Сергей Собянин открыл трамвайное депо имени Апакова после реконструкции
Подписывайтесь на телеграм-канал проекта Славатруд.рф https://t.me/slavatrudrf
*
Сергей Собянин открыл трамвайное депо имени П.Л. Апакова после завершения комплексной реконструкции. Мэр Москвы сообщил, что в столице идет возрождение московского трамвая. До 2030 года реконструируют все городские депо.
«Первая ласточка – депо Апакова, старейшее из действующих в Москве трамвайных депо. Оно сделано уже на современном уровне. Я думаю, будет удобно работать и работникам депо, и, конечно, москвичи будут получать качественную технику, отремонтированную, хорошо помытую. В целом производительность труда здесь увеличилась более чем в два раза. Я уверен, что до 2030 года все трамвайные депо будут реконструированы», – сказал Сергей Собянин.
Мэр Москвы добавил, что ранее планировалось снести старейшее депо Москвы и построить на его месте жилой квартал, но решение отменили.
По словам Сергея Собянина, город уже реконструировал 96% путей и обновил 97% подвижного состава. На линии выходят в большинстве своем современные вагоны.
«С учетом того, что трамваи становятся все более востребованы, мы приняли решение и о расширении трамвайных путей и практически ежегодно запускаем новые трамвайные участки, новые линии, восстанавливаем старые и строим новые. Так что у трамвая большое будущее», – добавил мэр Москвы.
Сергей Собянин подчеркнул, что открытие трамвайного депо имени П.Л. Апакова после реконструкции – радостное событие для всех горожан, которые любят московский трамвай. С каждым годом таких людей становится все больше.
«В прошлом году количество пассажиров на московских трамваях увеличилось на 20 процентов. Это, конечно, результат совместной работы, огромной работы и строителей, и путейцев, и тех, кто работает на линии», – отметил Сергей Собянин.
Елена Сергеева, водитель-инструктор, поблагодарила Мэра Москвы за заботу о сотрудниках депо и московском трамвае.
«Мы получили новое, светлое, современное депо. Трамвай является старейшим видом рельсового транспорта. Нам исполнилось 126 лет. Москвичи и гости столицы с удовольствием ездят на наших трамваях, которые являются очень комфортными на сегодняшний день», – сказала она.
В субботу, 19 апреля, в столице пройдет традиционный парад трамваев. Мэр Москвы пригласил всех желающих увидеть, как развивался этот легендарный вид городского транспорта.
Старейшее предприятие городского электрического транспорта Москвы
«Депо – легендарное. Больше 115 лет обслуживает популярнейшие маршруты Москвы. Автор проекта главного здания – Владимир Шухов, который применил при строительстве самые современные на тот момент инженерные решения. Имя вагоновожатого Петра Апакова парк получил в 1923 году. В середине 2000-х его хотели снести, но мы эти планы отменили, решив полностью обновить старейшее действующее трамвайное депо», – написал Мэр Москвы в телеграм-канале.
Первый трамвайный парк для электрических вагонов был открыт в Москве на Башиловке в 1899 году, закрыли его в 1966-м. История еще одного депо началась летом 1909 года, когда на улице Шаболовке построили Замоскворецкий трамвайный парк, занимавший более двух гектаров. Сегодня депо имени П.Л. Апакова является старейшим действующим предприятием городского электрического транспорта Москвы.
Автором проекта главного здания (производственный корпус) был инженер Владимир Шухов, применивший самые современные на тот момент решения, в том числе паровоздушное отопление с котлами ланкаширской системы и оригинальное утепление кровли с помощью пробковой плитки. Парк имел собственную котельную, мастерскую (кузница), столовую и жилой дом для сотрудников, выходивший на Мытную улицу. На его базе работало фабрично-заводское училище, где юные мастера изучали слесарное и токарное дело.
В 1923-м трамвайному парку присвоили имя вагоновожатого Петра Апакова (1887–1919) – активного участника событий Октябрьской революции 1917 года. В 1932-м все трамвайные парки столицы переименовали в депо. С тех пор предприятие называют трамвайным депо имени П.Л. Апакова.
После окончания Великой Отечественной войны депо стало основным испытательным центром трамвайной техники на территории СССР. Именно здесь тестировали экспериментальные вагоны Рижского вагоностроительного завода и чехословацкого предприятия «ЧКД Прага» (серии вагонов Tatra).
В 1960-е годы комплекс зданий депо капитально отремонтировали: создали электроаппаратную мастерскую, новые зоны для ремонта и испытательные станции. На протяжении почти 100 лет депо имени П.Л. Апакова обслуживало популярнейшие трамвайные маршруты Москвы.
В середине 2000-х годов рассматривалась возможность реорганизации территории депо, которая предполагала снос исторических строений и строительство на их месте жилых домов, офисных зданий, торгово-развлекательного комплекса. Планировалось, что вагоны в ночное время будут размещать на улице под открытым небом.
В сентябре 2011 года решено отказаться от этих планов и сохранить старейшее депо Москвы, продолжить развитие трамвайного движения в столице. К моменту начала модернизации депо обслуживало подвижной состав маршрутов, которыми ежедневно пользовались 72 тыс. пассажиров.
Комплексная модернизация депо имени П.Л. Апакова
Для обновления инфраструктуры и создания условий для обслуживания современных низкопольных вагонов в конце 2021-го началась комплексная модернизация депо имени П.Л. Апакова. Трамвайное движения при этом не закрывали. Специалистам удалось сохранить объемно-планировочную структуру исторического комплекса общей площадью более 20 тыс. кв. м и архитектурно-художественное оформление фасадов главного здания.
«При этом кардинально поменялась схема движения внутри депо. До проведения работ трамваи заезжали в тупики задним ходом. Теперь же организован сквозной проезд для перемещения трамваев по принципу конвейера, что позволило ускорить техническое обслуживание и мойку вагонов в два раза», – написал Сергей Собянин в телеграм-канале.
Программа модернизации трамвайных депо
Подвижной состав трамвайной сети Москвы обслуживается в шести трамвайных депо. Это два старейших депо – Лефортовское (бывший трамвайно-ремонтный завод) и депо имени П.Л. Апакова на Шаболовке (с 1909 года), а также депо имени И.В. Русакова на Русаковской набережной (с 1912 года), Октябрьское депо на Большой Калитниковской улице (с 1927 года), депо имени Н.Э. Баумана на Сельскохозяйственной улице (с 1933 года) и Краснопресненское депо (с 2002 года).
Сергей Собянин принял решение провести модернизацию всех трамвайных депо. Первым стало депо имени П.Л. Апакова.
До 2030 года планируется реконструировать еще четыре депо, перепрофилировать бывший седьмой троллейбусный парк на Нагатинской улице в новое трамвайное депо – Нагатинское.
Развитие трамвайной сети Москвы
Протяженность трамвайных путей в Москве (с учетом недавно открытой линии на улице Сергия Радонежского) составляет почти 430 км, из них более 80% отделены от автомобильных дорог или находятся на обособленном полотне.
Трамвайная сеть охватывает 86 районов – вблизи остановок проживают более 5,5 млн человек.
В городе действуют 35 маршрутов (свыше 850 остановок), по которым ежедневно совершается более 730 тыс. поездок. По сравнению с 2023 годом пассажиропоток вырос на 20%. В декабре 2024-го был установлен рекорд (с 2020 года) – свыше 750 тыс. поездок в сутки.