«Амбиции наши велики, но они вполне реальны»

Генеральный директор киностудии «Ленфильм» (Санкт-Петербург)
Эдуард Пичугин

Интервью генерального директора «Ленфильма» Эдуарда Пичугина альманаху «ВРЕМЯ РОССИИ»

Настоящее интервью было опубликовано в специальном выпуске альманаха «Время России», 2015 №1 (№6), посвященного Году культуры в Российской Федерации (проводился в 2014 году)

Время России:

Эдуард Анатольевич, в одной из недавних публикаций о «Ленфильме» сказано так: «славное прошлое, печальное настоящее, тревожное будущее». Тем не менее, в последнее время «Ленфильм» возрождается. Какие первоочередные задачи удалось решить? Найдена ли устойчивая модель развития? Какой должна стать киностудия через пять, десять лет?

Эдуард Пичугин:

Сейчас существуют две успешно зарекомендовавших себя бизнес-модели – студийный комплекс, предоставляющий кинопроизводственные услуги, и продюсерский центр. Сам студийный комплекс – это первое. Мы по-прежнему предоставляем услуги киностудии как столичным, так и западным клиентам, и рассчитываем далее оставаться финансово привлекательными для новых клиентов в рублевой зоне.

У нас снимаются проекты Первого канала, ВГТРК и других телекомпаний и продюсерских центров. В начале года среди заказчиков была даже компания BBC, снимавшая в Петербурге сериал «Война и мир». «Ленфильм» конкурентоспособен, будь то аренда нашей техники или костюмы и реквизит. С другой стороны – мы функционируем как продюсерский центр. Закрыты долговые обязательства по картинам, запущенным до нас, и успешно снимается несколько разножанровых проектов. Сегодня это – сложнопостановочный исторический детектив Сергея Снежкина «Контрибуция», романтическая комедия «Развод по собственному желанию» Ильи Северова и детская сказка «Самый рыжий лис».

Возрождение киностудии налицо. Но самое важное – то, о чем мы никогда не забываем – работа с кадрами, их подбор и подготовка. Практически все специалисты киностудии привлекают к работе студентов из Санкт-Петербургского университета кино и телевидения и ВГИКа. Молодые талантливые звукооператоры, художники, монтажеры – в скором времени мы увидим их в основном составе студии.

Дело в том, что кадровый вопрос – это большая проблема киноотрасли. Она очень остро чувствуется в Петербурге, где кинопроизводство сократилось, и многие профессионалы уехали. Сейчас, благодаря нашим стараниям, специалисты стали появляться. Например, на картине «Контрибуция» у нас работало 15 студентов. Креативный продюсер киностудии Александр Игудин тоже старается приглашать молодежь, которая овладевает на наших проектах простыми, но важными в кинопроизводстве профессиями.

Есть еще одно направление в развитии деятельности нашего продюсерского центра – кинопрокатное. Так, мы уже запустили в прокат 200 копий фильма Алексея Германа «Трудно быть богом» в России и заработали 50 миллионов рублей – это весомый результат для такого сложного авторского кино. Сейчас хотим заняться кинопрокатом новой картины известного петербургского режиссера Владимира Бортко «Душа шпиона». Мы не скрываем, что хотим отработать этот дистрибуционный навык, в том числе и для собственной продукции.

Благодаря специальным технологиям партнеров собираемся наладить производство цифровых копий для дистрибьюторов, и более того, разрабатываем способы передачи цифровых копий в кинотеатры с помощью спутниковых технологий, что поможет удешевить процесс доставки копий потребителю. Амбиции наши велики, но они вполне реальны.

lenfilm.ru_.jpg

7 декабря 2014 года. В стенах «Ленфильма». Эдуард Пичугин и министр культуры России Владимир Мединский
Время России:

«Ленфильм» – символ отечественного кинематографа и Петербурга. Вы ощущаете поддержку федеральных и городских властей?

Эдуард Пичугин:

Да, мы ощущаем поддержку со стороны федерального правительства, а именно, Министерства культуры. Всегда находимся в процессе онлайн-взаимодействия с Министром культуры Владимиром Мединским. Благодаря его пониманию, помощи и поддержке многое удается делать. Когда студия находилась в процессе выживания и стагнации в середине 2000-х, она потеряла, к сожалению, многие имущественные ценности и часть недвижимости. Но главное – утрачены доходы от киноколлекции. От филиала киностудии на улице Тамбасова в Санкт-Петербурге осталось только 10 га из первоначальных 20 – территория по периметру застроена жильем. К сожалению, по ряду причин, одна из которых – многокилометровая удаленность от Каменноостровского, филиал невозможно развивать.

После тщательной проработки этого вопроса с Министром культуры, мы решили следующее: вполне реально наш «актив» в виде филиала на улице Тамбасова передать инвестору, а на вырученные средства приобрести для развития киностудии новую территорию. Заручившись поддержкой Совета директоров, мы подыскали для «Ленфильма» заводские площади в непосредственной близости от Каменноостровского.

Это совершенно новая страница в истории киностудии: интеграция в историческую часть Петроградского района. К тому же, мы доказали, что умеем бережно обращаться с «историей». Недавно мы вместе с театром «Балтийский дом» выступили с инициативой по развитию Александровского парка, примыкающего к киностудии, и превращению его в культурный кластер, многофункциональное пространство. Это предложение было поддержано городским правительством. Надо отметить, что как раз при активной поддержке губернатора города Георгия Полтавченко и стал возрождаться «Ленфильм». Георгий Сергеевич рассказывал, что в детстве жил в Петроградском районе, по соседству с киностудией. Поэтому «Ленфильм» для него – как детские воспоминания, так и символ города. И его личное участие, и доброе отношение нам очень сильно помогают. Губернатор всегда готов прийти на помощь действенным советом.

Также ведутся переговоры о том, чтобы принимать участие в фестивальном движении, предоставлять пустующие площади для маленьких театров города, которые не имеют крыши над головой. Мы активно превращаем «Ленфильм» в настоящее мультикультурное пространство: в главном здании с колоннадой скоро откроются и музей, и кафе, и киноклуб с кинотеатром, настоящая синематека «Ленфильма». Все это великолепие будет открыто и для гостей города, и для друзей киностудии.

Время России:

Расскажите подробнее о новой дате рождения киностудии. Долгое время годом рождения киностудии считался 1918 год, но в прошлом году был заявлен 100-летний юбилей.

Эдуард Пичугин:

Корни «Ленфильма», как выяснил наш «летописец» и культуролог Александр Поздняков, восходят к Военно-кинематографическому отделу Скобелевского комитета, учрежденному в марте 1914 года. Александром Николаевичем были найдены описи протокола, подтверждающего, что все имущество, копии фильмов, оборудование и персонал Скобелевского комитета перешли в ведение Петроградской кинематографической конторы. Первая картина называлась «Уплотнение». 

Время России:

В последние годы много говорится о важности поддержки отечественной кинопродукции в прокате, в том числе за счет введения квот. Ссылаются на опыт Франции, других стран. Интересно узнать Ваше мнение по этому вопросу: ведь Вы теперь не только кинопрокатчик, но и производитель кинопродукции.

Эдуард Пичугин:

Законотворцам очень важно понимать, что существующая сеть кинотеатров создавалась фактически с нуля на деньги частных инвесторов. Всего сегодня работает чуть больше тысячи кинотеатров на 3700 залов. Они в основном расположены в крупных городах, но 40 % населения России живет в небольших городах и не имеет доступа к новинкам киноиндустрии из-за отсутствия оборудованных кинозалов. Квотирование убило бы даже эти, в недостаточном количестве существующие кинозалы. Если мы хотим, чтобы индустрия киноотрасли встала на ноги, мы должны решать вопрос не квотированием. В стране не производится достаточное количество кинофильмов. Необходимо обеспечить государственное финансирование, хотя бы частичное, строительства кинозалов в малых городах. В том числе для этого создавалось наше некоммерческое партнерство «Киноальянс», которое занимается продвижением вопроса на высшем уровне. 

Время России:

Как бы Вы оценили уровень развития российской киноиндустрии? Какой путь она прошла за последние 10–15 лет? Какие основные проблемы стоят на повестке дня? В чем, на Ваш взгляд, главный ресурс дальнейшего движения? Насколько действенны меры государственной поддержки кинопроизводства и кинопроката? Что следует сделать в первую очередь: даже не в контексте финансов, а в административно-управленческом и законодательном плане?

Эдуард Пичугин:

Генеральный продюсер в отечественном кинобизнесе сегодня – государство в лице Фонда кино и Министерства культуры. При их поддержке сняты «Батальонъ», «Легенда 17», «Сталинград», «Поддубный» и многие другие фильмы. Государство имеет право диктовать условия проката картин. Однако, секрет в том, что хорошее кино в любом случае найдет своего зрителя. Очевидно, что высококлассное российское кино собирает большую кассу, чем средний американский блокбастер. У нашего зрителя есть любимые российские актеры, режиссеры, которые говорят на особенном киноязыке. Мы все помним, как появились «Брат», «Брат-2», «Бумеры» и другие фильмы 90-х. В кинотеатрах эти фильмы почти не шли, поскольку их фактически не было. Когда стала развиваться кинотеатральная современная сеть, помимо голливудских фильмов стало востребовано и наше кино. Все мы помним успех «Турецкого гамбита», который, кстати, вышел одновременно с фильмом «Константин» и обогнал его в прокате. «Ночной дозор», «Дневной дозор», «72 метра», «9 рота» и многие другие получили не только зрительскую любовь, но и оправдали затраты в прокате. То есть, эти фильмы смогли попасть на экраны кинотеатров. А ведь именно кинотеатры наиболее эффективно и быстро возвращают средства в кинопроизводство. Поэтому нужны новые залы, и, прежде всего, в тех городах, где кинотеатров нет. И, конечно, нужно продолжать снимать. Есть формула – только 10% фильмов успешны. Сегодня государство поддерживает молодых режиссеров, выделяет средства на дебютное, детское кино, – это очень важно. Необходимо увеличивать эту поддержку.

Время России:

Ленин назвал кино важнейшим из искусств, имея в виду влияние на умонастроение, мировоззрение масс. Продукция Голливуда считается очень важным элементом мягкой силы, смысловой экспансии. Что вы думаете о смысловой стороне кинематографа? Каков ресурс его влияния на ментальность нации в современном информационном обществе?

Эдуард Пичугин:

В конечном итоге все решает зритель, который проголосовал за тот или иной кинофильм, купив билет в кино. Бережное отношение к культурным ценностям, новые герои нового времени, соучастие в решении проблемы – все это успешные составляющие хорошего кино. Сейчас наблюдается интерес к качественному жанровому кино. Когда человек видит в кино своего друга, соседа, когда ему хочется сопереживать интересной истории, тогда кино находит «своего зрителя». И наоборот – это процесс взаимообогащающий.

Время России:

Скажите, какие фильмы нравятся лично Вам? Что посмотрели за последнее время? Какие работы произвели на Вас впечатление?

Эдуард Пичугин:

Могу рассказать, какой фильм вызвал у меня и личный, и профессиональный продюсерский интерес. Это «Люси» Люка Бессона. Все 90 минут фильма держат вас в напряжении. Идеальный хронометраж, яркая история, завораживающий финал. Там есть много отсылок к раннему творчеству самого Бессона, но, тем не менее, по этому кинофильму можно вести процесс обучения студентов в киновузах. Мне было видно, как организована «закадровая» работа в этом фильме, что я бы назвал эталоном в кинопроизводстве. Причем у этого фильма не было гигантских кассовых сборов. Для зрителя моего поколения чрезвычайно интересен оказался фантастический блокбастер «Интерстеллар» Нолана: в первый уик-энд мировые кассовые сборы зашкалили отметку в 20 миллионов долларов. Из творчества наших режиссеров отмечу «Под электрическими облаками» Алексея Германа, с которым мы дружим, и которому студия помогала в производстве фильма. Я видел картину не только как зритель на Берлинале, но и как коллега, на разных этапах производства. По этой же причине – мы партнеры и друзья – мне нравятся все работы Федора Бондарчука. И актерские, и режиссерские, и продюсерские. Приятно удивила «упаковка» фильма «Батальонъ», сопродюсером которого был Федор. Интересно было посмотреть, как он сыграл в «Призраке» продюсерской компании Сергея Сельянова. Это доброе, хорошее, семейное кино. Еще один сельяновский проект – анимационный фильм «Ход конем» – тоже достаточно любопытный. Ну, а если говорить о личных пристрастиях, которым уже много лет – я люблю все фантастические саги режиссера Рональда Эммериха. В частности, был впечатлен фильмом-катастрофой «Послезавтра».

Очень нравятся комедии Гайдая, Рязанова, Данелии: их могу пересматривать и знаю наизусть. Люблю нашу классику – «Войну и мир» Сергея Бондарчука, «Даму с собачкой» Иосифа Хейфица, «Двадцать дней без войны» Алексея Германа, с удовольствием смотрю фильмы Алексея Балабанова. Опять же, что касается зарубежного кино, то одно из любимых – это «День независимости» с Уиллом Смитом. Мне близки фильмы Спилберга, Лукаса и Кэмерона. С удовольствием смотрю Вуди Аллена, Серджио Леоне и Эмира Кустурицу (из любимых – «Черная кошка, белый кот»). Картина «Жизнь Пи» абсолютно совершенна в смысле визуальных эффектов.

Время России:

Вы являетесь одним из пионеров развития кинопроката в малых городах России. Последние годы возглавляете проект Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» «КиноКлуб: культура, образование, коммуникации», нацеленный на освоение где-то заброшенного, где-то целинного поля российской провинции. Что получилось? Можно ли говорить о наличии некоего эффективного формата продвижения цивилизованного кинопроката в российскую глубинку, и каковы его слагаемые: административные, идейные, финансовые?

Эдуард Пичугин:

Чтобы продвигать кино в глубинку, необходимо построить кинотеатры в этой глубинке. Например, в той же Тульской области, в городе Кимовске, удалось открыть обновленный кинозал с современным оборудованием – кинопроектором, креслами, вентиляцией, но это, конечно, была не частная инвестиция. Теперь в местном ДК можно смотреть кино в формате 3D в современно оформленном помещении. Всего в Тульской области уже 10 таких кинозалов. 

Есть разные способы мотиваций в таком бизнесе – например, субсидии или премии отечественному прокатчику. Но это не главное. Главное – построить кинозалы, и точка. Все остальное – маркетинговая политика.

Похожим задачам отвечает и «КиноКлуб» - масштабный проект, направленный на создание культурно-образовательных интеллектуальных центров в регионах России. Мы планируем, что в каждом таком «КиноКлубе» будет находиться мультимедийный кинозал, Интернет-клуб и различные молодежные досуговые объединения. Проект поддержал Министр культуры Владимир Мединский, и в ближайший год в разных концах страны планируется открыть ещё 30 кинотеатров. 

Время России:

В 2014 году в России прошел Год культуры. Какое приращение дал минувший год для отечественного кинематографа, сферы культуры в целом? Какие события, инициативы, начинания запомнились лично Вам?

Эдуард Пичугин:

Богатым на события выдался, как мне кажется, сентябрь. В конце сентября киностудия «Ленфильм» приняла участие в XVI Международном форуме «Кино Экспо» в Санкт-Петербурге – это одно из значимых локальных событий. Чуть ранее в «Великан Парке» впервые состоялся международный фестиваль документального кино «Послание к Человеку». А в августе уже во второй раз прошло очень достойное событие федерального масштаба, в республике Саха. Это Якутский международный кинофестиваль, президентом которого я являюсь, организованный при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Союза кинематографистов России.

Источник