9 ноября 2017 года Канал имени Москвы завершил первый этап реконструкции важного транспортного объекта в Подмосковье
Завершился первый этап реконструкции гидроузла «Белоомут» в Луховицах (Московская область) – открыт судоходный шлюз гидроузла. На церемонии присутствовали заместитель министра транспорта России – руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Виктор Олерский и руководитель ФГБУ «Канал имени Москвы» Герман Елянюшкин.
В рамках реконструкции гидроузла в Белоомуте, функционирующего с 1915 года, построен новый шлюз и завершается строительство новой плотины. Старые деревянные шлюз и плотина после ввода в эксплуатацию новых будут демонтированы. Старый шлюз засыпят грунтом и песком до конца этого года, а старую плотину демонтируют к концу 2018 года.
Обновленный гидроузел будет включать судоходный шлюз, плотину, административно-бытовое и производственные здания и водозаборный узел. Уровень воды будет поднят – через шлюз смогут проходить суда с большей осадкой. Длина новой камеры шлюза составит 276 м, на 10 м больше, чем сейчас. Ширина увеличится с 16,6 м до 18 м.
После ввода объекта в эксплуатацию в декабре 2018 года по Оке смогут ходить более крупные грузовые составы с баржами и пассажирские теплоходы. Таким образом, объем перевозок в Московском бассейне увеличится.
По словам Виктора Олерского, открытие шлюза – не рядовое событие: «В последнее время уровень Оки оставлял желать лучшего, резко снизилось судоходство. Модернизация инфраструктуры водного пути позволит улучшить систему перевозок, увеличит провозную способность флота, даст дополнительно тысячу тонн груза на каждое судно. А это уже совсем другая экономика! Речной транспорт получит больше возможности конкурировать с автомобильным в перевозке массовых тяжёлых грузов. Их перемещение на водные магистрали – приоритетная задача в транспортной сфере. Строительство шлюза завершает реконструкцию Москворецко-Окской водной системы. Помимо увеличения речных перевозок, улучшится и качество воды в реке. Кроме того, благодаря программе обновления внутренних водных путей в Европейской части страны, где основные реки давно зарегулированы, сейчас множатся круизные программы, дающие рост туристических потоков, а с ними новые рабочие места и хороший импульс экономическому развитию регионов».
«Серьезным шагом в обновлении шлюза стала электронная система управления, на старом судопропуске используется электромеханический привод образца середины 1960-х годов и обычная механика – редуктор с лебедкой, которую приходится вращать, чтобы открыть ворота шлюза. Новая система полностью автоматизирована: маневрировать сегментными затворами можно будет с центрального диспетчерского пульта управления в административно-бытовом здании либо с местного пульта», – отметил Герман Елянюшкин.
После нажатия символической пусковой кнопки состоялось наполнение шлюзовой камеры, через которую немедленно проследовал и первый теплоход – судно технического флота «Путейский-28».
Справка. Для улучшения условий судоходства на Оке, ставшей мелководной в среднем течении, ещё в начале прошлого века были построены два гидроузла – Белоомутский и Кузьминский. В 2012–2015 годах построен новый Кузьминский гидроузел, который заменил полностью обветшавший старый. Ввод в строй Белоомутского гидроузла позволит пропускать крупные грузовые и пассажирские суда как на север, так и в направлении Азовского, Черного и Каспийского морей, а также – поддерживать необходимый уровень воды для судоходства в Оке и Москва-реке. Гидроузел «Белоомут» работает без модернизации с 1915 года. Фактически на этом месте сооружается новый низконапорный гидроузел, состоящий из шлюза: камеры, верхней и нижней головы, а также плотины: четырех водосбросных пролетов и глухой части.