Завершен крупнейший в мире проект метростроения – построены 70 километров путей, 31 станция и три электродепо
1 марта Президент России Владимир Путин и Мэр Москвы Сергей Собянин открыли полноценное движение поездов по всей Большой кольцевой линии (БКЛ) Московского метрополитена. Ввод в эксплуатацию девяти новых станций северо-восточного, восточного и южного участков БКЛ стал завершающим этапом реализации крупнейшего в мире проекта метростроения – построены 70 км путей, 31 станция и три электродепо.
В эксплуатацию введены станции: «Марьина Роща», «Рижская», «Сокольники», «Текстильщики», «Печатники», «Нагатинский Затон», «Кленовый бульвар», «Каширская» и «Варшавская».
Запуск БКЛ улучшит транспортное обслуживание 34 районов Москвы с населением 3,3 млн человек, а также значительно снизит нагрузку на другие линии.
«Сегодня мы открываем девять станций Большой кольцевой линии московского метро. Это был завершающий этап масштабного строительства. Я поздравляю москвичей и жителей Московской области с этим замечательным событием», – сказал Владимир Путин на церемонии открытия.
Планы по созданию подобного метрокольца были еще во времена СССР, а сегодня масштабный и очень нужный для города проект удалось реализовать. Президент России поблагодарил всех, кто участвовал в большой стройке, за готовность в короткие сроки решать самые сложные технологические задачи. Глава государства добавил, что БКЛ стала крупнейшим метрокольцом, обогнав кольцевую линию пекинского метро.
«Но главное – БКЛ качественно изменит всю транспортную систему столицы. Она разгрузит многие автострады, станет хорошим стимулом для развития и благоустройства прилегающих городских территорий, сделает жизнь мегаполиса, его жителей и гостей более удобной и динамичной. Думаю, что пассажиры, которые пользуются действующими участками нового кольца, уже смогли оценить все его плюсы, получили ощутимую экономию времени в пути», – отметил Президент России.
Мэр Москвы назвал открытие БКЛ историческим событием для столицы.
«Это самый большой и трудный проект за всю историю метростроения. Это новое сердце транспортной системы Москвы, которое объединяет и МЦД, и МЦК, и линии метро в единую транспортную систему и позволяет присоединять новые ветки метро, создавая будущее транспортной системы», – заявил Сергей Собянин.
Над реализацией гигантского проекта работал весь город: «Поэтому сегодня я говорю слова благодарности всем москвичам, потому что в той или иной мере их вклад есть в этот проект. Спасибо, конечно, огромное метростроителям. Они совершили без прикрас подвиг. Труд можно назвать героическим, потому что работали они в сложнейших условиях. Спасибо огромное тем предприятиям, которые поставляли материалы, оборудование и, как вы правильно сказали, самые современные поезда, которые были созданы за этот период времени».
Владимир Путин подписал обновленную схему Московского метрополитена, на которой появились новые станции Большой кольцевой линии. После этого дан старт движению поездов по всему кольцу.
Ввод БКЛ метро улучшил транспортное обслуживание жителей столицы и Московской области.
На многих маршрутах ежедневно можно экономить до 35–45 минут. Например, время поездки от станции «Рижская» до «Сокольников» сократилось в 5,5 раза (с 17 до трех минут). Путь от «Варшавской» до аэропорта Внуково стал быстрее вдвое (40 минут вместо 80). В два раза быстрее (за 22 минуты вместо 48) теперь можно добраться от «Авиамоторной» до «ЦСКА». В 1,5 раза быстрее (за 26 минут вместо 45) – от «Каширской» до «Университета».
Кроме того, за счет существенного снижения нагрузки на другие линии положительный эффект от ввода БКЛ почувствуют все пассажиры Московского метрополитена.
Сегодня со станций БКЛ можно сделать пересадки на 20 станций 11 других линий метро, три пересадки на Московское центральное кольцо (МЦК), восемь пересадок на Московские центральные диаметры (МЦД) «Белорусско-Савеловский» (Одинцово – Лобня) и «Курско-Рижский» (Нахабино – Подольск), 13 пересадок на станции железной дороги. Крупнейшие транспортно-пересадочные узлы Большой кольцевой линии – «Деловой центр», «Савеловская», «Нижегородская» и ряд других.
В ходе строительства нового кольца заложены технические решения, которые позволят присоединить к нему новые радиусы: Рублево-Архангельскую линию (на станции «Народное Ополчение»), Троицкую линию (на станции «Новаторская») и перспективную линию в Бирюлево (на «Кленовом бульваре»).
Благодаря запуску БКЛ Кольцевая линия разгрузится до 25%, радиальные направления – до 22%, МЦК – до 20%, МЦД-1 и МЦД-2 – до 10%. На 5–15% снизится загруженность МКАД, Третьего транспортного кольца и вылетных магистралей за счет отказа части водителей от поездок на личном транспорте в пользу общественного.
Для БКЛ оптимизируют маршруты наземного городского транспорта – он становится быстрее и удобнее для пассажиров. Станции Большой кольцевой линии уже обслуживают 255 маршрутов, из них четыре новых и 149 скорректированных. Ближе к БКЛ перенесли 88 остановок общественного транспорта.
Архитектура станций
В разработке проектов новых станций участвовало семь архитектурных бюро и более 30 архитекторов. Дизайн шести станций («Мневники», «Терехово», «Кленовый бульвар», «Нагатинский Затон», «Рижская», «Марьина Роща») выбирали в рамках международных архитектурных конкурсов. Три архитектурных решения («ЦСКА», «Мневники», «Нижегородская») стали лауреатами премий Москвы.
В итоге каждая из 31 станции БКЛ получила собственный индивидуальный облик. К примеру, «Мневники» оформили в стиле авангард: арт-объект в центре платформы отсылает к работам Казимира Малевича. Станцию «Терехово» украсили силуэты человеческих фигур, которые нанесли на колонны с помощью технологии цифровой печати по бетону. Потолок «Аминьевской» выполнен в форме мягких волн-барханов, на вершинах которых расположились «облачка» точечных светильников. «Мичуринский проспект» оформили с использованием китайских мотивов, потолок украшают иероглифы, символизирующие дружбу. На платформе станции «ЦСКА» установили бронзовые скульптуры лыжника, баскетболиста, хоккеиста и футболиста, каждая высотой пять метров.
На многих станциях впервые применили новые отделочные материалы и технологии. В интерьерах станций глубокого заложения «Савеловская», «Марьина Роща» и «Рижская» ключевым элементом стали чугунные тюбинги. На «Новаторской» впервые в качестве отделочного материала потолка использовали стекло. Его оптические свойства – отражение, преломление, цвет, прозрачность – рождают ассоциации с образами солнца, огня и энергии новаторства. В отделке некоторых станций был применен кварцевый агломерат. Этот материал прочнее натурального камня, более износоустойчив, в нем не образуются трещины от ударов.
Основой дизайна станции «Марьина Роща» стала эстетика фарфора. «Рижская» украшена 16 арками из нержавеющей стали высотой до четырех метров со встроенной подсветкой. Основой художественного решения «Сокольников» стали плакаты, посвященные строительству первых станций Московского метрополитена, композиции размещены на светоотражающих панелях потолка, путевые стены превращены в большое декоративное панно. «Нагатинский Затон» украшают крупные мозаичные панно с изображением рыб, самое большое – «Щука» размером 14 на 3,6 м. Формы вестибюля станции «Кленовый бульвар» напоминают своды царского дворца в «Коломенском», точечное освещение разработали по мотивам сетчатой керамики Дьякова городища.
Девять новых станций
Для пассажиров открыли последние девять станций Большой кольцевой линии. Всего введено 20,8 км путей, включая северо-восточный участок от «Электрозаводской» до «Савеловской» (три станции, 7,2 км), юго-восточный участок от «Каховской» до «Нижегородской» (шесть станций, 13,6 км).
«Марьина Роща»
Станция «Марьина Роща» находится в одноименном районе, вдоль 5-го проезда Марьиной Рощи. Расположенная на уровне 70 м под землей «Марьина Роща» БКЛ войдет в топ-3 самых глубоких станций Московского метрополитена с самым длинным эскалатором (130 м).
«Рижская»
Станция «Рижская» БКЛ – глубокого заложения с одной островной платформой, она строилась закрытым (горным) способом на глубине 62 м, расположена под проспектом Мира. Выйти со станции можно на Рижскую площадь, а также сделать пересадку на одноименную станцию Калужско-Рижской линии.
«Сокольники»
Станция «Сокольники» расположена у главного входа в исторический парк культуры и отдыха – на Сокольнической площади между улицами Русаковской и Сокольнический Вал. Она строилась как станция колонного типа на глубине около 30 м. Работы проводили в условиях плотной городской застройки с большим количеством подземных инженерных сетей.
«Текстильщики»
Станция «Текстильщики» находится между Шоссейной улицей и путями МЦД-2. С нее можно сделать пересадку на одноименные станции Таганско-Краснопресненской линии и второго Московского центрального диаметра. У новой станции мелкого заложения две береговые платформы и два вестибюля с выходами на Шоссейную улицу, к станции МЦД-2 и остановкам наземного транспорта.
В декабре 2023 года планируют открыть надземный переход для пересадки между станциями Таганско-Краснопресненской и Большой кольцевой линий. В 2024-м введут в эксплуатацию новый вестибюль, который обеспечит выходы на платформы МЦД-2 и к метро.
«Печатники»
Станция «Печатники» расположена в одноименном районе на пересечении улиц Гурьянова и Шоссейной. С нее можно перейти на станции Люблинско-Дмитровской линии метро и МЦД-2 (пересадка через пешеходную галерею, созданную по принципу «сухие ноги»).
«Нагатинский Затон»
Станция «Нагатинский Затон» расположена в одноименном районе Москвы вдоль Коломенской улицы, вблизи домов 3 и 5 – на мысе Нагатинской поймы. Благодаря этому при выходе из нее пассажирам открывается великолепный вид на Москву-реку.
«Кленовый бульвар»
Станция «Кленовый бульвар» также находится в районе Нагатинский Затон. Она расположена вдоль Коломенской улицы у пересечения с Кленовым бульваром. В перспективе эта станция станет пересадочной на Бирюлевскую линию метро.
«Каширская»
Станция «Каширская» БКЛ расположена на пересечении улицы Маршала Шестопалова и Каширского шоссе. «Каширскую» строили по типовому проекту 1960–1970-х годов и реконструировали для включения в состав БКЛ.
«Варшавская»
Станция «Варшавская» Большой кольцевой линии находится у пересечения Чонгарского бульвара с Варшавским шоссе. «Варшавскую» строили по типовому проекту 1960–1970-х годов и реконструировали для включения в состав БКЛ.
*
Пассажиры Большой кольцевой линии смогут бесплатно проходить в метро в течение пяти дней с момента запуска движения по всему кольцу. Об этом сообщил Сергей Собянин в телеграм-канале.
По БКЛ курсируют около 100 новейших российских поездов «Москва-2020».
Поезда соответствуют требованиям московского транспорта по обеспечению комфортных поездок для пассажиров: у них максимально широкие двери и переходы между вагонами (1,6 м), возле каждого сиденья есть USB-зарядки, установлены большие информационные дисплеи, подсветка в цвет линии и системы обеззараживания воздуха. Кроме того, поезда позволяют поддерживать привычные для московского метро короткие интервалы движения, особенно в часы пик.
Для обслуживания, ремонта и отстоя поездов перепрофилировали электродепо «Замоскворецкое» и построили два новых электродепо – «Нижегородское» и «Аминьевское».
Для эксплуатации БКЛ в Московском метрополитене создали свыше 6 тыс. рабочих мест. Основные профессии: машинист электропоезда, дежурный по станции, монтер пути, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, слесарь-электрик по обслуживанию и ремонту оборудования, инспектор службы безопасности, другие.
БКЛ придала импульс развитию прилегающих территорий, многие из которых находились в не лучшем состоянии.