Главное – заразить идеей!

Заведующий лабораторией популяризации и пропаганды математики Математического института имени В.А. Стеклова РАН
Николай Андреев

Николай АНДРЕЕВ о важности популяризации науки: Главное – заразить идеей!

Почти 10 лет Николай Андреев со своей командой старается сделать математику, царицу наук, доступной для всеобщего понимания. Перекладывая сложные формулы и теоремы в красочные и увлекательные мультфильмы, www.etudes.ru, которые интересны не только школьникам, но и студентам, да и просто любознательным людям. В 2010 году Николай Николаевич Андреев удостоен Премии Президента России в области науки и инноваций для молодых ученых «за высокие результаты в создании инновационных образовательных технологий, популяризации и распространении научных знаний». Николай Андреев избран в ЗАЛ НАЦИОНАЛЬНОЙ ТРУДОВОЙ СЛАВЫ. Молодой ученый дал интервью нашему корреспонденту Татьяне Гресс.

Время России:

Николай, почему Вы выбрали именно такое направление работы: нечто пограничное между наукой и образованием?

Николай Андреев:

Думаю, моя работа все-таки находится не между наукой и образованием. Это есть сама наука. Так как популяризацией науки должны заниматься ученые, потому что требования к качеству контента очень высокие. Безусловно, не про всю науку можно рассказать школьникам, но главное, чтобы все рассказанное было правдой, не отдавало поверхностностью, шарлатанством. Поэтому традиция именно российской науки заключается в том, что многие ученые, в том числе очень крупные, занимаются популяризацией: читают лекции, проводят открытые уроки.

andreev_nn.jpg

Заведующий лабораторией популяризации и пропаганды математики Математического института имени В.А. Стеклова РАН Николай Андреев
Время России:

Чей-то пример заразил Вас желанием сделать науку более открытой или Вы нашли свой путь самостоятельно? Когда Вы поняли, что популяризация математики – дело Вашей жизни.

Николай Андреев

Примеров в жизни, и, в частности, на мехмате МГУ, где я учился, была масса. На самом деле любой осмысленный увлеченный рассказ о чем-то, даже обычной школьной теме, это и есть популяризация. Ведь главное – заразить идеей! Первые два мультипликационных фильма, которые мы сделали, рассказывали о тех задачах, которые имели отношение к моей научной проблематике. И после нескольких показов стало понятно, что эту деятельность надо продолжать.

Время России:

Ваш главный проект?

Николай Андреев:

Как правило, популяризацией занимаются параллельно с основной научной деятельностью, мы же трудимся в этом направлении, что называется, на постоянной штатной основе.

Год назад в системе Российской академии наук была создана первая и пока единственная лаборатория популяризации и пропаганды науки, а точнее – математики. Это лаборатория Математического института имени В.А. Стеклова, www.mi.ras.ru, организованная по инициативе директора института, академика РАН Валерия Васильевича Козлова.

Основной наш проект – создание «Математических этюдов», www.etudes.ru: мультфильмов о математике, о решенных и нерешенных задачах, теоремах. Это мультфильмы, которые интересны школьникам, учителям и просто полезны для общего развития. Мы читаем около 60 лекций в год, по всей России, и они пользуются неизменной популярностью у школьников и студентов.

Время России:

Есть ли аналоги Вашей методики за рубежом?

Николай Андреев:

Аналогов нет. Главным образом, из-за дороговизны мультипликации. Очень дорогие услуги специалистов в области трехмерной графики. А за рубежом встречаются случаи, когда над одним фильмом трудятся и математики, и трехмерщики, и дизайнеры. Но за один фильм понять друг друга, охватить все самое важное нереально.

Ценность нашей команды в том, что в ней собраны профессионалы из разных областей, у которых одна цель – внести вклад в популяризацию науки и науку в целом.

Время России:

Николай, Вы говорите, что это очень дорого. Кто оказывает финансовую поддержку Вашей лаборатории?

Николай Андреев:

Долгое время мы жили на собственные средства. Административную поддержку оказывал и оказывает Математический институт имени В.А. Стеклова РАН. Дружескую и информационную – Московский центр непрерывного математического образования, www.mccme.ru, являющийся уникальным местом работы с детьми и учителями. А с осени 2008 года нас поддерживает Фонд Дмитрия Зимина «Династия». Ищем и другие источники финансирования.

Время России:

На Ваш взгляд, важность популяризации науки, в частности, математики, возросла в сравнении со временем двадцатилетней давности или, скажем, первого полета человека в космос, когда престиж точных наук находился на космической высоте? Если да, то в чем это выражается?

Николай Андреев:

Конечно, возросла. Дело в том, что необходимость популяризации определяется уровнем образованности общества. Чем он выше, тем меньше нужно популяризировать – итак все понимают, что обладать знаниями и важно и, самое главное, интересно! Уровень естественнонаучного образования в стране серьезно снизился по сравнению с теми временами, а, значит, важность популяризации значительно возросла. Мы должны показать, что такое наука, чтобы молодежь имела некоторое представление о ней и могла выбирать свой путь в жизни.

Время России:

Как Вы оцениваете реформу российского образования?

Николай Андреев:

Реформировать образование, конечно, надо, но помня одно важное правило: образование не терпит революций, ему жизненно необходим эволюционный режим развития. Сейчас это правило, к сожалению, не соблюдается.

И еще одно замечание на заданную тему. Как известно, образование – это такая вещь, в которой для проверки качества требуются годы. Когда школьники, которые прошли через реформы, закончат ВУЗы и станут специалистами, то по результатам их деятельности, их конкурентоспособности можно будет судить: хорошо их учили или нет. А сейчас те или иные оценки носят во многом условный характер.

Время России:

Николай, а как бы Вы сравнили две системы образования, современную и советскую?

Николай Андреев:

Та система, которая была в СССР, складывалась годами. Это большой педагогический опыт, и рушить его неправильно. Тем более, физико-математическое образование в Советском Союзе считалось лучшим в мире.

Время России:

Вы недавно получили премию Президента России в области науки и инноваций для молодых ученых. Какие новые высоты в науке хотелось бы достичь?

Николай Андреев:

Премия мне была дана как раз за популяризацию науки. Это моя основная работа. А что касается «чистой» научной деятельности: для меня таковая является средством поддержания интеллектуальной формы, расширения научного кругозора.

У всех ученых, безусловно, есть теорема или проект, который хочется решить или реализовать. Но такие вещи, как раз, популяризации поддаются очень сложно. Чтобы что-то популяризировать, то есть донести до массовой аудитории, это нужно очень хорошо понимать. А так как та или иная гипотеза или теорема еще не доказана, значит, понимания еще не достигнуто, и популяризировать ее пока проблематично.

Время России:

Николай, заключительный и самый объемный вопрос. Будучи молодым человеком, при этом состоявшимся, нашедшим свою дорогу, Вы много общаетесь со школьниками и студентами. Что изменилось в их отношении к жизни, к труду, к пониманию призвания и успеха в сравнении со временем, когда Вы и Ваши сверстники сидели за школьной партой и студенческой скамьей? Что Вам нравится в современных молодых ребятах и что, скажем так, не очень импонирует? Нередко раздаются голоса: подрастающее поколение не хочет трудиться. Вы разделяете эту точку зрения?

Николай Андреев:

Среди всех поколений молодежи, и сегодняшнее не исключение, есть очень интересные, образованные, по-человечески хорошие люди. Поэтому сказать, что школьники или студенты стали хуже или лучше нельзя. Что можно сказать определенно – современное поколение – более прагматичное, что во многом обусловлено, навязано ритмом, «форматом» жизни. Просто не хватает времени спокойно почитать что-то, поизучать, а все-таки хочется, чтобы их юношество не заканчивалось так рано с наступлением суеты. Ведь великие вещи в суете не делаются. Кроме того, конечно же, изменились ценности и приоритеты. Но они изменились не сами по себе, а под воздействием телевидения, непорядочных поступков обличенных разного уровня властью людей. Поэтому винить молодежь тут не стоит, она просто впитывает то, чему учит окружающая действительность. И собственно проекты, которые мы делаем, это небольшая попытка нашей команды, если говорить громкими словами, сделать мир чуть лучше. Показать, что именно знание делает жизнь более интересной.

Время России:

Николай, большое спасибо за интервью. Желаем Вам новых успехов в профессии и в жизни!

Николай Андреев:

Спасибо!

Николай Николаевич Андреев

Родился 5 февраля 1975 года в Саратове.

1992–2000: Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, механико-математический факультет: 1992–1997 – студент, 1997–2000 – аспирант. В 2000 г. защитил кандидатскую диссертацию.

С декабря 2000 г. – научный сотрудник Математического института имени В.А.Стеклова РАН.

С августа 2010 г. – заведующий лабораторией популяризации и пропаганды математики Математического института имени В.А. Стеклова РАН.

Оригинал публикации

Фото