели между станциями «Петровский парк» и «Нижняя Масловка», за которой созданы оборотные тупики. Сама «Нижняя Масловка» находится в завершающей стадии строительства.
На период до конца строительства Большой кольцевой линии на первом участке организуют вилочное движение поездов, как на Филевской линии. От «Петровского парка» составы будут следовать до «Шелепихи», а дальше или до «Делового центра», или по соединительной ветке через «Парк Победы» до станции «Раменки» Калининско-Солнцевской линии.
Вдвое меньше времени на дорогу
Открытие участка Большой кольцевой сделает общественный транспорт доступнее для сотрудников и гостей делового центра «Москва-Сити», где каждый день бывает около 300 тыс. человек. Больше 400 тыс. человек смогут добираться из одного района в другой, минуя центр. Это жители районов Пресненский, Хорошёвский, Хорошёво-Мнёвники, Беговой и Аэропорт. К примеру, сегодня путь от «Делового центра» до «Динамо» занимает около 27 минут с двумя пересадками. Теперь время в пути сократится примерно вдвое – до 12–15 минут.
Новая ветка частично разгрузит северо-западные участки перегруженных линий метро – Таганско-Краснопресненской (примерно на 5%), Замоскворецкой и Кольцевой (приблизительно на 7%). Кроме того, станет проще добираться до торгово-развлекательного центра «Авиапарк», стадионов «ЦСКА» и «Динамо» и других объектов – уже существующих и тех, что еще строятся и проектируются.
Пять новых станций
«Деловой центр» расположен в центре «Москва-Сити». С него можно пересесть на одноименную станцию Калининско-Солнцевской линии и «Выставочную» Филевской линии. Для удобства пассажиров организовали наземную пересадку на одноименную станцию Московского центрального кольца (МЦК). В пешеходной доступности находится платформа Тестовская Смоленского направления Московской железной дороги (МЖД).
«Деловой центр» – колонная трехпролетная станция глубокого заложения с платформой островного типа. Длина платформы – 163 м, ширина – 14,9 м. Здесь есть лифты для маломобильных пассажиров.
«Шелепиха» находится к северу от Шмитовского проезда и к западу от путей МЦК. Она мелкого заложения, колонная, с тремя пролетами и платформой островного типа. Длина платформы – 163 м, ширина – 12 м. Интерьер станции выдержан в желто-черной гамме. Пол украшает гранит, стены – мрамор. У «Шелепихи» два вестибюля; пользоваться ею смогут те, кто живет и работает в районе Большого Сити (Шелепихинская набережная). «Шелепиха» войдет в состав одноименного транспортно-пересадочного узла (ТПУ), который обеспечит пересадку между Большой кольцевой и МЦК. Кроме того, можно будет дойти до платформы Тестовская. Также организуют остановочные пункты наземного общественного транспорта.
«Хорошёвская» расположена вдоль Хорошёвского шоссе, там, где оно пересекается с улицами Куусинена и 4-й Магистральной. Эта станция тоже мелкого заложения, колонная, трехпролетная, с платформой островного типа. Длина платформы – 163 м, ширина – 12 м. У «Хорошёвской» два вестибюля, которые ведут на обе стороны Хорошёвского шоссе и к улице Куусинена. Восточный вестибюль украшен композициями в духе работ Малевича, Родченко, Поповой, Экстер, западный – в стиле братьев Весниных, Гинзбурга, Голосова, Леонидова, Ладовского, Мельникова.
Во время строительства «Хорошёвской» провели реконструкцию вестибюля «Полежаевской» фиолетовой ветки метро. Благодаря этому пассажиры смогут пересаживаться с Большой кольцевой на Таганско-Краснопресненскую линию. Кроме того, можно дойти до станции МЦК Хорошёво.
«ЦСКА» располагается на Ходынском поле. Конструктивно это тоже станция мелкого заложения, колонная, трехпролетная, с платформой островного типа длиной 163 м и шириной 12 м. Два вестибюля ведут в новый парк на Ходынском поле и к дворцу спорта «Мегаспорт». На станции есть эскалаторы и лифты для маломобильных пассажиров. Впервые в истории столичного метростроения станция метро, которая находится на внушительной глубине – 28 м (высота девятиэтажного дома), была построена открытым способом. В пешеходной доступности от «ЦСКА» находится станция МЦК Зорге.
«Эта станция имеет непосредственный подход примерно к 10 крупным спортивным объектам ЦСКА. Это и новая футбольная, и баскетбольная арена, и хоккейная арена, и легкоатлетический комплекс, и бассейны – весь огромный комплекс ЦСКА. И я надеюсь, что с вводом станции многие москвичи своих детишек более охотно будут возить в спортивные секции ЦСКА», – отметил специальный представитель Президента России по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов.
Станция «ЦСКА» стала подарком болельщикам одноименного футбольного клуба, которому в этом году исполняется 95 лет. Ее оформили в цветах клуба – красном и синем. Своды украшают картины, посвященные разным видам спорта, а платформу – бронзовые скульптуры лыжника, баскетболиста, хоккеиста и футболиста высотой примерно пять метров, созданные студией военных художников имени М.Б. Грекова. На постаментах скульптур выбит герб спортивного клуба «ЦСКА».
«Петровский парк» находится в районе Аэропорт. С него можно пересесть на станцию «Динамо» Замоскворецкой линии. В настоящее время попасть сюда можно только через улицу. Полноценная пересадка будет открыта в 2019 году.
Как и остальные станции нового кольца, «Петровский парк» – мелкого заложения, с тремя пролетами, колоннами и платформой островного типа. Ее длина – 163 м, ширина – 12 м.
Интерьер станции выдержан в бело-зеленой гамме. В отделке использованы уральские мрамор и гранит. Пол станции выложен плитами из серого и черного гранита, путевые стены – белым мрамором, а необычные колонны в форме факелов – зеленым. У станции два вестибюля с лифтами и эскалаторами.
Самая длинная кольцевая ветка в мире
Большая кольцевая линии московской подземки – крупнейший в мире проект в области метростроения. На ней откроют 31 станцию и два электродепо, а ее длина (включая существующий участок «Каховская» – «Каширская») составит 69 километров. Таким образом, она может стать самой протяженной кольцевой линией метро в мире, обогнав нынешнего чемпиона среди подземных колец – вторую кольцевую линию пекинского метро (57 км).
Большая кольцевая соединит существующие и перспективные радиальные линии на расстоянии до 10 км от Кольцевой ветки, что позволит разгрузить станции внутри Кольцевой и ее саму.
«Хотел бы поздравить строителей и вручить им награды. Они, по сути дела, совершили подвиг: осуществили проходку в сложных геологических условиях, пересекли несколько линий метро, направлений железной дороги, автомагистралей – и построили эту замечательную линию метро», – отметил Сергей Собянин.
В процессе строительства линии закладывают технические решения, которые позволят присоединить к ней новые радиусы метро: Рублево-Архангельскую линию (на стации «Улица Народного Ополчения»), Коммунарскую линию (на станции «Улица Новаторов») и перспективную линию в районы Восточное и Западное Бирюлево и Щербинку (на станции «Кленовый бульвар»).
Со станций будущего кольца можно будет сделать 19 пересадок на другие линии метро, четыре пересадки на МЦК, пять пересадок на Московские центральные диаметры, 11 пересадок на линии железной дороги. Крупнейшими транспортно-пересадочными узлами Большой кольцевой линии станут «Деловой центр», «Нижняя Масловка», «Нижегородская», «Улица Новаторов» и ряд других.
Представитель АО «Мосинжпроект» Валерий Кивлюк от лица строителей поблагодарил руководство города за возможность построить такой объект: «Не каждому строителю в жизни предоставляется такая возможность. Это самая большая в мире кольцевая линия. Объект уникальный, в непростых геологических условиях строится. Несколько пересадок на радиальные линии, четыре пересадки на МЦК».
По его словам, на участке работали до пяти тысяч строителей.
Поэтапное строительство
Первые идеи строительства Большой кольцевой линии относятся к 1985 году. Но из-за недостатка ресурсов и по другим причинам к реализации проекта не приступали в течение 25 лет. Работы начали только в ноябре 2011 года.
Строительство линии ведется поэтапно. Первый пусковой участок – от «Делового центра» до «Нижней Масловки». Его строят в два этапа: «Деловой центр» – «Петровский парк», «Петровский парк» – «Нижняя Масловка».
Северо-восточный участок от станции «Нижняя Масловка» до «Авиамоторной» разделен на следующие этапы: «Авиамоторная» – «Лефортово», «Лефортово» – «Рубцовская», «Рубцовская» – «Нижняя Масловка». Западный участок проходит от «Хорошёвской» до «Можайской» («Кунцевской»).
Юго-западный участок включает отрезок от станции «Можайская» («Кунцевская») до «Проспекта Вернадского». Южный участок – от «Проспекта Вернадского» до станции «Каховская» (включая реконструкцию участка «Каширская» – «Каховская»).
В восточный участок входят станции от «Каширской» до «Карачарова» («Нижегородской»).
Кроме того, в составе Кожуховской линии метрополитена будет построен участок от станции «Авиамоторная» до станции «Нижегородская».
Сейчас развернуты работы на всех участках Большой кольцевой линии метро. Проходку ведут семь тоннелепроходческих механизированных комплексов (ТПМК). В будущем планируется задействовать еще 12 ТПМК.
61 новая станция и 114 километров линий
В 2011–2018 годах в Москве построили 114,4 км новых линий, 61 новую станцию, три вестибюля, шесть электродепо метро и МЦК. На Люблинско-Дмитровской линии открыли шесть станций на участках от «Марьина» до «Зябликова» и от «Марьиной Рощи» до «Петровско-Разумовской», а также еще по одному вестибюлю на станциях «Марьина Роща» и «Петровско-Разумовская».
Калининская-Солнцевская ветка получила шесть станций на участках от «Новогиреева» до «Новокосина» и от «Делового центра» до «Раменок». На Замоскворецкой линии за эти годы открыли станции «Технопарк», «Алма-Атинская» и «Ховрино», на Арбатско-Покровской – «Пятницкое шоссе». На Таганско-Краснопресненской запустили движение по участку от «Выхина» до «Котельников» (три станции) и открыли «Спартак», а на Бутовской поезда поехали по отрезку от «Улицы Старокачаловской» до «Битцевского парка» (две станции).
На участке Сокольнической ветки от «Юго-Западной» до «Саларьева» открыли три станции, на Большой кольцевой от «Делового центра» до «Петровского парка» – пять, на МЦК – 31. Для станции «Международная» Филевской линии построили второй вестибюль. Также построили и реконструировали шесть электродепо: «Митино», «Братеево», «Печатники», «Выхино», «Планерное», «Нижегородское».
В настоящее время на различных стадиях градостроительного планирования, проектирования и строительства находится еще порядка 200 км линий метро. Реализация этих планов позволит к 2025–2027 годам увеличить протяженность Московского метрополитена в два раза по сравнению с 2010 годом.