Уникальное гидротехническое и транспортное сооружение отмечает десятилетие
12 августа Комплексу защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений исполняется 10 лет.
«Комплекс защищает наш город десять лет. Это гидротехническое сооружение не имеет аналогов в России. Его строительство стало одним из стратегически важных решений не только для Петербурга, но и страны. Благодаря комплексу мы смогли построить кольцевую дорогу вокруг города, соединить остров Котлин с материком. И это в значительной степени сегодня помогает интенсивному развитию Кронштадта», – сказал губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов.
Комплекс защитных сооружений (КЗМ) Санкт‑Петербурга – одно из крупнейших гидротехнических сооружений России. Он единственный в мире работает в зимних условиях.
За 10 лет существования комплекса предотвращено 26 наводнений. Благодаря ему удалось избежать возможного материального ущерба для города в размере 120 млрд рублей.
Помимо гидротехнических функций КЗС сегодня выполняет целый ряд функций. Дамба – важная часть транспортной системы Северной столицы. Она связывает остров Котлин с материком и входит в состав Кольцевой автомобильной дороги (КАД).
КЗС обеспечивает проход по Финскому заливу морских и речных судов, а также энергоснабжение прилегающих территорий Приморского, Курортного и Кронштадтского районов.
Комплекс выступает в качестве искусственного рифа, который развивает вокруг себя отдельную экосистему. Здесь гнездятся около 50 околоводных видов птиц, которые занесены в Красные книги разного ранга. По данным экологов, увеличивается количество рыбы в воде вокруг дамбы. На комплексе даже периодически проводятся соревнования спортсменов-рыболовов. За несколько часов они могут поймать несколько сот килограмм рыбы разных пород, которую затем выпускают обратно в Финский залив.
Помимо этого, дамба обеспечивает поступление загрязненных ливневых вод с полотна скоростной автодороги на 49 комплексов локальных очистных сооружений. В результате все осадки, выпадающие на морской участок КАД, мосты и тоннель отводятся в Финский залив после глубокой очистки.
Строительство КЗС велось с 1979 года по 2011 год. Комплекс введен в постоянную эксплуатацию 12 августа 2011 года. Общая длина дамбы – 25,4 км. Она состоит из 11 каменно-земляных дамб; шести водопропускных и двух судопропускных сооружений, а также шестиполосной автодороги по гребню дамб с мостами, туннелем и транспортными развязками.