Капитальный ремонт моста не проводился с момента его постройки в 1937 году
16 декабря 2019 года в центре Москвы завершился капитальный ремонт Большого Москворецкого моста. Церемонию его открытия посетил Сергей Собянин.
«Большой Москворецкий – один из знаковых мостов Москвы – прослужил более 80 лет, – отметил он. – После реконструкции срок службы моста продлен еще на 100 лет».
Большой Москворецкий мост через Москву-реку был построен в 1937 году по проекту архитекторов института «Гормостпроект» Алексея Щусева и Патвакана Сардаряна. Он соединил Васильевский Спуск и улицу Варварку (в те годы – улица Разина) с улицей Большая Ордынка.
Сергей Собянин уточнил, что мост является не только необходимым для города инженерным сооружением, но и памятником культуры.
За 80 лет сооружение стало неотъемлемой частью исторического облика столицы, гармонирующей с главной архитектурной доминантой центра Москвы – Кремлем. Кроме того, со смотровых площадок моста открываются красивые виды на многие достопримечательности, включая парк «Зарядье». В 2007 году мост признали объектом культурного наследия.
Мост состоит из русловой и двух береговых арочных конструкций, а также из двух эстакадных участков – на правом и левом берегах Москвы-реки. Общая длина монолитно-железобетонного сооружения составляет 490 метров, ширина в осях перил – 40 м. Проезжая часть занимает 31 м, два тротуара по краям – по 4,5 м. Высота над уровнем реки – 14 м.
При этом капитальный ремонт моста не проводился с момента постройки, с середины 1990-х годов его состояние начало ухудшаться. Основная причина – изменение уровня грунтовых вод и направления подземных потоков, что повлияло на несущую способность подстилающих грунтов.
В ходе обследований специалисты обнаружили многочисленные дефекты основных конструкций и зафиксировали снижение реальной грузоподъемности моста. В 2016 году по решению Сергея Собянина был разработан проект его капитального ремонта.
«Мы приняли решение о полной реконструкции этого моста. Были проведены тщательные проектные и изыскательские работы, была поставлена задача в кратчайшие сроки, учитывая значимость моста, провести реконструкцию», – отметил мэр Москвы.
В кратчайшие сроки
Капитальный ремонт Большого Москворецкого моста начался в сентябре 2018 года.
«Работы были проведены за 15 месяцев. Мост, по сути дела, разобрали и собрали заново, заменив или упрочив основные несущие конструкции», – уточнил Сергей Собянин.
Пока одна половина моста была закрыта на ремонт, другая оставалась открытой для движения пешеходов и транспорта. На мосту всегда сохранялись две полосы движения в каждом направлении.
Работы выполнялись в два этапа. Сперва строители усилили грунт под фундаментами основных опор (восстановлено методом инъектирования 400 скважин, использовано около 4,6 тыс. куб. м цементного раствора). Они также разобрали железобетонные конструкции пролета моста, а затем уложили асфальтобетонное покрытие, провели гидроизоляцию проезжей части, подходов и тротуаров на площади около 5,8 тыс. кв. м и переустроили тепловую сеть.
Кроме того, специалисты выполнили монтаж балок металлического пролета моста (196 балок общим весом около 2 тыс. тонн) и бетонирование мостового полотна (2090 куб. м), отремонтировали поверхность моста (11,7 тыс. кв. м), провели устройство деформационных швов проезжей части и монтаж гранитной облицовки (9,9 тыс. куб. м).
По расчетам специалистов следующий крупный ремонт Большого Москворецкого моста потребуется не ранее чем через 25 лет. Общий срок службы сооружения увеличился еще на 100 лет.
Как ремонтируют мосты в Москве
Эксплуатацией Большого Москворецкого моста занимается ГБУ «Гормост» – одна из крупнейших в России специализированных организаций по эксплуатации искусственных сооружений.
В ведении «Гормоста» находятся 2094 городских объекта, включая 703 моста, путепровода и эстакады, 103 транспортных тоннеля, 648 пешеходных переходов, 89 фонтанов, 109 набережных и несколько сотен иных сооружений и инженерных систем.
С 2011 года Гормост провел капитальный ремонт 303 и текущий ремонт 430 искусственных сооружений, в том числе 11 мостов, 13 путепроводов, пяти транспортных тоннелей, восьми набережных, 254 пешеходных переходов, четырех исторических фонтанов. По сравнению с периодом 2006–2010 годов объемы ремонта выросли более чем в 10 раз.
В 2019 году завершился капитальный ремонт таких знаковых для города объектов, как Шелепихинский, Большой и Малый Москворецкие, Верхний и Нижний Борисовские мосты, Овчинниковская, Кадашевская и Даниловская набережные, причал Коломенское, Липецкий, Мосфильмовский, Бутырский, Беломорский, Серпуховский и Подольский путепроводы.
Кроме того, вторую жизнь получили исторические фонтаны ВДНХ «Золотой колос», фонтаны Главной аллеи, «Дружба народов» и «Каменный цветок».
В 2020–2023 годах планируется провести капитальный и текущий ремонт еще 192 городских объектов.