Заключена крупнейшая сделка по поставке высокоскоростных поездов

«Уральские локомотивы» построят сорок один состав для высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Санкт-Петербург

Подписывайтесь на телеграм-канал проекта Славатруд.рф https://t.me/slavatrudrf

*

30 августа заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Виталий Савельев, мэр Москвы Сергей Собянин и генеральный директор ОАО «РЖД» Олег Белозеров посетили выставку «Станция Манеж. Московский транспорт – 2030», где осмотрели макет головного вагона российского поезда «Белый кречет», предназначенного для перевозки пассажиров на высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Тверь – Великий Новгород – Санкт-Петербург (ВСМ-1).

«Сегодня подписан важнейший документ о создании подвижного состава. Я думаю, что в ближайшие дни будет подписан договор подряда на строительные работы – последний в линейке важнейших документов для запуска этого проекта. Особенно приятно видеть на выставке будущий поезд, потому что в Москве создана целая линейка пассажирского подвижного состава – электробусы, трамваи, поезда МЦД и даже электротрамваи водного передвижения. И вот сегодня еще уникальный проект, который, я уверен, завершится успехом. Действительно будет вклад в развитие транспортного машиностроения и, конечно, большой подарок для пассажиров», – сказал Сергей Собянин.

Состоялась церемония подписания договоров на поставку 41 высокоскоростного электропоезда «Белый кречет» между производителем – компанией «Уральские локомотивы» (генеральный директор – Олег Спаи, Группа «Синара»), лизинговой компанией АО «Государственная транспортная лизинговая компания» (генеральный директор – Евгений Дитрих) и компанией-концессионером «ВСМ Две столицы» (генеральный директор – Олег Тони). Заключена крупнейшая сделка по поставке отечественных высокоскоростных поездов.

«На выставке “Станция Манеж. Московский транспорт 2030” осмотрели макет головного вагона российского высокоскоростного электропоезда “Белый кречет”, который будет перевозить пассажиров между Москвой и Санкт-Петербургом. Подписали договор с производителем на поставку 41 состава. Всего до конца 2030 года для ВСМ-1 будет произведено и поставлено 43 таких поезда с учетом ранее заключенного контракта», – написал мэр Москвы в своем телеграм-канале.

В апреле 2024 года ОАО «РЖД» и АО «Уральские локомотивы» заключили договор на разработку, изготовление и поставку двух образцов высокоскоростных электропоездов.

«Более 100 предприятий вовлечены в технологическую цепочку. Практически весь поезд разобран на составляющие и каждый элемент отдан российским производителям. Локализация будет более 80 процентов на первом этапе. Мы абсолютно уверены, что выйдем на новые решения», – сказал Олег Белозеров.

«Белый кречет». Высокоскоростной поезд для ВСМ-1

Для ВСМ-1 Москва – Санкт-Петербург будет создан абсолютно новый отечественный подвижной состав, соответствующий высоким стандартам безопасности и комфорта.

Правительство Москвы приняло участие в составлении технических требований для поездов ВСМ-1 с учетом большого опыта разработки подвижного состава для Московских центральных диаметров и метрополитена.

Разработка высокоскоростного электропоезда ведется Инжиниринговым центром железнодорожного транспорта, созданным «РЖД» и Группой «Синара» в 2019 году в Москве на территории инновационного центра «Сколково». В 2024 году Правительство Москвы через Московский метрополитен вошло в уставной капитал инжинирингового центра с долей 30%.

«Основные решения по новому поезду разработаны московскими специалистами. Производитель – АО “Уральские локомотивы” в Верхней Пышме. Всего в создании поезда “Белый кречет” участвуют больше 20 регионов России, включая Москву – свыше 150 предприятий. Это даст стране рабочие места на десятках заводов. Запуск первых высокоскоростных поездов из Москвы в Санкт-Петербург запланирован на 2028 год», – написал Сергей Собянин в своем телеграм-канале.

Специально для проекта на предприятии планируется строительство новых корпусов и испытательного центра. В результате реализации инвестиционной программы обновленные производственные мощности завода позволят выпускать до 300 вагонов скоростных и высокоскоростных электропоездов в год.

Высокоскоростной электропоезд будет иметь распределенную тягу (несколько моторных вагонов) и восьмивагонную компоновку с возможностью соединения двух поездов.

«В ближайшем будущем мы собираемся обеспечить между Москвой и Санкт-Петербургом высокоскоростное движение отечественного поезда до скорости 350–400 километров в час. Время движения между Москвой и Санкт-Петербургом будет два часа 15 минут. Поэтому мне кажется, что мы не просто реализуем этот проект, мы дадим ход новым технологиям в перспективе развития нашего отечественного машиностроения. И мы приобретаем новые компетенции на уровне мировых трендов развития», – сказал Виталий Савельев.

Максимальная скорость может достигать 400 км в час, что позволит преодолевать расстояние между Москвой и Санкт-Петербургом за два часа 15 минут.

Время в пути между Москвой и Тверью составит 39 минут, между Санкт-Петербургом и Великим Новгородом – 29 минут. Из Зеленограда в центр Москвы можно будет добраться за 14 минут.

В поезде оборудуют до 460 пассажирских мест в нескольких классах обслуживания (первый, бизнес, комфорт и стандарт). Будет предусмотрена возможность проезда маломобильных пассажиров. В одном из вагонов каждого поезда планируется обустроить детскую игровую зону.

За комфортный микроклимат в поезде будет отвечать современная система кондиционирования и очистки воздуха. В вагонах установят информационные дисплеи, полки для багажа и разъемы для зарядки гаджетов. Пассажиры смогут регулировать угол наклона спинки сидений.

Новый поезд оснастят комплексом машинного зрения, средствами дистанционного управления, устройствами интервального регулирования и управления по цифровому радиоканалу. Входные двери для пассажиров будут открываться и закрываться автоматически.

Нормативный срок службы поездов – 30 лет, в течение которых производитель будет нести ответственность за эксплуатацию составов по контракту жизненного цикла.

Один из вариантов модели головного вагона поезда «Белый кречет» можно увидеть на выставке «Станция Манеж. Московский транспорт – 2030». Посетители могут зайти внутрь вагона, осмотреть детали и протестировать функции салона первого класса.

Название поезда предложено транспортными экспертами и продолжает традицию наименований поездов последних лет – «Сапсан», «Иволга», «Ласточка», «Финист».

Белый кречет является самым крупным представителем отряда соколообразных. Обитает на Камчатке, в Магаданской области и других северных регионах. Одна из самых быстрых птиц в мире, способная преодолевать большие расстояния, обоснованно может стать символом быстрых и комфортных поездок между Москвой и Санкт-Петербургом.

Согласован следующий график поставки 43 электропоездов «Белый кречет»:

2028 год – 11 поездов;

2029 год – 29 поездов;

2030 год – три поезда.

Запуск первых высокоскоростных поездов из Москвы в Санкт-Петербург запланирован на 2028 год.

Выставка «Станция Манеж. Московский транспорт – 2030»

Выставка «Станция Манеж. Московский транспорт – 2030» открылась для посетителей 1 августа 2024 года в рамках форума-фестиваля «Территория будущего. Москва 2030».

Экспозиция площадью 9 тыс. кв. м, включающая более 20 интерактивных зон, посвящена городскому транспорту и программе развития транспортного комплекса до 2030 года. Самая масштабная и инновационная транспортная выставка стала наиболее посещаемой за всю историю Центрального выставочного зала (ЦВЗ) «Манеж».

В депо на Манежной площади перед входом в ЦВЗ «Манеж» гостей встречает новейший подвижной состав: поезда «Иволга 4.0» и «Москва-2024», электробус «КамАЗ», а также главная изюминка уличной экспозиции – макет головного вагона первого класса российского высокоскоростного поезда «Белый кречет» для ВСМ-1.

Зайдя внутрь ЦВЗ «Манеж», посетители могут больше узнать о прошлом, настоящем и будущем московского транспорта.

Первая часть выставки под названием «Путь пассажира» рассказывает о прошлом и настоящем транспортной системы столицы. Она представлена в формате «было – стало»: в сопровождении актеров и спецэффектов посетители проходят путь от дома до центра столицы, знакомясь с изменениями городского транспорта и инфраструктуры последних лет. Например, в зоне «Метро» организаторы выставки воссоздали торговые ларьки и рекламные стойки, заполнявшие площади перед входами на станции. В вестибюле прошлого показаны старые турникеты, очереди в кассы и прочий «ненавязчивый сервис».

Рядом – благоустроенные пространства возле станций и современное метро с удобной навигацией, безопасными турникетами, где можно оплатить проезд по биометрии за пару секунд. Все экспонаты воссозданы в натуральную величину.

Вторая часть выставки посвящена транспортным новинкам, перспективным разработкам и планам по развитию московского транспорта до 2030 года. Можно увидеть новейшие отечественные электромобили, узнать, как работает беспилотный трамвай, посмотреть, как устроен электробус, больше узнать о развитии Центрального транспортного узла и о том, какой будет цифровая станция метро.

В режиме реального времени посетители могут самостоятельно создать полноразмерную станцию метро будущего со своим дизайном, подобрать для нее название и распечатать на память открытку со своим проектом.

Интерактивную часть выставки продолжает экспозиция «Высокоскоростные магистрали», где желающие могут совершить виртуальное путешествие в мультимедийном поезде по маршруту Москва – Санкт-Петербург. Гостей также приглашают попробовать свои силы в управлении разными видами транспорта. Для этого установлено шесть симуляторов: два поезда метро, поезд Московских центральных диаметров, электробус, трамвай и речное электросудно. Именно на таких симуляторах проходят обучение специалисты московского транспорта.

Одной из наиболее популярных является экспозиция автомобильного завода «Москвич». Посетителей знакомят с процессом сборки автомобилей с помощью гигантских роборук. Все детали и техника настоящие. Представлен и весь модельный ряд бренда: кроссовер «Москвич-3», седан «Москвич-6» и новинка – кроссовер «Москвич-8».

На стенде Музея транспорта Москвы посетителям рассказывают об истории рабочих клубов предприятий автопрома.

Кроме того, на выставке работает стенд работодателя «Московский транспорт». Его значительная часть посвящена ИТ-профессиям, востребованным в ходе реализации высокотехнологичных проектов столицы, направленных на повышение качества пассажирских услуг и внедрение инновационных решений. Здесь можно пройти экспресс-собеседование и, возможно, стать частью команды московского транспорта.

Программа выставки включает более 250 лекций и мастер-классов известных специалистов в области урбанистики и транспорта, а также писателей, актеров и ученых.

Для посетителей с детьми работает семейный досуговый центр, где дети в игровой форме могут познакомиться с правилами дорожного движения, посетить мастер-классы и получить призы и подарки, оформленные в тематике транспортного комплекса.

Выставка будет работать до 8 сентября 2024 года. Вход свободный.

Реализация проекта по созданию ВСМ-1

ВСМ-1 протяженностью 679 км свяжет крупнейшие городские агломерации и экономические центры России, где проживают около 40,2 млн человек – около 30% населения страны.

Решение о строительстве ВСМ-1 принято Президентом России Владимиром Путиным и обнародовано в послании Федеральному Собранию в феврале 2024 года.

Благодаря ВСМ-1 время в пути между Москвой и Санкт-Петербургом сократится почти в два раза – с четырех часов пяти минут до двух часов 15 минут. Из Зеленограда до Северной столицы можно будет добраться менее чем за два часа.

ВСМ-1 радикально улучшит транспортную доступность двух крупных областных центров России – Твери и Великого Новгорода. Время в пути от Великого Новгорода до Санкт-Петербурга сократится с трех часов 10 минут до 29 минут (в 6,5 раза). Продолжительность поездки от Твери до Москвы уменьшится с одного часа шести минут до 39 минут (в 1,7 раза).

Время в пути при поездках из центра Москвы в Зеленоград и из Зеленограда в Тверь сократится от двух до четырех раз: в два раза быстрее, чем на скоростном поезде «Сапсан», и в четыре раза быстрее, чем на обычном электропоезде.

Сократится время в пути и до многих других городов центра и северо-запада России. Например, продолжительность поездки из Тулы в Санкт-Петербург уменьшится в 2,4 раза – с 11 часов 30 минут до четырех часов 45 минут.

На территории Москвы предусмотрено четыре остановки ВСМ-1: Ленинградский вокзал, городские вокзалы Рижская, Петровско-Разумовская и Зеленоград – Крюково.

В 2028 году в час пик высокоскоростные поезда будут ходить с интервалом 15–20 минут, а с 2030 года – через 10–15 минут. Максимальная скорость движения на территории Москвы составит до 200 км в час, а на участке от Зеленограда до Санкт-Петербурга – до 400 км в час.

По словам Олега Белозёрова, подвижной состав начнет курсировать в 2028 году после завершения испытаний и сертификаций.

Ожидается, что запуск ВСМ-1 увеличит пассажиропоток высокоскоростных перевозок в 4,2 раза – с 5,5 млн до 23 млн человек в год в 2030 году. При этом пассажиры будут пользоваться ВСМ-1 не только для поездок между Москвой и Петербургом, но и для поездок между городами Центрального и Северо-Западного федеральных округов.

Открытие ВСМ-1 даст импульс развитию туризма и бизнес-активности, создаст новые рабочие места, послужит росту отечественного машиностроения. Будет обеспечена более тесная интеграция двух крупнейших экономических центров страны – Московской и Санкт-Петербургской агломераций. Дополнительные возможности развития получат и расположенные рядом с ними регионы Центральной России и северо-запада.

За счет перехода значительной части пассажиров на экологически чистый железнодорожный транспорт будут снижены вредные выбросы в атмосферу и сократится количество дорожно-транспортных происшествий.

Московский участок ВСМ-1

Наиболее сложная задача в реализации проекта ВСМ-1 – строительство московского участка от Ленинградского вокзала до остановочного пункта Алабушево длиной 43 км. Работы предстоит вести в условиях плотной городской и пригородной застройки без остановки движения поездов Октябрьской железной дороги (МЦД-3, пригородное, дальнее и грузовое сообщение).

В рамках проекта предстоит осуществить:

строительство пятого и шестого путей на участке Москва (Ленинградский вокзал) – Алабушево;

реконструкцию (по сути, новое строительство) пассажирской инфраструктуры на станциях Фирсановская, Сходня, Подрезково, Новоподрезково, Молжаниново, Химки, Левобережная, Ховрино, Останкино, которые должны стать новыми городскими вокзалами в соответствии со стандартами Московских центральных диаметров;

строительство шести новых мостов (через канал имени Москвы, реки Лихоборку и Сходню, трех мостов через ручьи), а также пяти железнодорожных путепроводов (в районе остановочного пункта Алабушево, в 3-м Нижнелихоборском проезде, городского вокзала Ховрино, путепровод через Октябрьскую железную дорогу в районе остановочного пункта Радищево, путепровод тоннельного типа в районе станции Химки);

реконструкцию автодорожного путепровода (улица Репина, Химки).

ОАО «РЖД» уже ведет работы по строительству мостов через канал имени Москвы и реку Лихоборку, железнодорожных путепроводов в районе остановочного пункта Алабушево, на станции Ховрино и на пересечении с Большой Академической улицей. Осуществляется переустройство инженерных коммуникаций и подготовка временной пассажирской инфраструктуры на период реконструкции существующих остановочных пунктов. Эти работы были начаты одновременно с подготовкой к пуску МЦД-3.

Для обеспечения прохождения главных путей ВСМ-1 завершается реконструкция двух автодорожных путепроводов – Дмитровского и Ленинградского.

Важнейшая часть проекта – реконструкция четырех будущих вокзалов ВСМ-1 на территории Москвы.

Зеленоград – Крюково – северо-западные ворота столицы. Московский городской вокзал станет первой остановкой высокоскоростных поездов. Пассажиры смогут сделать пересадку на МЦД-3 и далее следовать по всему рельсовому каркасу столичной агломерации без дополнительной оплаты.

Комплексную реконструкцию станции Крюково провели в 2021–2023 годах. В Зеленограде появился трехуровневый городской вокзал, включающий пассажирский терминал с кассами, турникетами и туалетными комнатами, а также три островные платформы с навесами на всю длину, защищающими пассажиров от непогоды. Старый узкий тоннель заменили широким транзитным подземным переходом (1,5 тыс. кв. м) с пологим спуском и подъемом.

Впервые в Москве остановки автобусов обустроили на действующей Крюковской эстакаде. 22 декабря 2023 года открыли интеграционный вестибюль, который позволяет сделать пересадку на пять маршрутов наземного городского транспорта.

Впервые в Москве с одной из сторон железной дороги сделали пересадку по карусельному принципу: автобусы всех направлений на посадку и высадку подъезжают напрямую ко входу на городской вокзал Зеленоград – Крюково. Таким образом, пассажирам не нужно переходить проезжую часть, а разворот автобусов организован под конкорсом.

Остановки на Привокзальной площади перенесены ближе к выходу из нового пассажирского терминала. Оборудованы дополнительные посадочные площадки и пешеходные переходы.

Изменение схемы организации автобусного движения позволило сократить время пересадки с поездов на автобусы в два раза – с шести до трех минут.

Территория возле городского вокзала частично благоустроена: обновлено покрытие пешеходных дорожек и проезжей части, сделано новое освещение, установлены малые архитектурные формы и выполнено озеленение.

В мае 2024 года завершилось строительство надземного перехода через улицу Ленина и благоустройство прилегающей территории.

В рамках проекта ВСМ-1 планируется построить вокзальный комплекс с двумя платформами и интегрировать его по принципу «сухие ноги» с вестибюлем МЦД-3.

Ожидается, что вокзалом Зеленоград – Крюково ВСМ-1 будут пользоваться более 260 тыс. зеленоградцев и свыше 1,1 млн жителей Московской области: городов Химки, Солнечногорска, Истры, Долгопрудного, Красногорска, Лобни.

Идет проектирование и выполняются работы по освобождению от инженерных коммуникаций территорий, попадающих в зону строительства вокзального комплекса ВСМ-1.

Петровско-Разумовская – московский городской вокзал, с которого можно будет сделать пересадку на МЦД-1, МЦД-3, Люблинско-Дмитровскую и Серпуховско-Тимирязевскую линии метро, на наземный городской пассажирский транспорт.

В рамках проекта ВСМ-1 планируется построить три платформы с навесами на всю длину, защищающими пассажиров от непогоды. Новый надземный пассажирский вестибюль соединят с метро и МЦД-1 с помощью пешеходной галереи – она же обеспечит транзитный проход от Дмитровского шоссе до улицы Комдива Орлова.

Идет проектирование и выполняются работы по освобождению территории от инженерных коммуникаций.

Рижская – московский городской вокзал. Со станции можно будет пересесть на МЦД-2, МЦД-3, МЦД-4, Большую кольцевую и Калужско-Рижскую линии метро, на наземный транспорт.

В рамках проекта ВСМ-1 планируется реконструкция существующих остановочных пунктов МЦД-2 и МЦД-3 (всего четыре платформы). Построят объединенный надземный пассажирский вестибюль для пересадки между МЦД-2, МЦД-3, МЦД-4 и транзитный переход через железнодорожные пути между Водопроводным переулком и 2-й Мытищинской улицей.

Идет проектирование и освобождаются территории от инженерных коммуникаций.

Ленинградский вокзал – конечная станция и составная часть одного из крупнейших транспортных узлов «Площадь Трех Вокзалов». На вокзале можно пересесть на МЦД-2 и МЦД-4, Кольцевую и Сокольническую линии метро, наземный городской транспорт, а также перейти на Казанский и Ярославский вокзалы.

В рамках проекта ВСМ-1 предполагается строительство нового пассажирского вестибюля, масштабная реконструкция вокзального комплекса, который Правительство Москвы взяло в долгосрочную аренду у ОАО «РЖД», и благоустройство расположенных рядом территорий, что позволит обеспечить пассажирам комфортные условия для поездок и пересадок.

Всего на четырех московских вокзалах ВСМ-1 обеспечат возможность пересадки на 14 станций метро и МЦД, на наземный городской транспорт.

Подготовка специалистов

Подготовку квалифицированных кадров для эксплуатации ВСМ-1 начали заблаговременно на базе Российского университета транспорта.

Обучение специалистов ведется с 2014 года по программам бакалавриата, магистратуры, повышения квалификации работников железных дорог, дополнительного образования и авторских классов.