Введена станция «Савеловская» Большой кольцевой линии метро

Объект – одна из самых глубоких станций БКЛ (глубина заложения – свыше 65 метров)

Станция «Савеловская» Большой кольцевой линии (БКЛ) Московского метрополитена заработала для пассажиров. Одним из первых ее посетил Сергей Собянин. «Метростроители сделали замечательный подарок для москвичей. Сегодня введена станция Большой кольцевой линии метро “Савеловская”, с нее можно сделать пересадку на серую ветку метро. Отсюда можно доехать до “Петровского парка”, до “ЦСКА”, до “Динамо” и даже до “Новопеределкина” и “Рассказовки”», – сказал мэр Москвы.

Он поблагодарил строителей за работу, которую они провели, и поздравил их с наступающим Новым годом. «Савеловская» – 17-я станция, открытая в этом году. «Это рекорд по строительству станций за всю историю метрополитена города Москвы. И я думаю, что ни в одном городе мира никогда не вводили за год такое количество новых станций, но это не означает, что мы на этом останавливаемся», – сказал Сергей Собянин.

Удобная пересадка

Строительство станции метро «Савеловская» Большой кольцевой линии (прежнее название – «Нижняя Масловка») началось в марте 2012 года. Пилонная, трехсводчатая, с платформой островного типа длиной 163 м и шириной 19 м, она стала одной из самых глубоких и сложных в строительстве станций БКЛ (глубина заложения – свыше 65 м).

Из двух подземных вестибюлей пассажиры могут выйти на Бутырскую улицу, к Савеловскому вокзалу и остановкам наземного транспорта. С новой станции можно пересесть на «Савеловскую» Серпуховско-Тимирязевской линии.

Дизайн станции выдержан в серой гамме. В отделке использованы мрамор и гранит. В архитектурном оформлении использовали световые элементы на пилонах и светодиодную подсветку. Все вместе они призваны создавать ощущение глубины пространства. Центральная часть свода украшена светильником чечевичной формы.

С открытием станции «Савеловская» Большой кольцевой линии улучшится транспортное обслуживание почти 240 тыс. человек, проживающих в районах Беговой, Савеловский, Бутырский, Марьина Роща.

У пассажиров теперь также есть возможность проехать без пересадок от Савеловского вокзала до ТиНАО (станция метро «Рассказовка»). Между БКЛ и Серпуховско-Тимирязевской линией появилась удобная пересадка (она в будущем свяжет с другими видами транспорта первый Московский центральный диаметр (МЦД) Одинцово – Лобня).

Свободнее станет и на самой Серпуховско-Тимирязевской линии. Новая станция разгрузит центральный участок. Снизится нагрузка и на перегон «Новослободская» – «Белорусская» Кольцевой линии метро.

Транспортно-пересадочный узел

В будущем новая станция войдет в состав одноименного ТПУ, который обеспечит комфортную пересадку пассажиров между двумя линиями метро, наземным городским пассажирским транспортом и Савеловским вокзалом (железнодорожная станция Москва-Бутырская, МЦД-1 Одинцово – Лобня).

На территории транспортно-пересадочного узла построят пешеходный переход, организуют перроны для посадки-высадки пассажиров, остановки наземного транспорта и парковки. Площадь Савеловского Вокзала и прилегающую улично-дорожную сеть реконструируют.

По предварительным оценкам, пассажиропоток ТПУ составит порядка 245 тыс. человек в сутки (свыше 27 тыс. человек в час пик).

Большая кольцевая линия

Строительство Большой кольцевой линии Московского метрополитена является крупнейшим в мире проектом в области метростроения. Длина БКЛ составит 70 км. На ней расположатся 31 станция и два электродепо.

Таким образом, БКЛ может стать самой протяженной кольцевой линией метро, превысив по протяженности вторую кольцевую линию в Пекине (57 км).

БКЛ соединит существующие и перспективные радиальные направления на расстоянии до 10 км от действующей Кольцевой линии и разгрузит имеющиеся первый (станции внутри кольца) и второй (собственно Кольцевая линия) пересадочные контуры метро.

В ходе строительства БКЛ закладываются технические решения, которые позволят присоединить к ней новые радиусы метро:

Рублево-Архангельскую линию – на станции «Улица Народного Ополчения»;

Коммунарскую линию – на «Улице Новаторов»;

перспективную линию в Бирюлево и Щербинку – на «Кленовом бульваре».

Со станций БКЛ можно будет сделать 19 пересадок на другие линии метро, четыре пересадки на Московское центральное кольцо (МЦК), пять пересадок на МЦД Одинцово – Лобня и Нахабино – Подольск, 11 пересадок на линии железной дороги. Крупнейшими транспортно-пересадочными узлами Большой кольцевой линии станут «Деловой центр», «Савеловская», «Нижегородская», «Улица Новаторов» и ряд других.

Строительство линии разделено на несколько участков:

северо-западный участок – от станции «Деловой центр» до «Савеловской» (открыт для пассажиров);

северо-восточный участок – от «Савеловской» до «Авиамоторной». Этапы: «Авиамоторная» – «Лефортово», «Лефортово» – «Рубцовская», «Рубцовская» – «Савеловская»;

западный участок – от «Хорошёвской» до «Можайской» («Кунцевской»). Этапы: «Хорошёвская» – «Мнёвники», «Мнёвники» – «Можайская» («Кунцевская»);

юго-западный участок – от «Можайской» («Кунцевской») до «Проспекта Вернадского»;

южный участок – от «Проспекта Вернадского» до «Каховской» (включая реконструкцию участка «Каширская» – «Каховская»);

восточный участок – от «Каширской» до «Карачарова» («Нижегородской»);

участок от станции «Авиамоторная» до «Нижегородской» будет построен в составе Некрасовской линии метрополитена.

В настоящее время работы ведутся на всех участках БКЛ.

Программа до 2023 года

В 2010 году протяженность линий московского метро (без учета монорельса) составляла 301 километр, работали 182 станции, из которых 63 были пересадочными. Подвижной состав метрополитена обслуживали 15 электродепо.

Однако этого было недостаточно. Занимая одно из первых мест в мире по объемам пассажирских перевозок (2,4 млрд человек в год), московское метро существенно уступало многим метрополитенам мира по протяженности и плотности линий. 22% москвичей (2,5 млн человек) жили в районах, где не было подземки. Этот фактор серьезно сдерживал реорганизацию промышленных зон в средней части города, а после изменения границ города – и развитие новых территорий.

Для решения этих задач Правительством Москвы была сформирована программа развития Московского метрополитена – строительство в 2011–2023 годах 270 км новых линий и открытие 128 станций. Фактически метро должно стать в два раза больше, чем в 2010 году.

«В предстоящие пять лет мы планируем построить еще больше, чем за предыдущие восемь лет, и метро Москвы значительно расширится», – отметил Сергей Собянин.

Эта программа включает строительство двух кольцевых линий (МЦК и БКЛ), четырех новых радиусов (Солнцевская, Некрасовская, Коммунарская линии и Дмитровский радиус Люблинско-Дмитровской линии), а также продление существующих веток метро. Благодаря реализации этой программы порядка 90% москвичей будут проживать в непосредственной близости от станций метро.

Промежуточные итоги

В 2011–2018 годах было построено 136,6 км линий метро, 73 новые станции и три дополнительных вестибюля метро и МЦК. В составе новых станций возведено 43 пешеходных перехода. Открыто Московское центральное кольцо, введен первый участок Большой кольцевой линии и два новых радиуса. Метро пришло на территорию ТиНАО, появилось 60 новых пересадочных станций (11 новых станций метро, 21 станция МЦК и 28 действующих станций стали пересадочными).

В результате к концу 2018 года в Москве работает 255 станций метро и МЦК. Протяженность линий составляет около 440 км. Общее количество пересадочных станций достигло 123. Поезда обслуживают 19 электродепо.

Рядом с новыми станциями живут, учатся или работают свыше трех миллионов человек, а метро в непосредственной близости от дома получили 1,6 млн человек. Таким образом, доля жителей Москвы, проживающих в районах без метро, сократилась с 22% до 15%.

Развивается и инфраструктура метрополитена. В 2011–2018 годах было построено, расширено и реконструировано девять электродепо, уложено дополнительно почти 30 км путей, возведено около 400 тыс. кв. м зданий и сооружений. Благодаря строительству административно-бытовых корпусов локомотивные бригады получили комфортные условия для отдыха.

В столице также появились два вагоноремонтных завода полного цикла (на территории электродепо «Братеево» и «Митино»).

Еще одна важная задача – интеграция метрополитена в транспортную систему Москвы. Для этого на базе новых станций создаются 53 транспортно-пересадочных узла (ТПУ). В рамках строительства технологических участков ТПУ появится 32 отстойно-разворотные площадки наземного пассажирского транспорта (из них 13 – капитальные), 18 наземных (шесть – по типу «сухие ноги») и 24 подземных пешеходных перехода, 40 парковок на 15 тыс. машино-мест.

В ходе строительства метро было переложено и модернизировано более 2,7 тыс. км городских инженерных сетей, проложено около 23 тыс. км кабелей. На прилегающих территориях высажено более пяти тысяч деревьев. Работы по благоустройству прошли на площади более 126 га (площадь озеленения – 76 га, гранитного мощения – свыше 50 га).

В системе метростроя работают около 50 тыс. человек. Это строители, проектировщики, поставщики, вспомогательный персонал. Налоговые поступления в бюджет составляют порядка 37 млрд рублей. Это означает, что на каждый бюджетный рубль, вложенный в развитие транспортной инфраструктуры, город получает три рубля частных инвестиций, вкладываемых в иные отрасли хозяйства.

Метро в Москве – это не просто транспорт. Столичная подземка считается одной из самых красивых в мире. При строительстве новых станций большое внимание уделяется эстетике оформления.

Отделка каждой станции уникальна. Тематика оформления связана с названием станции и историей района, в котором она расположена. Материалы для отделки также применяют самые разнообразные: натуральный камень, стекло и пластик, металлоконструкции. Открытая сегодня станция «Савеловская» является ярким примером воплощения лучших традиций московского метро.

Источник | фото