Возведение БКЛ – историческое событие, крупнейший в мире проект в области метростроения
30 декабря в Москве состоялся технический пуск движения на последнем участке Большой кольцевой линии (БКЛ) метро. От станции «Каширская» до станции «Нижегородская» проехал тестовый электропоезд без пассажиров.
Технический пуск позволяет проверить работоспособность устройств автоматики, телемеханики и управления движением поездов, а также устройств тяговой сети, поездной и диспетчерской радиосвязи. Проверяется и работоспособность системы жизнеобеспечения станций. В техническом пуске участвуют сотрудники Московского метрополитена. Например, тестовыми поездами на БКЛ управляют машинисты-инструкторы.
По итогам испытаний будет проведена работа по устранению выявленных замечаний, наладка инженерных систем и устройств на станциях и в тоннелях.
«Поздравляю с окончанием строительства последнего, 10-километрового участка Большой кольцевой линии метро – самого большого проекта в мире кольцевых линий метрополитена и самого большого проекта в истории московского метро. Теперь начинаем пусконаладочные работы, и через пару месяцев большое кольцо замкнется, и поезда с пассажирами будут ходить уже по всей окружности. Важнейший проект, сложный, тяжелый, но очень важный», – отметил мэр Москвы.
Строительство восточного участка БКЛ метро от «Каширской» до «Нижегородской» началось в 2018 году. Его длина составляет 10,7 км. Участок включает четыре станции: «Кленовый бульвар», «Нагатинский Затон», «Печатники» и «Текстильщики». Между станциями «Текстильщики» и «Кленовый бульвар» поезда будут ходить в большом двухпутном тоннеле диаметром 10 м.
Новые станции улучшат транспортное обслуживание горожан, которые живут или работают в восьми районах (Текстильщики, Печатники, Люблино, Нагатинский Затон, Москворечье-Сабурово, Нагатино-Садовники, Нижегородский и Лефортово). Их население – около 800 тыс. человек, из которых 285 тыс. проживают в пешей доступности. Экономия времени на ежедневных поездках по городу для местных жителей составит до 80% (или до 45 минут). При этом в районе Нагатинский Затон метро появится впервые.
Со станций «Текстильщики» и «Печатники» можно пересесть на МЦД-2 и одноименные станции Таганско-Краснопресненской и Люблинско-Дмитровской линий. В перспективе на станции «Кленовый бульвар» организуют пересадку на Бирюлевскую линию метро.
Ожидается, что после открытия новыми станциями БКЛ будут ежедневно пользоваться свыше 57 тыс. человек, а вместе с пересадками – более 166 тыс. человек. В результате существенно разгрузятся действующие станции метро:
«Печатники» Люблинско-Дмитровской линии – до 27%;
«Текстильщики» Таганско-Краснопресненской линии – до 21%;
«Авиамоторная» Калининской линии – до 15%;
«Коломенская» Замоскворецкой линии – до 10%.
Новые станции обеспечат хордовые связи между соседними районами и тем самым повысят привлекательность использования городского транспорта. Например, время поездки из Нагатинского Затона в Текстильщики до завода «Москвич» сократится почти в 8,5 раза – с 50 до шести минут. От станции «Кленовый бульвар» до «Университета» можно будет доехать в 2,5 раза быстрее – за 25 минут вместо 60. В два раза быстрее можно будет добраться от «Текстильщиков» до «Сокольников» (за 15 минут вместо 30) и в 1,5 раза – от «Печатников» до Битцевского леса (за 36 минут вместо 52).
За счет этого снизится нагрузка на улично-дорожную сеть: Люблинская улица станет свободнее до 12%, Рязанский проспект – до 9%, Волгоградский проспект – до 4%.
На прилегающей к станциям территории появятся новые остановки наземного городского пассажирского транспорта, пешеходные переходы, парковки для автомобилей, места для стоянки такси и зоны kiss & ride (быстрой высадки пассажиров личного транспорта). Для пассажиров обустроят удобные тротуары, установят малые архитектурные формы, разобьют газоны и цветники, высадят деревья и кустарники.
Большая кольцевая линия
Большая кольцевая линия Московского метрополитена – крупнейший в мире проект в области метростроения. Ее длина превысит 70 км, здесь разместятся 31 станция и три электродепо, включая существующий участок «Каховская» – «Каширская». Для сравнения: протяженность существующей Кольцевой линии московского метро – 19,4 км с 12 станциями, что в 3,5 раза меньше БКЛ.
БКЛ должна стать самой длинной кольцевой линией метро в мире, обогнав нынешнего лидера – вторую кольцевую линию пекинского метро протяженностью 57 км. Она соединит существующие и перспективные радиальные линии на расстоянии до 10 км от действующей Кольцевой линии, что позволит разгрузить первый (станции внутри кольца) и второй (собственно Кольцевая линия) пересадочные контуры московского метро.
Ввод БКЛ в эксплуатацию улучшит транспортное обслуживание 34 районов Москвы с населением 3,3 млн человек, из которых 1,18 млн человек проживают в пешей доступности от станций метро.
Одновременно за счет существенного снижения нагрузки на другие линии и появления многочисленных альтернативных маршрутов поездок положительный эффект от ввода БКЛ почувствуют все пассажиры Московского метрополитена. На многих из этих маршрутов экономия времени при ежедневных поездках составит до 35–45 минут. Кольцевая линия метро станет свободнее до 25%, а радиальные направления – до 22%.
Планируют снижение нагрузки на Третье транспортное кольцо и вылетные магистрали в среднем до 15%, так как москвичам будет удобнее пользоваться общественным транспортом вместо личного автомобиля.
На БКЛ будет курсировать около 100 поездов «Москва-2020», что позволит поддерживать привычные для московского метро интервалы движения. Новые составы соответствуют самым высоким требованиям по обеспечению комфортных поездок: в них предусмотрены широкие двери и межвагонные переходы (1,6 м), а также USB-разъемы для зарядки возле каждого сиденья, большие информационные дисплеи, подсветка в цвет линии и системы обеззараживания воздуха.
Обслуживать и ремонтировать поезда, а также обеспечивать место отстоя будут строящиеся электродепо «Нижегородское» и «Аминьевское», которые станут одними из крупнейших в Москве. Там создадут около 1,9 тыс. рабочих мест.
При строительстве БКЛ закладывают технические решения, благодаря которым к ней можно будет присоединить новые радиусы метро, в том числе Рублево-Архангельскую линию на станции «Народное Ополчение», Троицкую линию на станции «Новаторская» и перспективную линию в Бирюлево на «Кленовом бульваре».
Сразу после запуска движения по линии со станций БКЛ пассажиры смогут сделать пересадку на 20 станций и 11 других линий метро, три пересадки на Московское центральное кольцо (МЦК), восемь пересадок на МЦД «Белорусско-Савеловский» (Одинцово – Лобня) и «Курско-Рижский» (Нахабино – Подольск), 13 пересадок на линии железной дороги. Крупнейшими ТПУ Большой кольцевой линии станут «Деловой центр», «Савеловская», «Нижегородская» и некоторые другие.
Строительство разделили на следующие участки:
северо-западный – от станции «Деловой центр» до станции «Савеловская». Этапы: «Деловой центр» – «Петровский парк» (участок открыт 26 февраля 2018 года), «Петровский парк» – «Савеловская» (открыт 30 декабря 2018 года);
северо-восточный – от станции «Савеловская» до станции «Нижегородская». Этапы: «Нижегородская» – «Лефортово» (участок открыт 27 марта 2020 года), «Лефортово» – «Электрозаводская» (открыт 31 декабря 2020 года), «Электрозаводская» – «Савеловская» (технический пуск 30 ноября 2022 года);
западный – от станции «Хорошевская» до станции «Кунцевская». Этапы: «Хорошевская» – «Мневники» (участок открыт 1 апреля 2021 года), «Мневники» – «Кунцевская» (открыт 7 декабря 2021 года);
юго-западный – от станции «Кунцевская» до станции «Проспект Вернадского» (полностью открыт 7 декабря 2021 года);
южный – от станции «Проспект Вернадского» до станции «Каширская». Этапы: «Проспект Вернадского» – «Каховская», включая реконструкцию станции «Каховская» (открыт 7 декабря 2021 года); «Каховская» – «Каширская», включая реконструкцию станций «Варшавская» и «Каширская» (технический пуск 14 декабря 2022 года);
восточный – от станции «Каширская» до станции «Нижегородская» (технический пуск 30 декабря 2022 года).
К концу 2021 года были открыты 22 станции, которые соединили 47 км путей, в однопутном направлении это более 90 км. Новыми станциями ежедневно пользуются более 500 тыс. пассажиров.
Строительство БКЛ завершили в декабре 2022 года. Открыть движение по всему кольцу планируется в 2023-м.
Благодаря строительству БКЛ в структуре метрополитена будет создано 6 тыс. рабочих мест. Потребуются такие специалисты, как дежурный по станции, монтер пути, машинист электропоезда, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, слесарь-электрик по обслуживанию и ремонту оборудования, инспектор службы безопасности и другие. Обучение будущих работников идет в корпоративном университете транспортного комплекса.
Кроме того, благодаря БКЛ неподалеку от новых станций будет создана 391 тыс. новых рабочих мест. Инвестиции в строительство новых офисных и торговых центров, объектов социальной сферы и спорта, а также жилья составят около 5,2 трлн рублей, дополнительные доходы городского бюджета до 2035 года – 3,4 трлн рублей.