22 мая Государственная Третьяковская галерея праздновала 160-летний юбилей. За 160 лет с момента основания Третьяковская галерея обрела не только официальный статус сокровищницы отечественного искусства и один из самых масштабных в мире музейных фондов, но и искреннюю любовь посетителей из разных городов и стран.
В 2016 году день рождения Третьяковской галереи практически совпадал со временем проведения общегородской акции «Ночь в музее». 21 и 22 мая в корпусе в Лаврушинском переулке прошлит бесплатные квесты: «Квест по музею: Третьяковка» — для взрослых, а также «Квест по музею: Третьяковка Kids» и «Третьяковка для самых маленьких» — для детей.
В здании Третьяковской галереи на Крымском Валу прошла «Ночь Кандинского». К юбилею художника подготовлена специальная программа. Её создатели попытались воплотить идею синтеза искусств, которая была близка Василию Кандинскому, помимо живописи увлекавшемуся музыкой, поэзией и театром и разрабатывавшему так называемые сценические композиции. Во время специальной программы они были реализованы с помощью современного танца, музыки, световых технологий и различных художественных практик.
Справка. 22 мая 1856 года, выбранное в качестве точки отсчёта существования коллекции Павла Михайловича Третьякова, — дата во многом условная. Считается, что именно в этот день купец приобрёл две первые картины русских художников — «Искушение» Николая Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» Василия Худякова, — которые и положили начало всей коллекции. В предыдущие, правда, два года Третьяков купил 11 графических листов и девять картин старых голландских мастеров.
Следующей вехой Третьяковской галереи стало заявление Павла Михайловича в Московскую городскую Думу о передаче в дар городу своего собрания и коллекции скоропостижно скончавшегося брата Сергея Михайловича. В сентябре 1892 года дар был официально принят, а коллекция получила имя «Городская художественная галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых». Вместе с картинами городу был передан и дом в Лаврушинском переулке.
За всю свою историю дом этот перестраивался и обрастал всё новыми и новыми помещениями. Ещё при жизни Павла Михайловича масштабные работы по расширению галереи велись не менее трёх раз. И даже несмотря на это, места не хватало не только для самой коллекции, для которой уже в советское время передавали рядом стоящие здания, но и для посетителей. В 1901 году, после очередной перестройки, городской управе пришлось ограничить максимальное число визитёров — не более 1500 человек одновременно. Одним из самых важных событий в истории самого здания стало возведение нового фасада. В 1901 году Виктор Васнецов представил свои эскизы широкой публике, а в 1902-м начались строительные работы, которые были завершены два года спустя. Новый фасад в русском стиле стал эмблемой Третьяковской галереи.