Завершены статические испытания топливных баков для «Союз-5»

В 2019 году Фонд развития промышленности предоставил Ракетно-космическому центру «Прогресс» льготный заем по специальной программе «Конверсия»

Заемщик Фонда развития промышленности (Группа ВЭБ.РФ) – АО «Ракетно-космический центр «Прогресс» (входит в Госкорпорацию «Роскосмос») – завершил ряд статических испытаний топливных баков первой ступени перспективной ракеты-носителя «Союз-5».

В ходе испытаний опытных образцов бака окислителя подтверждена заявленная прочность и жесткость элементов конструкции.

В процессе испытаний одного из двух опытных образцов бака окислителя его конструкция была доведена до разрушения внутренним испытательным давлением. Результат испытаний подтвердил правильность всех конструкторских решений по разработке верхнего и нижнего днища бака и их стыковки к корпусу.

Следующим этапом работ станут динамические вибропрочностные испытания, которые пройдут в «Центральном научно-исследовательском институте машиностроения» (ЦНИИмаш, входит в Госкорпорацию «Роскосмос») в городе Королеве Московской области.

Баки для «Союза-5» впервые будут изготовлены из нового алюминиевого сплава Р-1580. Материал повышает прочность конструкции изделий и позволяет увеличить выводимую массу полезного груза на несколько сотен килограмм.

При производстве ракет-носителей «Союз-5» будет использоваться новая для отечественного ракетостроения технология – сварка трением с перемешиванием. Такая технология позволит варить листы из алюминиевого сплава толщиной до 30 мм. Оборудование, выполняющее роботизированную сварку трением с перемешиванием, разрабатывает и производит ЗАО «Чебоксарское предприятие «Сеспель».

В 2019 году Фонд развития промышленности предоставил РКЦ «Прогресс» льготный заем по специальной программе «Конверсия» на сумму 750 млн рублей. Средства направлены на создание производства ракет-носителей «Союз-5». Общий бюджет этого проекта составляет 1,6 млрд рублей.

«Союз-5» – проектируемая российская двухступенчатая ракета-носитель среднего класса повышенной грузоподъемности. Разрабатывается и изготавливается на АО «РКЦ «Прогресс» в городе Самаре. Главным конструктором космического ракетного комплекса назначен генеральный директор предприятия Дмитрий Баранов, главным конструктором РН «Союз-5» – Александр Черевань.

Основным отличием «Союза-5» от эксплуатируемых в настоящее время ракет носителей «Союз-2» является грузоподъемность. Нынешние ракеты способны выводить на околоземную орбиту порядка восьми тонн полезного груза, а «Союз-5» смогут выводить 17 тонн.

В составе ракеты «Союз-5» будут использоваться новые двигатели. На первой ступени двигатель РД171МВ разработки АО «НПО Энергомаш», на второй ступени – РД0124МС разработки заемщика ФРП воронежского АО «КБХА». РД171МВ – самый мощный жидкостный ракетный двигатель в мире с тягой 740 тонн-сил, РД0124МС – самый экономичный среди кислородно-керосиновых двигателей этой размерности. Имеет рекордный удельный импульс в 361 секунду.

На РН «Союз-5» будет применяться система аварийной защиты двигателей на первой и второй ступенях носителя. Она будет постоянно оценивать состояние элементов конструкции двигателей, чтобы выявить возможную аварийную ситуацию и предотвратить ее развитие.

В составе новой ракеты будет использоваться система управления, созданная на отечественной элементной базе. За ее разработку отвечает дочернее предприятие АО «РКЦ «Прогресс» – АО «НПО Автоматика» из Екатеринбурга. Применение новой системы упростит процесс подготовки РН «Союз-5» к пуску на космодроме и минимизирует состав наземного оборудования на стартовом комплексе.

Первый пуск ракеты-носителя «Союз-5» запланирован на конец 2023 года. Запуски будут осуществляться с космодрома Байконур в рамках российско-казахстанского проекта «Байтерек».

Источник