Столичный транспортный парк – один из самых молодых в Европе. Средний возраст городских автобусов сегодня составляет 4,7 года
В Москве завершается обновление городского автобусного парка. Большая часть транспортных средств Мосгортранса и коммерческих перевозчиков соответствуют современным стандартам экологии и комфорта. Об этом Сергей Собянин сообщил во время осмотра новых рейсовых автобусов, закупленных государственным унитарным предприятием (ГУП) «Мосгортранс» и компанией «Гортакси». Последняя приобрела новые машины Ford Transit, а крупнейшее транспортное предприятие столицы будет использовать продукцию ЛиАЗа.
«У нас этот год исторический – заканчиваем обновление подвижного состава. Осталось буквально несколько сотен старых автобусов в “Мосгортрансе”. В этом году все автобусы будут современные, высокого экологического класса, безопасные, доступные для маломобильных групп населения», – сказал Сергей Собянин.
Обновлен на 90 процентов
Обновлять подвижной состав ГУП «Мосгортранс» Правительство Москвы начало в 2010 году. Всего столичное транспортное предприятие получит 7440 новых транспортных средств, в том числе в 2018 году – 1110 автобусов (уже поступило 539 новых машин).
Таким образом, автобусный парк основного городского перевозчика обновился на 90%. Эксплуатация автобусов экологических классов Евро-2 и ниже в Москве полностью прекращена. Большую часть парка городского и частных перевозчиков составляют автобусы экологического класса Евро-5.
Ежедневно общественный транспорт Москвы перевозит порядка 6,5 млн человек.
«Москвичи отмечают, что наш пассажирский транспорт стал лучше, комфортнее. Каждый год мы постепенно будем обновлять автопарк, чтобы он был на качественном хорошем уровне. Сегодня это самый молодой парк в Европе. Моложе, чем в Париже, Лондоне и других европейских городах. Надо эту планку поддерживать. И начинаем с этого года закупать электробусы и вводим такое экологическое требование, которое выражено требованиями москвичей, обществом. Мы все хотим, чтобы наш город был чище, воздух чище, экология лучше, и пример перехода транспорта на электрическую тягу, конечно, очень важен», – отметил мэр Москвы.
По московскому стандарту
Новые автобусы соответствуют критериям единого московского стандарта наземного городского пассажирского транспорта:
комфортность – система климат-контроля, поддерживающая комфортную температуру в салоне и кабине водителя;
экологичность – экологический класс Евро-5;
доступность – низкий уровень пола, приспособления для комфортного проезда маломобильных граждан (откидные аппарели и крепления для инвалидных кресел);
соответствие современным стандартам – электронные табло для информирования пассажиров;
безопасность – камеры видеонаблюдения, система спутниковой навигации.
Новые автобусы также обладают хорошими техническими характеристиками: низкий расход топлива, низкий уровень шума, увеличенный межремонтный пробег, стойкое лакокрасочное покрытие, высокое качество деталей и агрегатов.
Первые электробусы
В мае 2018 года Правительство Москвы провело два первых аукциона на поставку электробусов. Победителями стали крупнейшие российские автопроизводители – КАМАЗ и «Группа ГАЗ». С каждым из них ГУП «Мосгортранс» заключило контракт на поставку 100 электробусов, 15-летнее сервисное обслуживание и установку в общей сложности 62 ультрабыстрых зарядных станций (пополнение запаса энергии электробусов будет занимать от трех до шести минут). Этот контракт является крупнейшим в Европе по закупке электробусов.
Электробусы будут низкопольными, оборудованными для маломобильных пассажиров, вместимостью не менее 85 человек. Транспортные средства оснастят системами климат-контроля, видеонаблюдения и спутниковой навигации, USB-разъемами для зарядки мобильных устройств, бесплатным Wi-Fi.
До того, как сесть за руль электробуса, водители могут попробовать свои силы на интерактивном тренажере. Сейчас производители машин закупают тренажеры, на которых водители будут отрабатывать навыки на конкретном маршруте с точной картой движения и количеством светофоров. Программа позволяет менять погодные условия и выбирать время года. Если схема движения будем меняться на реальном маршруте, то она изменится и в программном обеспечении тренажера. Это поможет подготовить водителя к любым ситуациям на дороге.
Планируется, что первые электробусы выйдут на городские маршруты до конца 2018 года.
Следующий аукцион на поставку 100 электробусов планируется провести в декабре 2018 года. С 2021 года Правительство Москвы прекратит закупки дизельных автобусов и будет приобретать только электробусы.
По словам мэра Москвы, водители троллейбусов пересядут за руль электробусов.
«Мы добились от Правительства постановления, согласно которому можно будет легко переучить водителей троллейбусов», – добавил Сергей Собянин.
Новые автобусы, троллейбусы и трамваи Москвы
Помимо закупки 7,4 тыс. новых автобусов, в 2010–2018 годах ГУП «Мосгортранс» приобрело 573 новых троллейбуса и 375 новых трамваев.
Первые трамваи нового поколения «Витязь-М» вышли на московские маршруты в марте 2017 года. Сегодня ими полностью укомплектовано трамвайное депо имени Баумана (120 вагонов). До конца 2018 года планируется полностью укомплектовать вагонами нового поколения Октябрьское трамвайное депо.
Подвижной состав обновляется и в коммерческом секторе. В 2015–2016 годах частные транспортные компании закупили около двух тысяч современных автобусов. Они заменили 3,9 тыс. морально и физически устаревших маршруток.
Таким образом, всего за девять лет (2010–2018 годы) парк наземного городского пассажирского транспорта пополнится более чем 10 тыс. новых автобусов, троллейбусов и трамваев.
Также с 1 января этого года на многих маршрутах общественного транспорта демонтировали турникеты. Теперь пассажиры могут заходить во все двери и оплачивать проезд с помощью валидаторов в салоне.
«У нас огромное количество машин, в которых установлен только один валидатор. Я думаю, если такое решение принимать, нужно провести значительную подготовку – поставить валидаторы на все двери. И научиться работать без турникетов. Если вы это поддерживаете, мы такую работу проведем. Это большая работа: необходимо закупить около двух-трех тысяч валидаторов. Я такую задачу поставлю перед вашим руководством и Департаментом транспорта. Так, чтобы мы до сентября успели установить валидаторы, то есть демонтировать турникеты на всех автобусах», – сказал Сергей Собянин.
Самый молодой в Европе
Средний возраст московских автобусов сегодня составляет 4,7 года. Этот же показатель в Париже составляет семь лет, в Лондоне – 7,5 года, в Стокгольме – восемь лет, в Вене – девять лет. То есть столичный автобусный парк фактически является самым молодым в Европе.