Введены в эксплуатацию участки автотрасс в Татарстане, Карелии и Югре
15 октября в преддверии двух профессиональных праздников транспортной отрасли – Дня работников дорожного хозяйства и Дня работника автомобильного и городского пассажирского транспорта – Президент России Владимир Путин дал старт движению транспорта:
• по новому обходу села Сокуры и реконструированному участку трассы Р-239 Казань – Оренбург – Акбулак – граница с Республикой Казахстан в Республике Татарстан;
• капитально отремонтированному участку трассы А-215 Лодейное Поле – Вытегра – Прокшино – Плесецк – Брин-Наволок на подъезде к Петрозаводску в Республике Карелия;
• построенному мостовому переходу через реку Обь в районе города Сургута в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.
Работы на стратегически значимых объектах дорожного хозяйства выполнялись в рамках национального проекта «Инфраструктура для жизни».
Мероприятие прошло в режиме видеосвязи при участии Председателя Правительства России Михаила Мишустина, вице-премьеров Виталия Савельева и Марата Хуснуллина, министра транспорта Российской Федерации Андрея Никитина, руководителя Федерального дорожного агентства Романа Новикова, представителей региональных властей и дорожных организаций, задействованных в реализации масштабных проектов.
«Автотранспорт занимает у нас первое место по объёмам перевозки грузов, причём его доля в общем объёме грузоперевозок растёт. Этому, в частности, способствует высокий темп обновления дорожной инфраструктуры, набранный в последние годы. Его, безусловно, важно сохранить. К 2030 году до нормативного состояния предстоит довести не менее, чем 85 процентов федеральных трасс и дорог крупнейших городских агломераций, а также дорог опорной сети России. Доля региональных трасс, отвечающих нормативу, должна составить не менее 60 процентов. Рассчитываю, что Правительство, муниципальные и региональные власти, дорожно-строительные и транспортные компании, профильные научные организации и впредь будут ритмично и согласованно решать задачи по модернизации дорожного хозяйства, по формированию международных транспортных маршрутов, по совершенствованию системы пассажирских перевозок и, что принципиально важно, шире внедрять в практику современные информационные технологии и высокие стандарты в сфере экологии. Повторю: всё это необходимо для устойчивого развития регионов и всей страны, для достижения нашей главной цели – улучшения качества жизни людей. Сегодня мы делаем ещё один шаг в этой большой, комплексной работе – открываем ряд новых объектов дорожной инфраструктуры», – сказал Владимир Путин.
Отмечая беспрецедентные темпы дорожного строительства в 2025 году, Марат Хуснуллин подчеркнул, что страна опережает прошлогодние показатели почти на треть – во многом за счет досрочного ввода в эксплуатацию объектов: «Благодаря системной и слаженной работе, ранней контрактации, благоприятным погодным условиям сегодня в дорожной сфере мы идем с опережением на 29 процентов по сравнению с прошлым годом. По итогам года построим и отремонтируем порядка 28 тыс. км дорог, что на 4 тыс. км больше 2024 года».
Отмечено, что завершение строительства обхода села Сокуры в составе ключевой автомобильной дороги Приволжского федерального округа – трассы Р-239 положительным образом скажется на социально-экономическом развитии Татарстана. Капитально отремонтированный участок трассы А-215 на подъезде к Петрозаводску в Республике Карелия не только улучшит транспортную ситуацию внутри региона, но и поспособствует укреплению связей с соседней Ленинградской областью. Транспортная стратегия России на период до 2030 года предусматривает комплексную модернизацию искусственных сооружений в составе автодорог в целях создания единого транспортного пространства. В этой связи мостовой переход через реку Обь в районе города Сургута выступит надежным гарантом безопасности и комфорта передвижения.
В Татарстане общая протяженность объекта, включая новый построенный обход села Сокуры и реконструкцию основного хода трассы Р-239 с переводом проезжей части в четырехполосное исполнение, составила порядка 11 км. Строительно-монтажные работы завершены на участке с 20-го по 30-й км.
В составе объекта возведены три разноуровневые транспортные развязки. Две из них – на 24-м и 29-м км – обеспечат съезд с основного хода дороги на обход села Сокуры. Развязка на 27-м км улучшит сообщение с автомобильной дорогой регионального значения. Построены шесть путепроводов общей протяженностью 378 м.
Для предотвращения встречных столкновений транспортные потоки разделили сплошным металлическим барьерным ограждением общей протяженностью 11 км. Вдоль всего участка установили более 27,5 км линий электроосвещения.
Для комфорта и безопасности жителей населенного пункта Большие Кабаны оборудованы две остановочные площадки с автопавильонами и пешеходные дорожки к ним. Построен надземный пешеходный переход с пандусами, адаптированный для маломобильных граждан. Для снижения уровня шума вблизи населенного пункта установлены шумозащитные экраны.
В частности, новая дорога в объезд населенного пункта Сокуры на км 20 – км 26 решит проблему возникающих заторов, разгрузит дорожную сеть агломераций, сократит общее время проезда в часы пик – с часа до пяти минут, кроме того, обеспечит комфортный проезд от столицы республики и международного аэропорта до трассы М-12 «Восток».
Продолжаются строительно-монтажные работы на соседнем участке реконструкции с 30-го по 43-й км: дорожники расширяют проезжую часть с двух до четырех полос и завершают строительство разноуровневой развязки на 41-м км, которая обеспечит удобное сообщение с городом Лаишево, двух разворотных съездов возле населенных пунктов Тургай и Каипы. Возведены новые мосты над реками Меша и Каипка и реконструированы существующие, ведутся работы по их обустройству.
Другой значимый объект ввода в составе федеральной дорожной сети – капитально отремонтированный участок с 58-го по 74-й км на подъезде к Петрозаводску в составе трассы А-215 Лодейное Поле – Вытегра – Прокшино – Плесецк – Брин-Наволок.
Главный итог – обеспечение транспортной доступности опорных населенных пунктов Карелии. В числе других важных результатов – ликвидация грунтового разрыва (5,85 км), выполнение мероприятий по повышению уровня комплексного обустройства, в том числе в деревне Каккарово и старинном вепсском селе Шёлтозеро.
Подъезд к Петрозаводску был передан в федеральную собственность в 2019 году и на тот момент находился в неудовлетворительном техническом состоянии. На сегодня из более чем 102 км трассы капитально отремонтировано свыше 70 км (с учетом объекта ввода).
Строительство уникального мостового перехода через реку Обь в районе города Сургута в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре – весомый вклад в масштабную работу по обеспечению транспортной доступности опорных населенных пунктов и связности территорий нашей большой страны. В целом проект предусматривал возведение моста через реку Обь протяженностью порядка 1,8 тыс. пог. м, трех путепроводов, четырех малых мостов и свыше 43 км автодорог.
В ходе строительства мостового перехода обустроена сеть вспомогательных коммуникаций. Вдоль всей трассы прокладывали линии электропередач, сети связи, продуктопровод для сжиженного углеводородного газа. Параллельно устанавливали системы видеонаблюдения, метеостанции, обеспечивающие мониторинг погодных условий, интерактивные системы оповещения водителей о дорожной обстановке.
Объект имеет стратегически важное значение для страны в целом. Переход возьмет на себя основную транспортную нагрузку двух федеральных транспортных коридоров Тюмень – Сургут – Салехард и Пермь – Ханты-Мансийск – Нижневартовск – Томск, позволив направить транзитные потоки в обход города, снизит нагрузку с существующего мостового перехода, связывающего два крупнейших региона по добыче нефти и газа – Югру и Ямал – с другими регионами России.