Интервью генерального директора «Ленфильма» Эдуарда Пичугина альманаху «ВРЕМЯ РОССИИ»
Настоящее интервью было опубликовано в специальном выпуске альманаха «Время России», 2015 №1 (№6), посвященного Году культуры в Российской Федерации (проводился в 2014 году)
Эдуард Анатольевич, в одной из недавних публикаций о «Ленфильме» сказано так: «славное прошлое, печальное настоящее, тревожное будущее». Тем не менее, в последнее время «Ленфильм» возрождается. Какие первоочередные задачи удалось решить? Найдена ли устойчивая модель развития? Какой должна стать киностудия через пять, десять лет?
Сейчас существуют две успешно зарекомендовавших себя бизнес-модели – студийный комплекс, предоставляющий кинопроизводственные услуги, и продюсерский центр. Сам студийный комплекс – это первое. Мы по-прежнему предоставляем услуги киностудии как столичным, так и западным клиентам, и рассчитываем далее оставаться финансово привлекательными для новых клиентов в рублевой зоне.
У нас снимаются проекты Первого канала, ВГТРК и других телекомпаний и продюсерских центров. В начале года среди заказчиков была даже компания BBC, снимавшая в Петербурге сериал «Война и мир». «Ленфильм» конкурентоспособен, будь то аренда нашей техники или костюмы и реквизит. С другой стороны – мы функционируем как продюсерский центр. Закрыты долговые обязательства по картинам, запущенным до нас, и успешно снимается несколько разножанровых проектов. Сегодня это – сложнопостановочный исторический детектив Сергея Снежкина «Контрибуция», романтическая комедия «Развод по собственному желанию» Ильи Северова и детская сказка «Самый рыжий лис».
Возрождение киностудии налицо. Но самое важное – то, о чем мы никогда не забываем – работа с кадрами, их подбор и подготовка. Практически все специалисты киностудии привлекают к работе студентов из Санкт-Петербургского университета кино и телевидения и ВГИКа. Молодые талантливые звукооператоры, художники, монтажеры – в скором времени мы увидим их в основном составе студии.
Дело в том, что кадровый вопрос – это большая проблема киноотрасли. Она очень остро чувствуется в Петербурге, где кинопроизводство сократилось, и многие профессионалы уехали. Сейчас, благодаря нашим стараниям, специалисты стали появляться. Например, на картине «Контрибуция» у нас работало 15 студентов. Креативный продюсер киностудии Александр Игудин тоже старается приглашать молодежь, которая овладевает на наших проектах простыми, но важными в кинопроизводстве профессиями.
Есть еще одно направление в развитии деятельности нашего продюсерского центра – кинопрокатное. Так, мы уже запустили в прокат 200 копий фильма Алексея Германа «Трудно быть богом» в России и заработали 50 миллионов рублей – это весомый результат для такого сложного авторского кино. Сейчас хотим заняться кинопрокатом новой картины известного петербургского режиссера Владимира Бортко «Душа шпиона». Мы не скрываем, что хотим отработать этот дистрибуционный навык, в том числе и для собственной продукции.
Благодаря специальным технологиям партнеров собираемся наладить производство цифровых копий для дистрибьюторов, и более того, разрабатываем способы передачи цифровых копий в кинотеатры с помощью спутниковых технологий, что поможет удешевить процесс доставки копий потребителю. Амбиции наши велики, но они вполне реальны.
«Ленфильм» – символ отечественного кинематографа и Петербурга. Вы ощущаете поддержку федеральных и городских властей?
Да, мы ощущаем поддержку со стороны федерального правительства, а именно, Министерства культуры. Всегда находимся в процессе онлайн-взаимодействия с Министром культуры Владимиром Мединским. Благодаря его пониманию, помощи и поддержке многое удается делать. Когда студия находилась в процессе выживания и стагнации в середине 2000-х, она потеряла, к сожалению, многие имущественные ценности и часть недвижимости. Но главное – утрачены доходы от киноколлекции. От филиала киностудии на улице Тамбасова в Санкт-Петербурге осталось только 10 га из первоначальных 20 – территория по периметру застроена жильем. К сожалению, по ряду причин, одна из которых – многокилометровая удаленность от Каменноостровского, филиал невозможно развивать.
После тщательной проработки этого вопроса с Министром культуры, мы решили следующее: вполне реально наш «актив» в виде филиала на улице Тамбасова передать инвестору, а на вырученные средства приобрести для развития киностудии новую территорию. Заручившись поддержкой Совета директоров, мы подыскали для «Ленфильма» заводские площади в непосредственной близости от Каменноостровского.
Это совершенно новая страница в истории киностудии: интеграция в историческую часть Петроградского района. К тому же, мы доказали, что умеем бережно обращаться с «историей». Недавно мы вместе с театром «Балтийский дом» выступили с инициативой по развитию Александровского парка, примыкающего к киностудии, и превращению его в культурный кластер, многофункциональное пространство. Это предложение было поддержано городским правительством. Надо отметить, что как раз при активной поддержке губернатора города Георгия Полтавченко и стал возрождаться «Ленфильм». Георгий Сергеевич рассказывал, что в детстве жил в Петроградском районе, по соседству с киностудией. Поэтому «Ленфильм» для него – как детские воспоминания, так и символ города. И его личное участие, и доброе отношение нам очень сильно помогают. Губернатор всегда готов прийти на помощь действенным советом.
Также ведутся переговоры о том, чтобы принимать участие в фестивальном движении, предоставлять пустующие площади для маленьких театров города, которые не имеют крыши над головой. Мы активно превращаем «Ленфильм» в настоящее мультикультурное пространство: в главном здании с колоннадой скоро откроются и музей, и кафе, и киноклуб с кинотеатром, настоящая синематека «Ленфильма». Все это великолепие будет открыто и для гостей города, и для друзей киностудии.
Расскажите подробнее о новой дате рождения киностудии. Долгое время годом рождения киностудии считался 1918 год, но в прошлом году был заявлен 100-летний юбилей.
Корни «Ленфильма», как выяснил наш «летописец» и культуролог Александр Поздняков, восходят к Военно-кинематографическому отделу Скобелевского комитета, учрежденному в марте 1914 года. Александром Николаевичем были найдены описи протокола, подтверждающего, что все имущество, копии фильмов, оборудование и персонал Скобелевского комитета перешли в ведение Петроградской кинематографической конторы. Первая картина называлась «Уплотнение».
В последние годы много говорится о важности поддержки отечественной кинопродукции в прокате, в том числе за счет введения квот. Ссылаются на опыт Франции, других стран. Интересно узнать Ваше мнение по этому вопросу: ведь Вы теперь не только кинопрокатчик, но и производитель кинопродукции.
Законотворцам очень важно понимать, что существующая сеть кинотеатров создавалась фактически с нуля на деньги частных инвесторов. Всего сегодня работает чуть больше тысячи кинотеатров на 3700 залов. Они в основном расположены в крупных городах, но 40 % населения России живет в небольших городах и не имеет доступа к новинкам киноиндустрии из-за отсутствия оборудованных кинозалов. Квотирование убило бы даже эти, в недостаточном количестве существующие кинозалы. Если мы хотим, чтобы индустрия киноотрасли встала на ноги, мы должны решать вопрос не квотированием. В стране не производится достаточное количество кинофильмов. Необходимо обеспечить государственное финансирование, хотя бы частичное, строительства кинозалов в малых городах. В том числе для этого создавалось наше некоммерческое партнерство «Киноальянс», которое занимается продвижением вопроса на высшем уровне.
Как бы Вы оценили уровень развития российской киноиндустрии? Какой путь она прошла за последние 10–15 лет? Какие основные проблемы стоят на повестке дня? В чем, на Ваш взгляд, главный ресурс дальнейшего движения? Насколько действенны меры государственной поддержки кинопроизводства и кинопроката? Что следует сделать в первую очередь: даже не в контексте финансов, а в административно-управленческом и законодательном плане?
Генеральный продюсер в отечественном кинобизнесе сегодня – государство в лице Фонда кино и Министерства культуры. При их поддержке сняты «Батальонъ», «Легенда 17», «Сталинград», «Поддубный» и многие другие фильмы. Государство имеет право диктовать условия проката картин. Однако, секрет в том, что хорошее кино в любом случае найдет своего зрителя. Очевидно, что высококлассное российское кино собирает большую кассу, чем средний американский блокбастер. У нашего зрителя есть любимые российские актеры, режиссеры, которые говорят на особенном киноязыке. Мы все помним, как появились «Брат», «Брат-2», «Бумеры» и другие фильмы 90-х. В кинотеатрах эти фильмы почти не шли, поскольку их фактически не было. Когда стала развиваться кинотеатральная современная сеть, помимо голливудских фильмов стало востребовано и наше кино. Все мы помним успех «Турецкого гамбита», который, кстати, вышел одновременно с фильмом «Константин» и обогнал его в прокате. «Ночной дозор», «Дневной дозор», «72 метра», «9 рота» и многие другие получили не только зрительскую любовь, но и оправдали затраты в прокате. То есть, эти фильмы смогли попасть на экраны кинотеатров. А ведь именно кинотеатры наиболее эффективно и быстро возвращают средства в кинопроизводство. Поэтому нужны новые залы, и, прежде всего, в тех городах, где кинотеатров нет. И, конечно, нужно продолжать снимать. Есть формула – только 10% фильмов успешны. Сегодня государство поддерживает молодых режиссеров, выделяет средства на дебютное, детское кино, – это очень важно. Необходимо увеличивать эту поддержку.
Ленин назвал кино важнейшим из искусств, имея в виду влияние на умонастроение, мировоззрение масс. Продукция Голливуда считается очень важным элементом мягкой силы, смысловой экспансии. Что вы думаете о смысловой стороне кинематографа? Каков ресурс его влияния на ментальность нации в современном информационном обществе?
В конечном итоге все решает зритель, который проголосовал за тот или иной кинофильм, купив билет в кино. Бережное отношение к культурным ценностям, новые герои нового времени, соучастие в решении проблемы – все это успешные составляющие хорошего кино. Сейчас наблюдается интерес к качественному жанровому кино. Когда человек видит в кино своего друга, соседа, когда ему хочется сопереживать интересной истории, тогда кино находит «своего зрителя». И наоборот – это процесс взаимообогащающий.
Скажите, какие фильмы нравятся лично Вам? Что посмотрели за последнее время? Какие работы произвели на Вас впечатление?
Могу рассказать, какой фильм вызвал у меня и личный, и профессиональный продюсерский интерес. Это «Люси» Люка Бессона. Все 90 минут фильма держат вас в напряжении. Идеальный хронометраж, яркая история, завораживающий финал. Там есть много отсылок к раннему творчеству самого Бессона, но, тем не менее, по этому кинофильму можно вести процесс обучения студентов в киновузах. Мне было видно, как организована «закадровая» работа в этом фильме, что я бы назвал эталоном в кинопроизводстве. Причем у этого фильма не было гигантских кассовых сборов. Для зрителя моего поколения чрезвычайно интересен оказался фантастический блокбастер «Интерстеллар» Нолана: в первый уик-энд мировые кассовые сборы зашкалили отметку в 20 миллионов долларов. Из творчества наших режиссеров отмечу «Под электрическими облаками» Алексея Германа, с которым мы дружим, и которому студия помогала в производстве фильма. Я видел картину не только как зритель на Берлинале, но и как коллега, на разных этапах производства. По этой же причине – мы партнеры и друзья – мне нравятся все работы Федора Бондарчука. И актерские, и режиссерские, и продюсерские. Приятно удивила «упаковка» фильма «Батальонъ», сопродюсером которого был Федор. Интересно было посмотреть, как он сыграл в «Призраке» продюсерской компании Сергея Сельянова. Это доброе, хорошее, семейное кино. Еще один сельяновский проект – анимационный фильм «Ход конем» – тоже достаточно любопытный. Ну, а если говорить о личных пристрастиях, которым уже много лет – я люблю все фантастические саги режиссера Рональда Эммериха. В частности, был впечатлен фильмом-катастрофой «Послезавтра».
Очень нравятся комедии Гайдая, Рязанова, Данелии: их могу пересматривать и знаю наизусть. Люблю нашу классику – «Войну и мир» Сергея Бондарчука, «Даму с собачкой» Иосифа Хейфица, «Двадцать дней без войны» Алексея Германа, с удовольствием смотрю фильмы Алексея Балабанова. Опять же, что касается зарубежного кино, то одно из любимых – это «День независимости» с Уиллом Смитом. Мне близки фильмы Спилберга, Лукаса и Кэмерона. С удовольствием смотрю Вуди Аллена, Серджио Леоне и Эмира Кустурицу (из любимых – «Черная кошка, белый кот»). Картина «Жизнь Пи» абсолютно совершенна в смысле визуальных эффектов.
Вы являетесь одним из пионеров развития кинопроката в малых городах России. Последние годы возглавляете проект Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» «КиноКлуб: культура, образование, коммуникации», нацеленный на освоение где-то заброшенного, где-то целинного поля российской провинции. Что получилось? Можно ли говорить о наличии некоего эффективного формата продвижения цивилизованного кинопроката в российскую глубинку, и каковы его слагаемые: административные, идейные, финансовые?
Чтобы продвигать кино в глубинку, необходимо построить кинотеатры в этой глубинке. Например, в той же Тульской области, в городе Кимовске, удалось открыть обновленный кинозал с современным оборудованием – кинопроектором, креслами, вентиляцией, но это, конечно, была не частная инвестиция. Теперь в местном ДК можно смотреть кино в формате 3D в современно оформленном помещении. Всего в Тульской области уже 10 таких кинозалов.
Есть разные способы мотиваций в таком бизнесе – например, субсидии или премии отечественному прокатчику. Но это не главное. Главное – построить кинозалы, и точка. Все остальное – маркетинговая политика.
Похожим задачам отвечает и «КиноКлуб» - масштабный проект, направленный на создание культурно-образовательных интеллектуальных центров в регионах России. Мы планируем, что в каждом таком «КиноКлубе» будет находиться мультимедийный кинозал, Интернет-клуб и различные молодежные досуговые объединения. Проект поддержал Министр культуры Владимир Мединский, и в ближайший год в разных концах страны планируется открыть ещё 30 кинотеатров.
В 2014 году в России прошел Год культуры. Какое приращение дал минувший год для отечественного кинематографа, сферы культуры в целом? Какие события, инициативы, начинания запомнились лично Вам?
Богатым на события выдался, как мне кажется, сентябрь. В конце сентября киностудия «Ленфильм» приняла участие в XVI Международном форуме «Кино Экспо» в Санкт-Петербурге – это одно из значимых локальных событий. Чуть ранее в «Великан Парке» впервые состоялся международный фестиваль документального кино «Послание к Человеку». А в августе уже во второй раз прошло очень достойное событие федерального масштаба, в республике Саха. Это Якутский международный кинофестиваль, президентом которого я являюсь, организованный при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Союза кинематографистов России.