Николай АНДРЕЕВ о важности популяризации науки: Главное – заразить идеей!
Почти 10 лет Николай Андреев со своей командой старается сделать математику, царицу наук, доступной для всеобщего понимания. Перекладывая сложные формулы и теоремы в красочные и увлекательные мультфильмы, www.etudes.ru, которые интересны не только школьникам, но и студентам, да и просто любознательным людям. В 2010 году Николай Николаевич Андреев удостоен Премии Президента России в области науки и инноваций для молодых ученых «за высокие результаты в создании инновационных образовательных технологий, популяризации и распространении научных знаний». Николай Андреев избран в ЗАЛ НАЦИОНАЛЬНОЙ ТРУДОВОЙ СЛАВЫ. Молодой ученый дал интервью нашему корреспонденту Татьяне Гресс.
Николай, почему Вы выбрали именно такое направление работы: нечто пограничное между наукой и образованием?
Думаю, моя работа все-таки находится не между наукой и образованием. Это есть сама наука. Так как популяризацией науки должны заниматься ученые, потому что требования к качеству контента очень высокие. Безусловно, не про всю науку можно рассказать школьникам, но главное, чтобы все рассказанное было правдой, не отдавало поверхностностью, шарлатанством. Поэтому традиция именно российской науки заключается в том, что многие ученые, в том числе очень крупные, занимаются популяризацией: читают лекции, проводят открытые уроки.
andreev_nn.jpg
Чей-то пример заразил Вас желанием сделать науку более открытой или Вы нашли свой путь самостоятельно? Когда Вы поняли, что популяризация математики – дело Вашей жизни.
Примеров в жизни, и, в частности, на мехмате МГУ, где я учился, была масса. На самом деле любой осмысленный увлеченный рассказ о чем-то, даже обычной школьной теме, это и есть популяризация. Ведь главное – заразить идеей! Первые два мультипликационных фильма, которые мы сделали, рассказывали о тех задачах, которые имели отношение к моей научной проблематике. И после нескольких показов стало понятно, что эту деятельность надо продолжать.
Ваш главный проект?
Как правило, популяризацией занимаются параллельно с основной научной деятельностью, мы же трудимся в этом направлении, что называется, на постоянной штатной основе.
Год назад в системе Российской академии наук была создана первая и пока единственная лаборатория популяризации и пропаганды науки, а точнее – математики. Это лаборатория Математического института имени В.А. Стеклова, www.mi.ras.ru, организованная по инициативе директора института, академика РАН Валерия Васильевича Козлова.
Основной наш проект – создание «Математических этюдов», www.etudes.ru: мультфильмов о математике, о решенных и нерешенных задачах, теоремах. Это мультфильмы, которые интересны школьникам, учителям и просто полезны для общего развития. Мы читаем около 60 лекций в год, по всей России, и они пользуются неизменной популярностью у школьников и студентов.
Есть ли аналоги Вашей методики за рубежом?
Аналогов нет. Главным образом, из-за дороговизны мультипликации. Очень дорогие услуги специалистов в области трехмерной графики. А за рубежом встречаются случаи, когда над одним фильмом трудятся и математики, и трехмерщики, и дизайнеры. Но за один фильм понять друг друга, охватить все самое важное нереально.
Ценность нашей команды в том, что в ней собраны профессионалы из разных областей, у которых одна цель – внести вклад в популяризацию науки и науку в целом.
Николай, Вы говорите, что это очень дорого. Кто оказывает финансовую поддержку Вашей лаборатории?
Долгое время мы жили на собственные средства. Административную поддержку оказывал и оказывает Математический институт имени В.А. Стеклова РАН. Дружескую и информационную – Московский центр непрерывного математического образования, www.mccme.ru, являющийся уникальным местом работы с детьми и учителями. А с осени 2008 года нас поддерживает Фонд Дмитрия Зимина «Династия». Ищем и другие источники финансирования.
На Ваш взгляд, важность популяризации науки, в частности, математики, возросла в сравнении со временем двадцатилетней давности или, скажем, первого полета человека в космос, когда престиж точных наук находился на космической высоте? Если да, то в чем это выражается?
Конечно, возросла. Дело в том, что необходимость популяризации определяется уровнем образованности общества. Чем он выше, тем меньше нужно популяризировать – итак все понимают, что обладать знаниями и важно и, самое главное, интересно! Уровень естественнонаучного образования в стране серьезно снизился по сравнению с теми временами, а, значит, важность популяризации значительно возросла. Мы должны показать, что такое наука, чтобы молодежь имела некоторое представление о ней и могла выбирать свой путь в жизни.
Как Вы оцениваете реформу российского образования?
Реформировать образование, конечно, надо, но помня одно важное правило: образование не терпит революций, ему жизненно необходим эволюционный режим развития. Сейчас это правило, к сожалению, не соблюдается.
И еще одно замечание на заданную тему. Как известно, образование – это такая вещь, в которой для проверки качества требуются годы. Когда школьники, которые прошли через реформы, закончат ВУЗы и станут специалистами, то по результатам их деятельности, их конкурентоспособности можно будет судить: хорошо их учили или нет. А сейчас те или иные оценки носят во многом условный характер.
Николай, а как бы Вы сравнили две системы образования, современную и советскую?
Та система, которая была в СССР, складывалась годами. Это большой педагогический опыт, и рушить его неправильно. Тем более, физико-математическое образование в Советском Союзе считалось лучшим в мире.
Вы недавно получили премию Президента России в области науки и инноваций для молодых ученых. Какие новые высоты в науке хотелось бы достичь?
Премия мне была дана как раз за популяризацию науки. Это моя основная работа. А что касается «чистой» научной деятельности: для меня таковая является средством поддержания интеллектуальной формы, расширения научного кругозора.
У всех ученых, безусловно, есть теорема или проект, который хочется решить или реализовать. Но такие вещи, как раз, популяризации поддаются очень сложно. Чтобы что-то популяризировать, то есть донести до массовой аудитории, это нужно очень хорошо понимать. А так как та или иная гипотеза или теорема еще не доказана, значит, понимания еще не достигнуто, и популяризировать ее пока проблематично.
Николай, заключительный и самый объемный вопрос. Будучи молодым человеком, при этом состоявшимся, нашедшим свою дорогу, Вы много общаетесь со школьниками и студентами. Что изменилось в их отношении к жизни, к труду, к пониманию призвания и успеха в сравнении со временем, когда Вы и Ваши сверстники сидели за школьной партой и студенческой скамьей? Что Вам нравится в современных молодых ребятах и что, скажем так, не очень импонирует? Нередко раздаются голоса: подрастающее поколение не хочет трудиться. Вы разделяете эту точку зрения?
Среди всех поколений молодежи, и сегодняшнее не исключение, есть очень интересные, образованные, по-человечески хорошие люди. Поэтому сказать, что школьники или студенты стали хуже или лучше нельзя. Что можно сказать определенно – современное поколение – более прагматичное, что во многом обусловлено, навязано ритмом, «форматом» жизни. Просто не хватает времени спокойно почитать что-то, поизучать, а все-таки хочется, чтобы их юношество не заканчивалось так рано с наступлением суеты. Ведь великие вещи в суете не делаются. Кроме того, конечно же, изменились ценности и приоритеты. Но они изменились не сами по себе, а под воздействием телевидения, непорядочных поступков обличенных разного уровня властью людей. Поэтому винить молодежь тут не стоит, она просто впитывает то, чему учит окружающая действительность. И собственно проекты, которые мы делаем, это небольшая попытка нашей команды, если говорить громкими словами, сделать мир чуть лучше. Показать, что именно знание делает жизнь более интересной.
Николай, большое спасибо за интервью. Желаем Вам новых успехов в профессии и в жизни!
Спасибо!
Николай Николаевич Андреев
Родился 5 февраля 1975 года в Саратове.
1992–2000: Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, механико-математический факультет: 1992–1997 – студент, 1997–2000 – аспирант. В 2000 г. защитил кандидатскую диссертацию.
С декабря 2000 г. – научный сотрудник Математического института имени В.А.Стеклова РАН.
С августа 2010 г. – заведующий лабораторией популяризации и пропаганды математики Математического института имени В.А. Стеклова РАН.