100 лет назад с пуском Хабаровского моста через Амур завершилось строительство самой протяженной в мире железнодорожной магистрали
5(18) октября 1916 года с пуском Хабаровского моста через реку Амур в Российской империи завершилось строительство Транссибирской железнодорожной магистрали (историческое название – Великий Сибирский Путь), ставшей самой длинной в мире.
Официальный старт возведению магистрали был дан 19(31) мая 1891 года близ Владивостока (Куперовская падь). На церемонии закладки цесаревич Николай Александрович – будущий император Николай II – собственноручно отвез тачку земли на полотно дороги. Фактически строительство началось в марте 1891 года на участке Миасс – Челябинск.
Начало движения – 21 октября (3 ноября) 1901 года – после укладки «золотого звена» на последнем участке строительства Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД).
Транссиб длиной около 9,3 тыс. км соединяет Москву и Европейскую часть России с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком. Результатом строительства магистрали стала возможность к 1905 году пассажирским поездам впервые в истории следовать только по рельсам, без использования паромных переправ, от берегов Атлантического океана (из Западной Европы) до берегов Тихого океана (до Владивостока).
При этом исторически Транссибом является лишь восточная часть магистрали – от Миасса (Челябинская область) до Владивостока. Ее длина – около 7 тыс. км. Именно этот участок был построен в 1891–1916 годах.
Справка. Сегодня Хабаровский мост (до 1917 года – Алексеевский мост) – совмещенный мостовой переход через реку Амур возле города Хабаровска с раздельным железнодорожным двухпутным (по нижнему ярусу) и двухполосным автомобильным (по верхнему ярусу) движением. Является частью Транссибирской магистрали и федеральной автотрассы М58 «Амур» Чита – Хабаровск. Длина совмещенной части – 2599 м, с подъездными эстакадами – 3890,5 м. Мост изображен на оборотной стороне банкноты достоинством 5000 рублей Банка России.